Основы экологических знаний
Программа курса и методические указания
к семинарским занятиям
Для студентов всех специальностей
очно-заочного отделения
Сыктывкар 2002
Утверждено на заседании научно-методического совета университета от 28.02.2002 г. (протокол № 5)
Программа подготовлена сотрудниками кафедры:
Проф., д.м.н. Корабельников И.В.
Доц., к.м.н. Глушкова Л.И.
Ст. преподаватель Романчук Н.И.
Ассистент Макарова Л.Р.
Лекции – 8 часов
Семинарские занятия – 4 часа
Контрольная работа – 1
Самостоятельная работа – 120 часов
Введение
Слушатели очно-заочного отделения самостоятельно осуществляют изучение курса основы экологических знаний. На сессии преподаватели знакомят слушателей с основами экологических знаний в объеме 8 лекционных часов. При подготовке к очной части обучения слушатели самостоятельно готовятся к семинарским занятиям согласно программе. В ходе изучения курса слушателям необходимо самостоятельно подготовить контрольную работу из списка работ предложенных в программе курса. При подготовке к сессии необходимо ознакомиться с перечнем вопросов к зачету. Предложенный список рекомендуемой и дополнительной литературы не является исчерпывающим и слушателям можно при освоении курса использовать другую доступную литературу, по теме изученной дисциплины.
|
|
Курс лекций.
Тема 1. Экология. Основные понятия, термины, законы (2 часа)
Понятие экологии как научной дисциплины. Определение предмета задач, целей экологии как науки. Понятие о биогеоценозе, пищевых связях. Разделы и классификация экологии. Основные законы экологии.
Тема 2. Учение Вернадского В.И. о биосфере (2 часа)
Учение Вернадского в основе современного представления о взаимосвязях и эволюции всех структур биосферы. Целостность биосферы. Структура биосферы. Функции живого вещества. Единство биосферы и человека. Концепция ноосферы, переход биосферы в ноосферу.
Тема 3. Современный экологический кризис (1 час)
Экологические кризисы в исторические времена. Научно- техническая революция и глобальный экологический кризис. Проблемы возникшие от негативных экологических последствий. Современные экологические катастрофы.
Тема 4. Устойчивое развитие (1 час)
Определите понятие “Устойчивое развитие”. Мировая концепция устойчивого развития. Концепция перехода России к устойчивому развитию.
Тема 5. Организационно-правовое обеспечение рационального природопользования (2 часа)
Система, принципы, эколого-правового регулирования. Объекты охраны окружающей природной среды. Экологические права и обязанности граждан. Государственное управление в сфере природопользования. Экологические подходы охраны окружающей природной среды.
|
|
Планы семинарских занятий и методические указания
Тема 1. Основные источники загрязнения окружающей среды
(2 часа)
1. Негативные факторы, влияющие на состояние окружающей природной среды и здоровья населения:
· Химические факторы
· Биологические факторы
· Физические факторы
· Радиационный фактор
· Природные: землятресения, наводнения, солевые потоки, извержение вулканов.
2. Источники загрязнения воздушного бассейна.
3. Источники загрязнения водного бассейна.
4. Источники загрязнения почвы и недр.
Методические указания
В ходе подготовки к семинарским занятиям необходимо изучить рекомендуемую литературу. Ознакомиться с негативными техногенными факторами, возникающими в результате деятельности человека. Негативные факторы в виде отходов производственной, сельскохозяйственной, бытовой деятельности человека могут загрязнять атмосферу, гидросферу, почву, недра. Ознакомиться с видами химических, высокотоксичных соединений. Биологические факторы следует рассматривать с двух позиций, как биологическое загрязнение в результате деятельности человека и как микробное загрязнение микроорганизмами опасными для человека и других живых организмов (вич-инфекции, кишечные инфекции, воздушно-капельные инфекции, особо опасные инфекции и т.д.)
Физические факторы подразделяются на: тепловые, световые, шумовые, электромагнитные.
Радиационный фактор: следует изучить источники радиации, влияние радиации на человека, животных, растения. Ознакомиться с последствиями природных негативных факторов на окружающую среду.
Знать источники и виды загрязнений воздушного и водного бассейна, загрязнения почвы, недр, в связи с воздействием различных отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, жизнедеятельности человека.
Тема 2. Эколого-гигиеническая характеристика Республики Коми.
1. Краткая экологическая характеристика.
2. Медико-демографическая характеристика.
3. Состояние животного и растительного мира.
4. Основные экологические проблемы.
5. Пути решения экологических проблем.