Гос. экспертиза – проверка соответствия требованиям природоохранного законодательства проектируемой хозяйственной деятельности.
Объектами экспертизы являются территориальные планы и схемы социально-экономического развития, программы охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, градостроительная документация, проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение производственных объектов.
Гос. экспертизу осуществляют соответствующие отделы органов министерства природы. По итогам экспертизы заказчик получает положительное или отрицательное заключение. Реализация проекта допустима только в случае получения положительного заключения
Эксплуатируемые производственные объекты контролируются на основании информации, изложенной в экопаспортах.
Экопаспорт – нормативно-технический документ, содержащий информацию об использовании предприятием природных ресурсов и его воздействии на окружающую среду.
|
|
45. Экономическое стимулирование рационального природопользования. С-ма платного прир.польз. в Белоруси и её эффективность.
Экономический механизм пользования – это совокупность экономических методов управления создающих материальную заинтересованность прир. польз-й, оптимизации и взаимодействии с прир. средой.
Эк-е регулирование прир. польз-я осущ-ся методами позитивной и негативной мотивации.
Основой регул-я сферы природопольз-я в наст-е время в республике явл-ся налоговый (ценовой) мех-м,рычаги кот-ого подразд-т на поощррительные, принудительные и компенсационные.
Центральным звеном эк-го механизма прир. польз-я явл-ся с-ма платности, объединяющая платежи за прир. ресурсы; выбросы, сбросы загрязняющих в-в. А также штрафы по возмещению ущерба.
Платность прир. польз-я решает задачи:
1.Эк-ки стимулирует прир. охр. деят-ть
2.Формирует централизованные источники финансирования, охраны и воспроизводства прир. рес-в.
3.Обеспечивает учёт прир. фактора в составе произ-х затрат, дохода и расхода; предприятий территорий.
4.Согласовывает интересы предприятий сфере прир. польз. между собой а также народного хоз-ва в целом.
5.Обеспечивает изъятие диф-го дохода рентного происхождения.
6.Отражает специфику процесса прир. польз. при взаимодействии предприятий с органами управления кредитно-финансовой с-мы и бюджетом. Компенсирует ущерб владельцу прир. рес-са при изъятии или порче.
7.Возмещает ущерб от загрязнений истощений окруж. среды.
46. Зарубежный опыт эк-го стимулирования природоохранной деят-ти и рационального ипользования природных рес-в.
|
|
За рубежом применяются две разновидности эк-х методов регулирования экол-й сферы-(ценовое, налоговое) регулирование и собственный рыночный механизм.
Основные инструменты ценового эк-го регулирования:
1)Платежи за загрязнение окруж. среды
2)Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями и утилизационными установками
3) платежи за пользование прир-ми рес-ми
4) экол-е надбавки к цене продукции
5) дифференц-я налогов в экол-й сфере
6) налоговые льготы в виде дотаций, льготных кредитов и налоговых льгот.
7)Экол-е страхование
Рыночное регулирование экологической сферы осуществляется след. образом. На первом этапе компетентные органы охраны природы определяют лимиты пользования природными ресурсами и загрязнения окр. среды в соответствии с которыми разделяют права природопользователей на опред. территории. Далее природопользователи самостоятельно перераспределяют свои права. Контролирующие органы только отслеживают чистоту сделок.
Основные элементы с-мы рыночного регулирования:
Принцип «облака» в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона а нах-ся на его тер-ии предприятия совместно нах-т наиболее выгодный вариант соблюдения этого норматива.
Политика компенсации выбросов позволяет предприятиям уменьшевшим свои выбросы продавать право на выброс с понижающим коэф-м.
Банки выбросов- банки в которые фирмы сокращ. свои объёмы выбросов могут положить аккредитивы полученные на разницу.
Биржа прав на загрязнение- поред-е организации для проведения сделок купли-продажи прав на выбросы.
47. Сущность, ф-ции, задачи эконом. оценки природных ресурсов.
Эконом. оценка прир. ресурсов (ЭОПР) – денежное выражение их хоз-ной ценности, определяемой их прир. особенностями.
ЭОПР явл. основой становления рыночных отношений в природопользовании.
Её учёт на стадии экологоэкон-ого проектиров-я и прогнозиров-я позволяет выбрать приоритетный природоохр-й вариант разв-я тер-и и размещ-я производ-х сил.
Ее учет на действующих предприятиях приводит к увеличению пр-венных затрат при нерац. природопользовании.
ЭО выполняет учетную и стимулирующую роль. С ее помощью сравнивают ценность различных прир. ресурсов, и на основе этого устанавливают последовательность их вовлечения в хоз-ный оборот. ЭОПР позволяет рассчитать природно-ресурсный потенциал региона и осуществить прогнозирование его эконом. развития. Ее используют для определения мат. ущерба, наносимого общ-ву при изъятии из хоз-ного оборота прир. ресурса или при ухудшении его качества. ЭОПР используется при расчете эффективности природоохранных мероприятий, а также лежит в основе платности природопользования, создавая мат. заинтересованность в рац. природопользовании.
Основные направления использования ЭОПР:
1) в массовых планово-проектных расчетах по обоснованию изменений хар-ра использования данного ресурса;
2) приведение кадастров (систематиз-й свод сведений о рес-сах) прир-х ресурсов;
3) в экологоэкон-м планиров-и и прогнозиров-и;
4) в целях совершенствов-я экон-ого механизма природопольз-я.