Факторы, принципы, экономическая эффективность создания и размещения таможенных органов

Размещение таможенных органов на территории страны является важнейшим элементом организации там. дела и зависит от многих факторов эконо­мического и природно-географического характера. К экономическим факторам относят: сложившуюся территориальную организацию производства; роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики РБ и интересов сопредельных стран; состояние транспортных коммуникаций; общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удо­влетворения за счет имеющихся таможенных органов; возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса; имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры; наличие и квалификация трудовых ресурсов.

К природным факторам относят: географическое положение территории; рельеф местности; ценность земель и возможность осуществления строительства объектов таможенной инфраструктуры. При размещении таможенных органов руководствуются следующими принципами: наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых ресурсов всех экономических регионов страны; поддержание рационального территориального разделения труда, стимулирование развития отраслей специализации региона; содействие комплексному развитию экономических районов, гармоничному сочетанию их производственной и непроизводственной сфер, повышению уровня жизни отстающих территорий за счет успешной внешнеэкономической деятельности.

Экономическая эффективность размещения таможенных органов - один из аспектов обшей экономической эффективности там. дела. Эффективность изменений в размещении таможенных органов можно охарактеризовать качественно и количественно. При подходе к эффективности с качественных позиций оценивают, как создание таможенных органов на той или иной территории содействует: росту экономического потенциала РБ и решению важнейших задач социально-экономического развития, экономическому и социальному развитию менее развитых районов. Количественно эффект от лучшего размещения там. дела должен выражаться в снижении суммы затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.

При организации новой таможни или автомобильного пункта пропуска почти всегда возможны несколько альтернативных вариантов их размещения При выборе лучшего варианта размещения эффект определяется по формуле «приведенных» затрат.

«Приведенные» затраты - это затраты в базовый момент времени, равноценные по своему значению совокупности затрат, производимых в различные моменты времени. При этом капитальные вложения «приводятся» к текущим затратам (годовым).

Например, организация таможни требует единовременных капитальных вложений (К) в году t = 0 и текущих затрат (С) в годы t = 1,2,...n.

Если затраты «приводятся» к годовым с момента t = 1 начала эксплуатации, то последние вычисляются по формуле:R = C + E * K,где R — величина приведенных затрат;Е — нормативный коэффициент окупаемости капитальных вложений. Норма эффективности капитальных вложений является величиной, обратной нормативному сроку окупаемости (Т) капитальных затрат в таможенное дело:Е= 1 / Т

Показатель приведенных затрат может быть использован при сравнении вариантов различного размещения таможенных органов. Лучшим при этом будет вариант с наименьшими «приведенными» затратами.

Задача развития и размещения таможенных органов в общем виде формулируется следующим образом: необходимо определить такой вариант строительства новых таможен (пункты их размещения, мощность, специализацию), реконструкции или ликвидации действующих таможен, при котором совокупные затраты на там. услуги и доставку товаров потребителям были бы минимальными.

Наряду с выбором критерия минимизации затрат на выполнение целевой функции там. дела необходимо задать ограничения и количественно определить цель. Для решения таких экономических задач могут быть применены модели транспортной задачи, методы линейного программирования, а также разработки и приемы теории массового обслуживания.

Предметом исследования теории массового обслуживания являются ве­роятностные модели реальных систем обслуживания, в которых в случайные или в неслучайные моменты времени возникают заявки на обслуживание (таможенное оформление) и имеются устройства (таможни, посты) для обслуживания этих заявок.

При размещении таможен и таможенных постов учитываются наличие околотаможенной структуры и ее развитость. Сюда входят: склады временного хранения, там. представители, там. склады, магазины беспошлинной торговли, станции технического обслуживания и др. В РБ большая часть объектов околотаможенной инфраструктуры принадлежит не государству, а коммерческим организациям, действующим на основе лицензии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: