Задачи и методика работы по подготовке детей к обучению грамоте

речь формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития. Большое влияние на речевое развитие оказывает соц окр детей.

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:

- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;

- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;

- нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая,творческие способности. Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка.

Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.

Во 2-й мл гр – это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует следующие задачи:

1) Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.

2) Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и], а также их реализацией: в речи - звуком, на письме - печатной буквой.

3) Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».

В средней группе:

1) Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.

2) Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.

3) Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.

В старшей группе:

1) Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.

2) Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.

3) Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.

Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:

от звука – к слогу;

от слога – к слову;

от слова – к предложению;

от предложения – к тексту, литературе.

Для реализации этой цели служат следующие задачи:

1) Обобщение уровня развития у детей фонематического слуха.

2) Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка. Дается представление о йотированности гласных букв, знакомство с элементами транскрипции.

3) Составление слоговых моделей слов с указанием ударения в модели.

4) Составление графический схем предложений с указанием логических и эмфатических пауз.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в ст в, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому ст в – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется - развитый речевой слух, - четкая артикуляция звуков, -знание зрительных образов звуков и умение соотносить звук с буквой; - выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма.

Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. формирование навыков чтения: 1) работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы; 3) формирование техники чтения. формирование навыков письма: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое);

3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: