Там. политика - как составная часть внутренней и внешней политики государства

Там. политика - это составная часть внутренней и внешней политики государства, система осуществляемых в национальных интересах мер воздействия на поведение участников внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов там. контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики, содействия проведению структурной перестройки и других задач экономической политики. Там. политика строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений.

К субъектам таможенной политики, разрабатывающим ее, формирующим механизм ее осуществления и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государства, союзы предпринимателей, коммерческие банки, неправительственные и негосударственные международные организации.

Объектами таможенной политики являются участники внешнеэкономической деятельности, другие социальные группы, интересы которых затрагивает там. политика.

Содержание таможенной политики определяется различными факторами, оказывающими на нее как прямое, так и опосредованное влияние.

К политическим факторам относятся:

государственная политика, или деятельность органов государственной власти и государственного управления, определяемая их интересами и целями;

внутренняя политика, представляющая собой систему основных принципов, направлений и форм деятельности государства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающих сохранение, функционирование и совершенствование сложившегося социально-политического и экономического строя (в том числе политика обеспечения национальной безопасности);

внешняя политика, представляющая собой принципы, направления и формы деятельности государства и других субъектов международного права на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также с международными и региональными организациями;

экономическая политика - проводимая правительством система мер, действий в области экономики, задающая определенную направленность экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства (в том числе ее составляющие - структурно-инвестиционная политика, инновационная политика, политика ценообразования, кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, антиинфляционная политика, антимонопольная политика, политика занятости, политика обеспечения экономической безопасности);

внешнеэкономическая политика - проводимая правительством система мер, действий в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами (в том числе ее составляющие - внешнеторговая политика, политика международного движения капитала, валютная политика);

социальная политика - взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей.

Важнейшие экономические факторы, определяющие содержание таможенной политики:

ü темпы роста внутреннего валового продукта страны;

ü динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала;

ü состояние и динамика материального производства и социально-культурной (непроизводственной) сферы;

ü состояние финансовой системы;

ü состояние кредитно-банковской системы;

ü размеры и динамика теневого сектора экономики;

ü размеры внешнего и внутреннего государственного долга;

ü размеры и структура экспорта и импорта, и др.

Основные социальные факторы, воздействующие на содержание таможенной политики:

· социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку;

· приоритеты социального развития;

· уровень безработицы, и др.

К внешним факторам, воздействующим на содержание таможенной политики, можно отнести:

· состояние и тенденции развития международной торговли и туризма;

· участие страны в международных и региональных экономических организациях;

· присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности, и др.

Существенное влияние на содержание таможенной политики оказывают факторы институционального характера. К ним относятся:

· степень реализации основополагающих принципов механизма рыночного регулирования экономической деятельности;

· глубина «провалов рынка» и «провалов государства» в национальной экономике.

Там. политика РБ способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. Она реализуется в процессе взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Эти взаимоотношения строятся на общих закономерностях (принципах), которые заложены в основу таможенной политики. Главными из них являются: 1) единство и разграничение таможенной и внешнеторговой политики РБ; 2) единство таможенной территории и границ РБ; 3) законность и ответственность; 4)защита экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности.

Там. политика имеет сложную структуру. В качестве составных частей в ней можно выделить:

правовую составляющую - комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения внешнеэкономической деятельности посредством процедур административно-властного характера;

организационную (институциональную) составляющую – систему государственных учреждений, в которых там. политика разрабатывается, утверждается и реализуется;

экономическую составляющую - реализацию основополагающих целей внешней и внутренней экономической политики путем выбора соответствующей направленности таможенной политики: протекционистской (обеспечивающей защиту национальных производителей в конкурентной борьбе с иностранными фирмами), фискальной (обеспечивающей формирование доходной части государственного бюджета), регулирующей (обеспечивающей оптимизацию размеров таможенных платежей), защитной (обеспечивающей защиту населения и природной среды от вредного воздействия импортируемых товаров и услуг);

психоэтическую составляющую - разработанную систему сценариев разрешения возникающих противоречий;

технико-технологическую составляющую - установленные процедуры там. контроля, там. оформления, сбора таможенных платежей;

коммуникационную составляющую - стратегию и тактику развития и механизмы реализации внешних коммуникаций таможни.

По направлениям деятельности в составе таможенной политики можно выделить:

таможенно-тарифную политику;

политику совершенствования там. контроля;

политику платежных технологий;

политику таможенных процедур.

Реализация государственной таможенной политики регламентируется соответствующими нормативными актами и включает в себя применение экономических и нетарифных мер регулирования внешней торговли.

К экономическим мерам относятся:

тарифные меры - адвалорные, специфические и комбинированные, а также сезонные пошлины;

фискальные меры - налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров, сбор в отношении транзитных товаров;

экономические меры поддержки экспортеров - субсидирование, дотации, непосредственная передача средств, предоставление товаров и услуг, кредитование, кредитные гарантии, налоговые льготы, страхование экспорта;

финансовые меры поддержки экспортеров и ограничения импорта – изменение учетной банковской ставки, изменение валютного курса, ограничения на накопление иностранной валюты, введение норм ускоренной амортизации, введение заниженных ставок налога на прибыль и добавленную стоимость, предварительная оплата стоимости импорта и таможенных пошлин, предварительные импортные депозиты и возмещаемые депозиты, оплата наличными, специальные правила импортных платежей, отсрочки платежей;

контроль над ценами - система минимальных цен, декретированная там. стоимость;

защитные меры - антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины, специальные защитные меры (дополнительные импортные пошлины, отзыв торговых уступок, обоснованные серьезным ущербом квоты).

К нетарифным мерам регулирования внешней торговли относятся:

- административные меры - запреты и ограничения экспорта/импорта (в том числе эмбарго), лицензирование, квотирование (абсолютное, тарифное), автоматическое лицензирование; государственная монополия на торговлю отдельными товарами; договоренности о добровольном ограничении поставок; условные разрешения в зависимости от экспорта, возможности осуществления национальных поставок, закупки национальной продукции и т.п.; условный выпуск товаров в свободное обращение; предпочтительная система размещения государственных заказов, государственные закупки товаров, поддержка на определенных условиях использования местных полуфабрикатов и комплектующих изделий, приоритетное снабжение предприятий сырьем, топливом и материалами; ограничение участия иностранных перевозчиков в транспортировке товаров на территории страны; там. и иные административные импортные и экспортные формальности - усложненная процедура там. оформления и там. контроля, повышенные требования к составу необходимой для оформления документации, порядок сертификации происхождения товаров; содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры и обеспечении экспортеров необходимой информацией; деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках; моральное поощрение экспортеров;

- технические барьеры в торговле и системы их подтверждения – требования по безопасности товаров и услуг, нормы здравоохранения, фитосанитарные нормы, ветеринарные нормы, зоотехнические нормы и правила, нормы охраны природной окружающей среды, требования к упаковке, маркировке и составу сопроводительной документации, особые технические требования, порядок сертификации качества товаров и подтверждения установленных норм. Там. политика реализуется в таможенно-тарифном регулировании ВЭД.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД включает в себя обложение товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенными пошлинами (экспортными и импортными), методологию исчисления таможенных платежей, условия предоставления тарифных льгот, в том числе предоставление тарифных преференций для товаров из развивающихся стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: