Мировоззренческая функция

Структура

1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

4. Практический компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Типы мировоззрения

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

 

 


 

2) Предмет, проблемы и функции философии. Структура философского знания.

 

Предметом философии является изучение общих законов развития природы и общества, человеческого мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Проблема сознания едва ли не самая актуальная в последние десятилетия, отвлекаясь от функционального, заведомо ограниченного – читай неверного, понимания сознания можно забыть о большинстве достижений на этом поприще за последние пол века, так как они носят практический смысл относимый к искусственному интеллекту (сознанию). Вынесение проблемы в универсальные масштабы подчёркивается способностью сознания проявлять себя как в самом себе, так и в вне;

Проблема познания или познаваемости – происходит из своего определения, где необходимо соблюдение достоверности получаемого знания. Вот эта достоверность, её критерии и ставятся под сомнения в каждом конкретном случае;

Проблема времени – проста в выражении, но архи сложна в решении: время величина субъективная и относительная, или объективная и фундаментальная? На мой взгляд, время это чисто субъективная величина измерения протяжённости процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Безусловно, о каждом вопросе требующем пристального детального рассмотрения я расскажу отдельно;

Проблема истины порождается вопросами что ложно, а что, напротив, истинно и ведёт исследователя к упомянутой ранее проблеме познания. Проблема предмета и метода в философии заключается в разных подходах к решению вопросов и противоположных взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные мнения. Проблема смысла жизни, хотя как посмотреть, на мой взгляд, проблемы нет, и жизнь не имеет смысла вообще. Проблема личности в её формировании, образовании, которое не стоит путать с обучением. Критерии личности спекулятивны, что ведёт к искусственной стратификации и порождает ряд уже социально-политических неприятностей. Первое и последнее никак нельзя назвать успехами. Проблема смерти – есть ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум есть продукт организма, который смертен, то да – смерть есть. С других точек эти теории сомнительны или неверны – вопрос актуален. Проблема общества в философии схожа с личностной, только здесь рассматриваются группы и их внутренние связи; коллектив совсем не одно и тоже что толпа, а социум не синоним общества. Проблема свободы – знакома любому, но с сложного и эффективного рассмотрения её у обывателя может наступить паника, так как за видимой простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешнем, так и внутреннем. Проблема веры и разума – это не о религиозной вере идёт речь, а о том, что и насколько разум знает, действительно знает, а не принимает на веру, проблемные критерии и аспекты знания, соотношение веры и разума. Проблема идеального в философии – порождается наличием взглядов пришедших из естествознания, где нередко сама теория идеи и идеального отвергается. Здесь даже проблема самого происхождения или возникновения философии.

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: