Методические указания

Основы экологических знаний

 

Программа курса и методические указания

к семинарским занятиям

Для студентов всех специальностей

очно-заочного отделения

 

 

Сыктывкар 2002

Утверждено на заседании научно-методического совета университета от 28.02.2002 г. (протокол № 5)

 

 

Программа подготовлена сотрудниками кафедры:

 

Проф., д.м.н. Корабельников И.В.

Доц., к.м.н. Глушкова Л.И.

Ст. преподаватель Романчук Н.И.

Ассистент Макарова Л.Р.

 

Лекции – 8 часов

Семинарские занятия – 4 часа

Контрольная работа – 1

Самостоятельная работа – 120 часов

 

 

Введение

 

Слушатели очно-заочного отделения самостоятельно осуществляют изучение курса основы экологических знаний. На сессии преподаватели знакомят слушателей с основами экологических знаний в объеме 8 лекционных часов. При подготовке к очной части обучения слушатели самостоятельно готовятся к семинарским занятиям согласно программе. В ходе изучения курса слушателям необходимо самостоятельно подготовить контрольную работу из списка работ предложенных в программе курса. При подготовке к сессии необходимо ознакомиться с перечнем вопросов к зачету. Предложенный список рекомендуемой и дополнительной литературы не является исчерпывающим и слушателям можно при освоении курса использовать другую доступную литературу, по теме изученной дисциплины.

 

 

Курс лекций.

 

 

Тема 1. Экология. Основные понятия, термины, законы (2 часа)

 

Понятие экологии как научной дисциплины. Определение предмета задач, целей экологии как науки. Понятие о биогеоценозе, пищевых связях. Разделы и классификация экологии. Основные законы экологии.

 

Тема 2. Учение Вернадского В.И. о биосфере (2 часа)

 

Учение Вернадского в основе современного представления о взаимосвязях и эволюции всех структур биосферы. Целостность биосферы. Структура биосферы. Функции живого вещества. Единство биосферы и человека. Концепция ноосферы, переход биосферы в ноосферу.

 

Тема 3. Современный экологический кризис (1 час)

 

Экологические кризисы в исторические времена. Научно- техническая революция и глобальный экологический кризис. Проблемы возникшие от негативных экологических последствий. Современные экологические катастрофы.

 

 

Тема 4. Устойчивое развитие (1 час)

 

 

Определите понятие “Устойчивое развитие”. Мировая концепция устойчивого развития. Концепция перехода России к устойчивому развитию.

 

 

Тема 5. Организационно-правовое обеспечение рационального природопользования (2 часа)

 

 

Система, принципы, эколого-правового регулирования. Объекты охраны окружающей природной среды. Экологические права и обязанности граждан. Государственное управление в сфере природопользования. Экологические подходы охраны окружающей природной среды.

 

Планы семинарских занятий и методические указания

Тема 1. Основные источники загрязнения окружающей среды

(2 часа)

 

1. Негативные факторы, влияющие на состояние окружающей природной среды и здоровья населения:

· Химические факторы

· Биологические факторы

· Физические факторы

· Радиационный фактор

· Природные: землятресения, наводнения, солевые потоки, извержение вулканов.

2. Источники загрязнения воздушного бассейна.

3. Источники загрязнения водного бассейна.

4. Источники загрязнения почвы и недр.

 

Методические указания

В ходе подготовки к семинарским занятиям необходимо изучить рекомендуемую литературу. Ознакомиться с негативными техногенными факторами, возникающими в результате деятельности человека. Негативные факторы в виде отходов производственной, сельскохозяйственной, бытовой деятельности человека могут загрязнять атмосферу, гидросферу, почву, недра. Ознакомиться с видами химических, высокотоксичных соединений. Биологические факторы следует рассматривать с двух позиций, как биологическое загрязнение в результате деятельности человека и как микробное загрязнение микроорганизмами опасными для человека и других живых организмов (вич-инфекции, кишечные инфекции, воздушно-капельные инфекции, особо опасные инфекции и т.д.)

Физические факторы подразделяются на: тепловые, световые, шумовые, электромагнитные.

Радиационный фактор: следует изучить источники радиации, влияние радиации на человека, животных, растения. Ознакомиться с последствиями природных негативных факторов на окружающую среду.

Знать источники и виды загрязнений воздушного и водного бассейна, загрязнения почвы, недр, в связи с воздействием различных отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, жизнедеятельности человека.

 

 

Тема 2. Эколого-гигиеническая характеристика Республики Коми.

 

 

1. Краткая экологическая характеристика.

2. Медико-демографическая характеристика.

3. Состояние животного и растительного мира.

4. Основные экологические проблемы.

5. Пути решения экологических проблем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: