Международные договоры и конвенции по охране окружающей среды

Внимание общественности, которым была окружена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (UN Conference on Environment and Development, UNCED), состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., подтвердило ту центральную роль, которую играют в повестке дня международной политики такие общемировые экологические проблемы, как глобальное потепление и снижение биологического разнообразия. Фактически за двадцать лет, прошедших от Стокгольмской конференции по окружающей человека среде 1972 года и до UNCED 1992 года, не только значительно выросла озабоченность угрозой окружающей среде в результате человеческой деятельности, как в местном, так и в мировом масштабе, но и существенно увеличилось число инструментов международного права, регулирующих проблемы охраны окружающей среды. (Имеется большое количество сборников договоров по охране окружающей среды: см., напр., Burhenne 1974a, 1974b, 1974c; Hohmann 1992; Molitor 1991. Для современной качественной оценки см. Sand 1992.)

 

Напомним, что двумя главными источниками международного права (в соответствии с Уставом Международного суда) являются международные конвенции и международное обычное право (статья 38(1) Устава). Международное обычное право исходит из повторяющейся государственной практики, согласно убеждению, связанной с правовым обязательством. Хотя новые положения обычного права могут появляться относительно скоро, быстрота, с которой осознание глобальных экологических проблем попало в число первоочередных задач международной политики, означает, что в эволюции правовых норм обычное право начинает уступать место договорному или конвенциональному праву. Хотя определенные базовые принципы, например, равноправное пользование совместными ресурсами (Lac Lanou Arbitration 1957) или обязательство не разрешать деятельность, которая наносит ущерб окружающей среде соседних государств (Trail Smelter Arbitration 1939, 1941), могут быть отнесены за счет юридических решений, принятых в соответствии с обычным правом, договора, несомненно, стали основным средством, используемым международным сообществом для регулирования деятельности, представляющей угрозу для окружающей среды. Другим важным аспектом международного регулирования охраны окружающей среды является развитие “мягкого права” - не обязывающих правовых инструментов, в которых заложены рекомендации и перспективные направления для будущих действий или которые являются выражением политических обязательств государств по достижению определенных целей. Эти “мягкие” правовые инструменты иногда развиваются в формальные инструменты права или оказываются увязанными с обязывающими инструментами, например, с Конвенцией, по решению сторон. (О значении “мягкого права” в связи с международным экологическим правом см. Freestone 1994.) Многие указанные выше сборники документов международного экологического права содержат инструменты “мягкого права”.

Киотский протокол дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992). Подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года 159 государствами. Открыт для подписания 16 марта 1998 года.

Вступил в силу 16 февраля 2005 года после того, как его ратифицировали страны, суммарная квота которых по выбросам "парниковых" газов превышает 55 % (по состоянию на 1990 г.).

Подписавшие его страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Документ предусматривает, что в период с 2008 по 2012 годов общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других парниковых газов должен быть сокращен на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждое государство получает определенные лимиты на выброс в атмосферу вредных газов. Если какая-либо страна не использует полностью свои лимиты, то она имеет право их продать как неиспользованные квоты. По мнению экспертов ООН, такой механизм должен способствовать поступлению в развивающиеся страны значительных ресурсов, которые должны быть использованы для борьбы с негативными тенденциями, вызванными изменением климата.

Согласно Протоколу, Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада – на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008 – 2012 годах на уровне 1990 года. (Убрана фраза, не имеющая отношение к Киото). Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, не были обременены обязательствами, но могли брать на себя добровольные обязательства и получать под них финансирование.

Соединенные Штаты Америки заявили о неучастии в протоколе до 2013 года.

США и европейские страны придерживаются по этому вопросу разных точек зрения: в США считают, что сохранение климата должно обеспечиваться развитием современных технологий, а не введением ограничений на выбросы углекислого газа, которые предусматривает Киотский протокол.

Киотский протокол ратифицирован 181 страной и одним региональным содружеством Европейским союзом.

Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, но тогда не ратифицировала. Без России Киотский протокол никогда не вступил бы в силу. 22 октября 2004 года Госдума РФ одобрила проект ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", 27 октября – Совет Федерации, 5 ноября – Президент РФ. 18 ноября 2004 года Постоянный представитель РФ А.Денисов передал на хранение Генеральному секретарю ратификационную грамоту протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Для России протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации.

Объем накопленных Россией квот за срок действия Киотского протокола с 2008 по 2012 годы, по оценкам, превысит шесть миллиардов тонн эквивалента СО2.

Действие Киотского протокола заканчивается в 2012 году. Через три года на смену "Киото" должен прийти новый документ, основные положения которого страны-участницы Рамочной конвенции ООН по изменению климата обсуждали на переговорах в Копенгагене в декабре 2009 года.

 

Монреальский протокол 1987 года по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 года

с корректировками, внесенными вторым Совещанием Сторон (Лондон, 27-29 июня 1990 года) и четвертым Совещанием Сторон (Копенгаген, 23-25 ноября 1992 года), и дополнительно скорректированный Совещанием Сторон (Вена, 5-7 декабря 1995 года) и с дополнительными корректировками, внесенными девятым Совещанием Сторон (Монреаль, 15-17 сентября 1997 года)

Преамбула

Стороны настоящего Протокола,

будучи Сторонами Венской конвенции об охране озонового слоя,

- помня о своем обязательстве в соответствии с Конвенцией принимать соответствующие меры для охраны здоровья людей и окружающей среды от вредных воздействий, которые возникают или могут возникнуть в результате человеческой деятельности, изменяющей или способной изменить озоновый слой,

- признавая, что выбросы во всемирном масштабе некоторых озоноразрушающих веществ могут в значительной степени истощить или иным образом изменить озоновый слой, что чревато неблагоприятными последствиями для здоровья людей и окружающей среды,

- помня о потенциальном воздействии выбросов этих веществ на климат,

- сознавая, что в основе мер, принимаемых с целью охраны озонового слоя от разрушения, должны лежать научные знания, применяемые с учетом технических и экономических соображений,

- преисполненные решимости обеспечить охрану озонового слоя путем принятия превентивных мер по надлежащему регулированию всех глобальных выбросов разрушающих его веществ, с целью добиться в конечном итоге их устранения на основе научных знаний и с учетом соображений технического и экономического характера,

- признавая необходимость предусмотреть особое положение спроса развивающихся стран на эти вещества,

- учитывая превентивные меры по регулированию выбросов некоторых хлорфторуглеродов, которые уже приняты и принимаются на национальном и региональном уровнях,

- учитывая важность международному научно-техническому сотрудничеству в области исследований и разработок в целях регулирования и сокращения выбросов веществ, разрушающих озоновый слой, принимая во внимание, в частности, потребности развивающихся стран,

ДОГОВОРИЛИСЬ О СЛЕДУЮЩЕМ:

Статья 1 Определения

Для целей настоящего Протокола

1. "Конвенция" означает Венскую конвенцию об охране озонового слоя, принятую 22 марта 1985 года.

2. "Стороны", если контекст не предполагает иного, означает Стороны настоящего Протокола.

3. "Секретариат" означает секретариат Конвенции.

4. "Регулируемое вещество" означает любое вещество, указанное в приложении А к настоящему Протоколу, которое существует самостоятельно или в смеси. Это не относится все же к любым веществам или смесям, которые являются составной частью готового продукта, имеющего иную форму, чем емкость, используемая для транспортировки или хранения упомянутого вещества.

5. "Производство" означает количество произведенных регулируемых веществ за вычетом того количества вещества, которое уничтожается с применением технологии, подлежащей утверждению Сторонами.

6. "Потребление" означает производство плюс импорт минус экспорт регулируемых веществ.

7. "Расчетные уровни" производства, импорта, экспорта и потребления означают уровни, определенные в соответствии со статьей 3.

8. "Рационализация производства" означает передачу всего или части расчетного уровня производства от одной Стороны другой Стороне с целью обеспечения экономической эффективности или покрытия ожидаемого неудовлетворенного спроса в результате закрытия предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: