Планирование на предприятии и разработка
Планирование – это организация экономического развития объекта на основе гармоничной и по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих средств их достижения. Подобное определение планирования, предусматривающее использование методов прогнозирования и программирования в целях достижения экономических результатов, может относиться как к деятельности предприятий и частных лиц, так и к действиям государственных органов. По сути подобный термин означает сознательно организованное экономическое развитие системы на любом уровне.
Планирование – это субъективная форма регулирующего воздействия на объективные параметры производства и процессы деятельности предприятия с помощью определенных принципов, методов и средств. Планирование способствует поддержке определенных планомерностей, сбалансированности в экономической деятельности предприятия.
Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.
Планирование включает следующие стадии:
– определение конечных и промежуточных целей;
– постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей;
– определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов;
– контроль за ходом реализации плана;
– анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.
Таким образом, планирование — это не единовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс.
Планирование является основой эффективной деятельности предприятий, оно выполняет следующие функции:
– ориентирует руководителей на перспективное мышление;
– способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений;
– устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;
– позволяет объективно оценить потенциал и соотнести его с поставленными целями;
– делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации;
– выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
– наглядно показывает взаимосвязь между всеми должностными лицами и уровень их ответственности;
– позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии тактики перспективного и текущего развития предприятия, что повышает эффективность трудового процесса.
Рассматривая вопросы планирования на уровне предприятия, необходимо различать понятия методологии и технологии планирования. Под методологиейпланирования понимается система требований к формированию планов, которая включает методы разработки плановых показателей и внутреннюю логику построения планов. Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию в целом и его структурным подразделениям, так и в разрезе временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности.
Существует несколько методов планирования:
1) балансовый методпланирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкостью производственной программы, с численностью работающих и другими ресурсами;
2) расчетно-аналитический методиспользуется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет влияния различных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем;
3) экономико-математические методыпозволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать наиболее оптимальный;
4) графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда;
5) сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.;
6) программно-целевые методыпозволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. На основе ранжирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется программа типа «дерево целей» как исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.
План, как известно, – один из инструментов управления, регулирования и контроля экономической деятельности на разных этапах во времени и пространстве, представляет собой руководство к действию.
Планы различаются по следующим параметрам:
1) по степени принуждения к исполнению:
– индикативные (рекомендательные);
– обязательные (директивные);
2) по продолжительности:
– долгосрочные (планы-прогнозы) от 10 до 15 лет;
– перспективные (среднесрочные) 3–7 лет;
– краткосрочные – годовые;
– оперативные – десятидневные, месячные, квартальные;
3) по способу разработки и исполнения:
– твердые планы, действующие на протяжении данного периода;
– скользящие – в рамках среднесрочных программ, которые могут уточняться;
4) по масштабам и зонам применения на уровнях:
– отделенческие (бригадные, цеховые, отделов и служб);
– предприятия (организации, фирмы);
– региона, области, края;
– общенациональные – целевые программы, долгосрочные планы по отдельным направлениям социально-экономической, технической, кадровой политики и др.;
5) по содержанию плановых решений:
– стратегические – ориентированы на долгосрочную перспективу, определяют основные направления развития предприятия;
– тактические – ориентированы на создание предпосылок для реализации новых возможностей;
– оперативно-календарные – направлены на реализацию новых возможностей;
– бизнес-планы – предназначены для оценки целесообразности того или иного мероприятия;
6) по сферам планирования: планирование производства, сбыта, персонала и др.
Планирование тесно связано с прогнозированием, которые в комплексе представляют собой две неразрывно связанные стадии единого процесса. Прогнозирование предшествует планированию, являясь его научно-аналитической предпосылкой. Прогнозирование носит многовариантный характер, т.е. осуществляется не в виде единственной последовательности процессов, а путем построения различных вариантов прогноза и выбора из них наиболее оптимальных.
На уровне предприятия (организации) планирование имеет в основном внутренний характер и заключается в разработке плана производства. Производственная программа (план производства) разрабатывается на предприятиях, выпускающих продукцию для реализации или выполняющих отдельные виды работ. Производственная программа – это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте соответствующего качества и количества в натуральном и стоимостном выражении на определеный период (год, квартал, месяц). Производственная программа принимается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам и кварталам, а при необходимости определяется содержанием договора с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Она включает всю развернутую номенклатуру и ассортимент продукции и должна обеспечивать безусловное выполнение договоров и заказов по предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, показателям качества и др.
Предприятия формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса, портфеля заказов (договоров) на продукцию, государственных заказов и собственных потребностей. Разработка производственной программы предприятия может вестись в следующей последовательности:
– определяется номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем поставок по заключенным договорам;
– составляется план поставок продукции потребителям;
– рассчитывается объем производства каждого изделия с календарным распределением внутри планируемого периода;
– объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей;
– составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками.
В обобщенном виде производственная программа состоит из следующих разделов.
1. План производства продукции в натуральном выражении – устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт.). Он определяется исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей.
2.План производства продукции в стоимостном выражении в показателях товарной, валовой и чистой продукции. Товарная продукция – это продукция, полученная в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации. Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец периода. Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В чистую продукцию не входят перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях, и амортизационные отчисления.
3.План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется исходя из заключенных договоров на поставку продукции, полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. На объем реализации продукции влияют и изменения качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги. Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служат среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.
Работа по составлению производственной программы имеет свои особенности для разных типов производств. Для единичного и мелкосерийного производства программа разрабатывается на основе графика изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками. Для серийного учитывается незавершенное производство на всех стадиях производственного процесса и изменения номенклатуры. При массовом производстве программа формируется одновременно по предприятию и всем основным цехам, с разбивкой по кварталам и месяцам.
Производитель, имея обоснованную программу, определяет цели ее реализации, при этом учитывает некоторые факторы.
1. Привязка изделия к условиям производства, т.е. возможности сбыта, обеспечения трудовыми и другими ресурсами, технологическим оборудованием и складскими помещениями, конъюнктуры рынка.
2. Целесообразный масштаб (объем) производства продукции однообразной или в ассортименте. Широкий ассортимент позволяет закреплять потребителей за производителями (поскольку меняющиеся запросы могут быть обеспечены данным предприятием), устанавливать устойчивые связи, снижать риск в реализации (сбыте продукции). В то же время широкий ассортимент увеличивает затраты. Неопытному предпринимателю целесообразно ограничиваться узким ассортиментом. Объем выпуска обусловлен наличием достаточного заказа или же ориентацией на неопределенного потребителя.
3. Глубина разработки производственной программы с ориентацией на разные варианты затрат: на самостоятельное изготовление комплектующих изделий, деталей, узлов или затрат на получение их со стороны.
Глубина производственной программы зависит от объемов и структуры инвестиций, первоначального капитала или дополнительных закупок за счет кредитов.
4. Стоимость производственной программы может быть определена:
а) по аналогичной продукции имеющегося производства;
б) величине затрат основных ресурсов в структуре себестоимости продукции;
в) рыночным ценам аналогичной продукции.
5. Задание по повышению качества продукции должно отвечать ГОСТу и высшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники. В плане производства предусматривается:
– замена, снятие с производства устаревшей продукции и замена новыми изделиями (типами, моделями);
– модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик и соблюдение требований стандартов, технических условий и др.
6. Проведение необходимой технологической подготовки производства и технологической документации, конструкторских чертежей деталей и спецификаций: структурных потребностей в деталях и узлах по всем стадиям производства; технологических, отдельных стадий производства; складских; на покупные изделия и полуфабрикаты.
7. Объем производственной программы обосновывается наличием ОПФ и их потенциальными производственными мощностями, обеспечивающими сбалансированность и согласованность работы кооперированных цехов и участков.
Удачно разработанная производственная программа предприятия на основе рекомендаций плана маркетинга может стать хорошей базой для составления и реализации коммерческого проекта бизнес-плана.
4.2. Бизнес-план
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Как показывает практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Другими словами, бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности, позволяющее выбрать наиболее перспективные и оптимальные решения, а также определить средства для их достижения.
В настоящее время существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию и структуре. Структуру бизнес-плана можно представить следующим образом.
Титульный лист.
Резюме (описание проекта). В определенном смысле резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Как правило, начинать резюме необходимо с формулирования главной цели предполагаемой деятельности и назначения разрабатываемого бизнес-плана. Задача резюме – в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов или кредиторов.
Раздел «Виды товаров (услуг)».Описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям, какие преимущества получат производитель и потребители. Фирма, которая хочет иметь стабильное положение на рынке, обычно производит несколько видов товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)». Направлен на изучение рынков, позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. При составлении этого раздела необходимо оценить потенциальную емкость рынка, потенциальный и реальный объем продаж (предложения), а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы, возможности дальнейшего его расширения.
Раздел «Конкуренция на рынках сбыта».Необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.
Раздел «План маркетинга». Должны быть раскрыты взаимосвязи двух сторон предпринимательской деятельности: с одной стороны, это всестороннее изучение рынка и потенциальных потребителей, с другой – всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей фирмы в соответствие с ситуацией на рынке.
Раздел «Производственный план». Дается характеристика производственного процесса: приводится перечень операций, которые предполагается поручить субподрядчику с указанием адреса производственного помещения и оборудования, которое требуется купить (арендовать); перечень необходимого сырья и материалов, комплектующих изделий их поставщиков; цены на сырье и материалы; себестоимость и контроль качества производимой продукции.
Раздел «Организационный план». Речь должна идти о том, с кем вы собираетесь организовывать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование. Необходимо привести организационную структуру, потребность в кадрах, условия и оплата труда.
Раздел «Финансовый план и финансовая стратегия». Необходимо решить ряд следующих вопросов: сколько денежных средств потребуется вложить в начальный период, сколько собственных и заемных средств и ресурсов потребуется для поддержания предприятия в работоспособном состоянии и тем самым оценить общую стоимость замысла. В плане устанавливаются баланс денежных доходов и поступлений; таблица доходов и затрат; прогнозный баланс активов и пассивов; стратегия и источники финансирования; оценка деятельности фирмы по основным финансовым показателям.
Бизнес-план может содержать и другие разделы: инвестиционный план, правовое обеспечение деятельности предприятия, оценка риска и страхование и др. То есть представленная структура не является единственной. Она может меняться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта деятельности.