Понятие и виды экологического страхования

Экологическое страхование представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам ущерба в результате загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование является частью системы экологической безопасности. Оно бывает обязательным и добровольным. В России подготовлен и обсуждается в структурах Государственной Думы РФ проект федерального Закона "Об обязательном экологическом страховании". В соответствии с ним государственные органы выделяют экологически опасные предприятия, подлежащие обязательному страхованию. При этом назначаются и страховые тарифы в соответствии с классом опасности объекта. Добровольное экологическое страхование не нормируется государством. Его можно сравнить с добровольной сертификацией продукции или с добровольным получением свидетельства об экологической безопасности предприятия (по результатам экологического аудита). Добровольная экологическая активность предприятия повышает его престиж среди населения, а потому и конкурентоспособность продукции.

Порядок осуществления экологического страхования.

Порядок экологического страхования и использования его фондов устанавливается Правительством России. По поручению Правительства РФ Минприроды России и Росгосстраха разработали и утвердили Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования РФ, на основе которого каждая страховая организация разрабатывает свои правила по экологическому страхованию на основе добровольно – заключаемого договора между страховой организацией и страхователем. При такой форме отношений не требуется полный охват объектов страхования.

49. Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

 

Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

На современном этапе нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. В соответствии с Государственной программой порядок учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных и муниципальных предприятий, включая вопросы экологического аудирования, отражения в условиях конкурса и планах приватизации, предъявления требований по экологической санации предприятий, установления льготной стоимости природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации, должен устанавливаться Госкомимуществом и Минприроды России с учетом предложений соответствующих отраслевых министерств и ведомств.

Экоаудит упоминается также в постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности.

На федеральном уровне подготовлен раздел об экологическом аудите в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Правовые основы применения данного организационно-правового инструмента будут рассмотрены в учебнике с учетом этого проекта.

Чтобы определить место экологического аудита в механизме права окружающей среды, нужно выяснить – применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:

· оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

· выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

· определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;

· выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;

· оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

· выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

50. Понятие нормирования в области охраны окружающей среды от загрязнения.

Цель экологического нормирования заключается в установлении научно обоснованных пределов таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Одним из основных является Федеральный закон "Об охране окружающей среды", глава V которого - "Нормирование в области охраны окружающей среды - определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.
Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:

  • Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13);
  • Водном кодексе РФ (ст. 35);
  • Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 30);
  • Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" (ст.ст. 11, 12);
  • Лесном кодексе РФ (ст. 87);
  • Федеральном законе "О животном мире" (ст. 17);
  • Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ст. 47);
  • Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" (ст. 18);
  • Федеральным законом "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.

Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.

Система экологических нормативов включает:

  1. нормативы качества окружающей среды;
  2. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  3. нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.

Согласно ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

51. Виды экологических нормативов.

Экологическое нормирование — это установка показателей качества окружающей среды и максимально допустимые нормы воздействий на нее, а также деятельность государственных органов, направленная на соблюдение мер предельного пагубного влияния на окружающую среду в результате работы хозяйствующих предприятий.
Экологические нормативы — это пределы допустимого пагубного воздействия человека, в частности деятельности предприятий на окружающую природную среду, обязательные для соблюдения всеми хозяйствующими объектами, чья деятельность способна нанести вред окружающей среде.
Система экологических нормативов включает в себя несколько видов:
•Нормативы качества природной среды, определяющие предельно допустимые объемы опасных химических, физических и иных воздействий на окружающую природную среду;
•Нормы предельно допустимого пагубного влияния на окружающую среду, определяющие максимальные объемы отрицательного воздействия на природу, предназначенные для источников таких воздействий;
•Нормативы пользования природными ресурсами, необходимые для обеспечения предупреждения истощения природных запасов, с учетом их самостоятельного восстановления и для пресечения нарушений равновесия в природной среде;
•Экологические стандарты, включающие в себя, формы нормативных документов, определяющие конкретные экологические требования;
•Санитарные правила, определяющие ряд зон, созданных для охраны природной среды: санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны источников водоснабжения и др.
К примеру, нормативы отрицательного воздействия на водные объекты устанавливаются по следующим показателям: количество максимально допустимой концентрации опасных веществ в водах, ПДК опасных веществ в сточной воде, лимит пользования водными объектами, нормы использования вод в определенном секторе, промышленности и других объектах, а также нормы орошения с/х посевов и т.д.

52. Нормирование в области охраны водных объектов от загрязнений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: