речь формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития. Большое влияние на речевое развитие оказывает соц окр детей.
Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:
- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;
- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;
- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;
- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;
- нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая,творческие способности. Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка.
|
|
Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.
Во 2-й мл гр – это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует следующие задачи:
1) Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.
2) Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и], а также их реализацией: в речи - звуком, на письме - печатной буквой.
3) Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».
В средней группе:
1) Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.
2) Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.
3) Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.
В старшей группе:
1) Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.
2) Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.
3) Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.
Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:
от звука – к слогу;
от слога – к слову;
|
|
от слова – к предложению;
от предложения – к тексту, литературе.
Для реализации этой цели служат следующие задачи:
1) Обобщение уровня развития у детей фонематического слуха.
2) Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка. Дается представление о йотированности гласных букв, знакомство с элементами транскрипции.
3) Составление слоговых моделей слов с указанием ударения в модели.
4) Составление графический схем предложений с указанием логических и эмфатических пауз.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в ст в, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому ст в – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется - развитый речевой слух, - четкая артикуляция звуков, -знание зрительных образов звуков и умение соотносить звук с буквой; - выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма.
Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. формирование навыков чтения: 1) работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы; 3) формирование техники чтения. формирование навыков письма: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое);
3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка).