Политическая система: понятие, структура и теоретические модели

Понимание политической системы – это фундаментальная проблема политического знания.

Понятие политической системы возникло в период между Iи II Мировыми Войнами (включительно).

Би-полярный мир (1ый-США, 2-ой- страны социалистического лагеря), странами 3 мира считались страны на пути модернизации. Встала задача поиска большой политической теории. Политическая система появилась как реакция на этот поиск. Политическую систему, как модель, можно применить к любому государству. У основ учения о социальных система стоял Т. Парсонс. Социальная система, по Парсонсу, состоит из различных частей, эти части составляют единое целое, это единое целое имеет границы, вход и выход. Парсонс говорит о системе социального действия и о составных её частях-подсистемах, дифференциация которых имеет функционалистский характер, за каждой подсистемой закрепляется определённая функция: 1. Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых представляет собой относительно самостоятельную систему. Он включает в себя государство, партии, различные социально - экономические организации и отношения между ними; 2. Нормативная подсистема складывается из политико – правовых норм, принципов, воззрений и традиций, направленных на регламентацию деятельности политической системы в целом и её структурных элементов. Центральное место в данной подсистемах занимают нормы права; 3. Функциональная подсистема определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных и ненасильственных способов управления; 4. Коммуникативная подсистема на внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательными и исполнительными органами власти, институтами власти и другими органами политического действия; 5. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных по содержанию идей, взглядов, чувств, участников социальной жизни.

Каждая из трёх подсистем организована на трёх уровнях политических отношений и власти: высший – мегауровень – включает центральный аппарат государственного управления, разделённый в правовом государстве на 3 ветви власти –законод., исполнит. и судебн.; средний – мезоуровень – аналогичен по своему строению мегауровню, но отличается от него масштабом компетенции, поскольку этот уровень включает назначаемую и выборную власть муниципального масштаба; нижний – микроуровень – формируется на базе массового участия общественных групп и граждан в политической жизни общества. Политическая система — развивающийся, саморегулирующийся организм, активно реагирующий на требования внешней среды и поддержку, посредством которых происходит авторитетное распределение ресурсов. Политическая система – самодостаточная и саморазвивающаяся система, где на входе требования и поддержка, а на выходе решения и действия (Истон). Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном (1953). Понятие «политическая система» было разработано после Вов, когда политическая наука была в кризисе. Системная модель Д. Истона. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) 'политическая система'; 2) 'среда'; 3) 'реакция' системы на воздействие среды; 4) 'обратная связь', или воздействие системы на среду. В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Вход – воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки. Конверсия (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. Выход, принятие решений и их реализация в форме практических акций. Результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через петлю обратной связи. Политическая система является 'открытой системой', получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. Политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой. Функциональная модель Г. Алмонда. Государство (полит. система), власть (функция), субъект (роль). В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая группы функций (или различные функции) макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов. Первый блок, уровень процесса, связан со 'входом': 1) артикуляции интересов (групповые объединения); 2) агрегирования интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы). На том же уровне у Алмонда происходит по сути и 'конверсия' интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов. Во втором блоке, уровне системы, происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения: 1) функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, связанная с социальными институтами церкви, семьи и школы; 2) функция рекрутирования сторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью; 3) функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций. В переходный период прежняя политическая система ослабевает прежде всего из-за дисфункционального характера старых институтов, не обеспечивающих адекватную социализацию, рекрутирование и эффективную пропаганду. В третьем блоке, уровне управления, решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества: 1) их добыванием (или освоением), как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие); 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.). Далее, через обратную связь 'цикл' замыкается, как и в модели Д. Истона, поскольку результаты деятельности 'блока управления', регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: