Задачи и методика развития монологической речи дошкольников в разных возрастных группах

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. %

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец).

Монолог – выступление одного лица от своего имени. Монолог – форма СР связное логически последовательное высказывание, имеющее сложное строение, содержащее литературную лексику, синтаксическую оформленность.

3 типа монолог.:- Описание (хар-ка предметов, игрушек, цвет, форма, величина ср.гр);- Повествование (сюж. Рас. Ср гр– события во врем послед); -Рассуждение (объяснение чего либо,доказательство).

Виды монолог. речи: -Рассказ-ние по игрушкам. -Рассказ-е по картинке.- Рассказ-е из опыта.- Пересказ литер. произвед-й. -Творческое рассказ-е. -Рассказы-рассуждение

Приемы:

- коллективное состав-е рассказа; состав-е рассказа по частям; состав-е рассказа по подгруппам

- моделирование; оценка детского рассказа

- образец рассказа; анализ образца рассказа; план рассказа

- совместное рассказывание.

Методические приемы обуч-я рассказыванию.

1) совместное рассказывание, воспитатель начинает, ребенок продолжает

2) Образец рассказа (краткое описание предмета) или изложение какого – либо события, доступные детям для подражания

3) анализ образца рассказа. Привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа, подсказывает план рассказа

4) план рассказа. 2-3 вопроса, определ его содержание и послед

5) коллективное составление рассказа

6) составление рассказов по подгруппам

7) составление рассказа по частям

8) моделирование, используется в ст и подг гр.

Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные связи, стороны и свойства объекта

Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам (описательная речь).

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Структура описательного рассказа: называется предмет (игрушка), указываются характерные признаки (цвет, форма, величина, мат-л, части), назначение и взаимосвязь частей, назначение предмета или о действиях с ним. Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию (от возраста игрушки усложняются). Сюжетный (повествоват) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной послед. Детям дается представление о структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между 2-3 эпизодами, после чего следует окончание (развязка). Мл гр: подготовка к рассказыванию, детей учат воспроиз-водить последовательность событий в рассказе, опираясь на вопросы педагога. Ср гр: учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, описывать предметы, называя их характерные признаки. Ст гр: закрепление и совершенствование умений. Учат описанию предметов в сравнении, рассказыванию о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлению по картинкам рассказов с опорой на восприятие, с эл-тами творчества. Подг гр: закрепляются навыки монологической речи, совершенствуется выразительная сторона творческих рассказов; придумывание рассказов на сюжет, предложенный воспитателем. Приемы обучения рассказыванию. Творческие рассказы детей Рассказы о впечатлениях из опыта опираются на материал, воспринятый ребенком и сохраненный его памятью. Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в старших группах – самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило. Задача их – научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт. Обучение детей монолог. рассужд. Выделяют 3 типа монологической речи: 1) описание: -рассказ по игрушкам; по картине; из опыта; пересказ литерат. произв.; связные высказывания, расуждение (название, для чего используется, из чего сделано, форма, цвет); В мл. гр. игрушку вносят до занятия, чтобы дети могли лучше рассмотреть. В ст.гр. вносят прямо на занятие, но закрытыми к коробке. 2) Повествование (связный рассказ о каких-либо событиях) должно присутствовать: начало (однажды, жили-были); основная часть (кульминация – и вдруг); заключение (и пошли они…); 3) рассуждение (3-и части): тезис – доказательство – вывод. (для связи тезиса и доказ-ва используют союз «потому что». Знания, умения и навыки, которые необходимо формировать у детей: - знание структуры рассуждения и следование ей; - умение обследовать предметы, выделять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов; - умение отбирать аргументы для доказательства; - умение устанавливать связи, прежде всего причинно – следственные; - владение навыками анализа, сравнения, обобщения; - Умение использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому» и др.) признаки монолог: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: