Производственной программы

Планирование на предприятии и разработка

Планирование – это организация экономического развития объекта на основе гармоничной и по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих средств их достижения. Подобное определение планирования, предусматривающее использование методов прогнозирования и программирования в целях достижения экономических результатов, может относиться как к деятельности предприятий и частных лиц, так и к действиям государственных органов. По сути подобный термин означает сознательно организованное экономическое развитие системы на любом уровне.

Планирование – это субъективная форма регулирующего воздействия на объективные параметры производства и процессы деятельности предприятия с помощью определенных принципов, методов и средств. Планирование способствует поддержке определенных планомерностей, сбалансированности в экономической деятельности предприятия.

Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие опти­мальные условия для развития предприятия.

Планирование включает следующие стадии:

– определение конечных и промежуточных целей;

– постановка задач, решение которых необходимо для достиже­ния целей;

– определение методов и способов их выполнения исходя из име­ющихся ресурсов;

– контроль за ходом реализации плана;

– анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.

Таким образом, планирование — это не единовременное, одно­разовое действие, а непрерывный процесс.

Планирование является основой эффективной деятельности предприятий, оно выполняет следующие функции:

– ориентирует руководителей на перспективное мышление;

– способствует четкой координации различных действий, пред­принимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделе­ний;

– устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятель­ности с последующим контролем за их динамикой;

– позволяет объективно оценить потенциал и соотнести его с поставленными целями;

– делает предприятие более подготовленным к внезапным изме­нениям экономической ситуации;

– выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;

– наглядно показывает взаимосвязь между всеми должностными лицами и уровень их ответственности;

– позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии тактики перспективного и текущего развития предприятия, что повышает эффективность трудового процесса.

Рассматривая вопросы планирования на уровне предприятия, необходимо различать понятия методологии и технологии плани­рования. Под методологиейпланирования понимается система требова­ний к формированию планов, которая включает методы разработ­ки плановых показателей и внутреннюю логику построения пла­нов. Технология планирования представляет собой совокупность кон­кретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию в целом и его структурным подразде­лениям, так и в разрезе временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности.

Существует несколько методов планирования:

1) балансовый методпланирования обеспечивает установление свя­зей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увя­зывает производственную программу с производственной мощнос­тью предприятия, трудоемкостью производственной программы, с численностью работающих и другими ресурсами;

2) расчетно-аналитический методиспользуется для расчета пока­зателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей пла­на и их изменения в плановом периоде за счет влияния различных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показате­лей по сравнению с базисным уровнем;

3) экономико-математические методыпозволяют разработать эко­номические модели, отражающие зависимость количественных па­раметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать наиболее оптимальный;

4) графоаналитический метод дает возможность изобразить ре­зультаты экономического анализа графическими средствами. С по­мощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда;

5) сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.;

6) программно-целевые методыпозволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных од­ной целью и приуроченных к определенным срокам. На основе ран­жирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется программа типа «дерево целей» как исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.

План, как известно, – один из инструментов управления, регулирования и контроля экономической деятельности на разных этапах во времени и пространстве, представляет собой руководство к действию.

Планы различаются по следующим параметрам:

1) по степени принуждения к исполнению:

– индикативные (рекомендательные);

– обязательные (директивные);

2) по продолжительности:

– долгосрочные (планы-прогнозы) от 10 до 15 лет;

– перспективные (среднесрочные) 3–7 лет;

– краткосрочные – годовые;

– оперативные – десятидневные, месячные, квартальные;

3) по способу разработки и исполнения:

– твердые планы, действующие на протяжении данного периода;

– скользящие – в рамках среднесрочных программ, которые могут уточняться;

4) по масштабам и зонам применения на уровнях:

– отделенческие (бригадные, цеховые, отделов и служб);

– предприятия (организации, фирмы);

– региона, области, края;

– общенациональные – целевые программы, долгосрочные планы по отдельным направлениям социально-экономической, технической, кадровой политики и др.;

5) по содержанию плановых решений:

– стратегические – ориентированы на долгосрочную перспективу, определяют основные направления развития предприятия;

– тактические – ориентированы на создание предпосылок для реализации новых возможностей;

– оперативно-календарные – направлены на реализацию новых возможностей;

– бизнес-планы – предназначены для оценки целесообразности того или иного мероприятия;

6) по сферам планирования: планирование производства, сбыта, персонала и др.

Планирование тесно связано с прогнозированием, которые в комплексе представляют собой две неразрывно связанные стадии единого процесса. Прогнозирование предшествует планированию, являясь его научно-аналитической предпосылкой. Прогнозирование носит многовариантный характер, т.е. осуществляется не в виде единственной последовательности процессов, а путем построения различных вариантов прогноза и выбора из них наиболее оптимальных.

На уровне предприятия (организации) планирование имеет в основном внутренний характер и заключается в разработке плана производства. Производственная программа (план производства) разрабатывается на предприятиях, выпускающих продукцию для реализации или выполняющих отдельные виды работ. Производственная программа – это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте соответствующего качества и количества в натуральном и стоимостном выражении на определеный период (год, квартал, месяц). Производственная программа принимается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам и кварталам, а при необходимости определяется содержанием договора с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Она включает всю развернутую номенклатуру и ассортимент продукции и должна обеспечивать безусловное выполнение договоров и заказов по предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, показателям качества и др.

Предприятия формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса, портфеля заказов (договоров) на продукцию, государственных заказов и собственных потребностей. Разработка производственной программы предприятия может вестись в следующей последовательности:

– определяется номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем поставок по заключенным договорам;

– составляется план поставок продукции потребителям;

– рассчитывается объем производства каждого изделия с календарным распределением внутри планируемого периода;

– объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей;

– составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками.
В обобщенном виде производственная программа состоит из следующих разделов.

1. План производства продукции в натуральном выражении – устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт.). Он определяется исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей.

2.План производства продукции в стоимостном выражении в показателях товарной, валовой и чистой продукции. Товарная продукция – это продукция, полученная в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации. Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец периода. Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В чистую продукцию не входят перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях, и амортизационные отчисления.

3.План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется исходя из заключенных договоров на поставку продукции, полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. На объем реализации продукции влияют и изменения качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги. Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служат среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.

Работа по составлению производственной программы имеет свои особенности для разных типов производств. Для единичного и мелкосерийного производства программа разрабатывается на основе графика изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками. Для серийного учитывается незавершенное производство на всех стадиях производственного процесса и изменения номенклатуры. При массовом производстве программа формируется одновременно по предприятию и всем основным цехам, с разбивкой по кварталам и месяцам.

Производитель, имея обоснованную программу, определяет цели ее реализации, при этом учитывает некоторые факторы.

1. Привязка изделия к условиям производства, т.е. возможности сбыта, обеспечения трудовыми и другими ресурсами, технологическим оборудованием и складскими помещениями, конъюнктуры рынка.

2. Целесообразный масштаб (объем) производства продукции однообразной или в ассортименте. Широкий ассортимент позволяет закреплять потребителей за производителями (поскольку меняющиеся запросы могут быть обеспечены данным предприятием), устанавливать устойчивые связи, снижать риск в реализации (сбыте продукции). В то же время широкий ассортимент увеличивает затраты. Неопытному предпринимателю целесообразно ограничиваться узким ассортиментом. Объем выпуска обусловлен наличием достаточного заказа или же ориентацией на неопределенного потребителя.

3. Глубина разработки производственной программы с ориентацией на разные варианты затрат: на самостоятельное изготовление комплектующих изделий, деталей, узлов или затрат на получение их со стороны.

Глубина производственной программы зависит от объемов и структуры инвестиций, первоначального капитала или дополнительных закупок за счет кредитов.

4. Стоимость производственной программы может быть определена:

а) по аналогичной продукции имеющегося производства;

б) величине затрат основных ресурсов в структуре себестоимости продукции;

в) рыночным ценам аналогичной продукции.

5. Задание по повышению качества продукции должно отвечать ГОСТу и высшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники. В плане производства предусматривается:

– замена, снятие с производства устаревшей продукции и замена новыми изделиями (типами, моделями);

– модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик и соблюдение требований стандартов, технических условий и др.

6. Проведение необходимой технологической подготовки производства и технологической документации, конструкторских чертежей деталей и спецификаций: структурных потребностей в деталях и узлах по всем стадиям производства; технологических, отдельных стадий производства; складских; на покупные изделия и полуфабрикаты.

7. Объем производственной программы обосновывается наличием ОПФ и их потенциальными производственными мощностями, обеспечивающими сбалансированность и согласованность работы кооперированных цехов и участков.

Удачно разработанная производственная программа предприятия на основе рекомендаций плана маркетинга может стать хорошей базой для составления и реализации коммерческого проекта бизнес-плана.

 

4.2. Бизнес-план

 

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обосно­вание действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предпри­ятия. Как показывает практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Другими словами, бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности, позволяющее выбрать наиболее перспективные и оптимальные решения, а также определить средства для их достижения.

В настоящее время существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию и структуре. Структуру бизнес-плана можно представить следующим образом.

Титульный лист.

Резюме (описание проекта). В определенном смысле резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Как правило, начинать резюме необходимо с формулирования главной цели предполагаемой деятельности и назначения разрабатываемого бизнес-плана. Задача резюме – в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов или кредиторов.

Раздел «Виды товаров (услуг)».Описываются все товары и ус­луги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям, какие преимущества получат производитель и потребители. Фирма, которая хочет иметь стабильное положение на рынке, обычно про­изводит несколько видов товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.

Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)». Направлен на изучение рынков, позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. При составлении этого раздела необходимо оценить потенциальную емкость рынка, потенциальный и реальный объем продаж (предложения), а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы, возможности дальнейшего его расширения.

Раздел «Конкуренция на рынках сбыта».Необходимо дать от­веты на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, вы­явить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.

Раздел «План маркетинга». Должны быть раскрыты взаимосвязи двух сторон предпринимательской деятельности: с одной стороны, это всестороннее изучение рынка и потенциальных потребителей, с другой – всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей фирмы в соответствие с ситуацией на рынке.

Раздел «Производственный план». Дается характеристика производственного процесса: приводится перечень операций, которые предполагается поручить субподрядчику с указанием адреса производственного помещения и оборудования, которое требуется купить (арендовать); перечень необходимого сырья и материалов, комплектующих изделий их поставщиков; цены на сырье и материалы; себестоимость и контроль качества производимой продукции.

Раздел «Организационный план». Речь должна идти о том, с кем вы собираетесь организовывать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование. Необходимо привести организационную структуру, потребность в кадрах, условия и оплата труда.

Раздел «Финансовый план и финансовая стратегия». Необходимо решить ряд следующих вопросов: сколько денежных средств потребуется вложить в начальный период, сколько собственных и заемных средств и ресурсов потребуется для поддержания предприятия в работоспособном состоянии и тем самым оценить общую стоимость замысла. В плане устанавливаются баланс денежных доходов и поступлений; таблица доходов и затрат; прогнозный баланс активов и пассивов; стратегия и источники финансирования; оценка деятельности фирмы по основным финансовым показателям.

Бизнес-план может содержать и другие разделы: инвестиционный план, правовое обеспечение деятельности предприятия, оценка риска и страхование и др. То есть представленная структура не является единственной. Она может меняться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: