2-4 лет
Дошкольники должны уметь:
– внятно выражать свою мысль;
– рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
– составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
Требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников):
2-3 года:
– рассказывает самостоятельно;
– называет всех героев сказки;
– знает последовательность действий.
3-4 года:
– рассказывает самостоятельно;
– знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый;
– знает последовательность событий;
– начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге
4 – 5 лет
Для этого возраста важно уметь
– придумывать простые предложения из 3-4 слов;
– составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
– пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
|
|
– выразительно читать стихи.
Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно.
5–6 лет
Дошкольники этого возраста должны уметь:
– составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали;
– из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.;
– составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
– пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
– знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
– выразительно читать стихи, загадки
6-7 лет
Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений