Порядок обоснования выбора поставщика

Для оценки поставщика необходимо собрать максимально объективную информацию, по возможности не из одного источника. Источниками информации могут служить: собственное расследование, информация сторонних незаинтересованных организаций, банков, финансовых и налоговых органов, конкурентов потенциальных поставщиков, лицензионных служб и др.

Решение о первоначальном выборе поставщика, несмотря на наличие объективной информации, нередко скорее волевое, чем объективное. При выборе поставщика можно провести рейтинговую оценку. Для этого:

определяют наиболее важные критерии;

выбирают метод оценки деятельности поставщика;

оценивают относительную важность каждого параметра;

делают окончательные выводы.

При выборе поставщика возникает еще одна проблема. Нужно принять решение, получать ли требуемый товар от одного поставщика или воспользоваться услугами нескольких. Необходимо проанализировать преимущества и недостатки различных источников поставки и принять решение, исходя из стратегических целей производства.

Юридическое оформление поставок обеспечивается контрактом купли-продажи. В его условия закладывается коммерческий успех сделки, поэтому важно осуществить серьезную подготовительную работу (провести переговоры, сделать расчеты, обсудить условия контракта). Процесс заключения сделки в общем виде можно разделить на три этапа (при известном поставщике): подготовка, заключение контракта и реализация его условий.

Подготовку контракта проводят путем переговоров -- уточняют все параметры поставляемых материальных ценностей, способы поставки, а также условия платежа, что в конечном итоге определяет цену контракта.

Заключение контракта происходит в несколько стадий:

согласование текста статей контракта и его парафирование (подписание уполномоченными лицами в подтверждение предварительных договоренностей);

проведение заключительных переговоров по цене сделки с учетом скидок.

Окончательный вариант контракта подписывают уполномоченные лица.

Контракт должен содержать следующие основные положения.

Предмет и объем поставки.

Способы определения количества и качества товара.

Срок, место и условия поставки.

Цена контракта.

Условия платежа и наименование валюты платежей.

Порядок сдачи и приемки товара.

Гарантии поставки, штрафные либо поощрительные санкции.

Арбитраж -- разрешение правовых споров.

Форс-мажорные обстоятельства (пожары, землетряс и т.д

 

42. Задачи и содержание процесса планирования затрат.

Цели, задачи и содержание планирования издержек

Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности затрачивает различные ресурсы. Эти затраты в планировании принято делить на единовременные и текущие.

Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывающих основных фондов, модернизацией и капитальным ремонтом основных фондов, техническим перевооружением, реконструкцией и новым строительством, пополнением оборотных средств и освоением новых видов деятельности. Единовременные затраты в свою очередь делятся на предпроизводственные и капитальные вложения.

Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, работ, услуг и принимают форму издержек. Основная часть издержек - затраты на производство и реализацию продукции. Кроме них предприятие платит налоги, сборы, отчисления, штрафы, пеню, неустойки, обусловленные действующим законодательством, расходует средства на социальные нужды членов трудового коллектива и благотворительную деятельность, а также финансирование текущих мероприятий по формированию и реализации стратегии и тактики своего развития. Сумма указанных затрат, выраженная в денежной форме за определенный период времени, образует издержки предприятия. Уровень и структура издержек предприятия используется при оценке эффективности его деятельности, конкурентоспособности и устойчивости на товарных рынках.

Составной частью издержек предприятия является себестоимость продукции. Качественно издержки и себестоимость не различаются, поскольку представляют собой текущие затраты. Их различие выражается в следующем.

Во-первых, количественно себестоимость представляет собой только часть издержек предприятия. Статьи издержек, которые входят в себестоимость продукции, устанавливает государство. Таким образом, себестоимость продукции - это нормированные издержки предприятия.

Во-вторых, издержки, не вошедшие в себестоимость продукции, предприятие вынуждено компенсировать из прибыли. Данный подход ограничивает необоснованный рост цен и защищает потребителя от попыток производителя переложить на него часть своих издержек.

В-третьих, часть издержек непосредственно не связана с выпуском продукции. Они существуют даже тогда, когда продукция не выпускается вообще. В то же время себестоимость всегда зависит от количества произведенной и реализованной продукции.

Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

При разработке плана по себестоимости должны быть решены следующие задачи:

- выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;

- выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;

- составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;

- выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;

- определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

- оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

- создана база для разработки оптовых или розничных цен;

- разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

План по издержкам предприятия состоит из следующих разделов:

1) расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

2) калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);

3) смета затрат на производство. Исходными данными для разработки плана по издержкам являются:

- установленные тактическим планом размеры прибыли, а также уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции;

- показатели производства и реализации продукции;

- эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций;

- прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана;

- показатели плана материально-технического обеспечения производства;

- прейскуранты цен;

- данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;

- показатели плана по труду и кадрам;

- объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники.

При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.

1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:

- обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;

- осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам производства;

- наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;

- определения участия отдельных служб, отделов и производственных подразделений в снижении издержек и повышении эффективности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

- анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и объединениях.

2. Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

Сметный метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.

3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; технологические переделы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

4. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции - возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным.

 

43. Планирование снижения себестоимости.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) планируется по двум показателям:

· снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, т.е. выпускавшейся на предприятии в предплановом году;

· снижение затрат на один рубль товарной продукции.

Для определения снижения себестоимости сравниваемой товарной продукции, предусмотренной в плане, выпуск сравниваемой товарной продукции оценивается по плановой себестоимости и по себестоимости предпланового года. Так как расчет планового задания делается до окончания отчетного года, то определяется ожидаемая среднегодовая себестоимость каждого вида продукции в плановом году. Для этого используют отчетные данные за истекшую часть года и расчетные данные на оставшуюся часть года, предполагая, что в этот период себестоимость уменьшится по сравнению с ее минимальным уровнем в предшествующие месяцы.

Затраты на 1 рубль товарной продукции представляют собой частное от деления полной себестоимости товарной продукции на стоимость товарной продукции в оптовых ценах

На показатель затрат на 1 рубль товарной продукции большое влияние оказывает изменение состава продукции. Например, если в общем выпуске продукции возрастет доля более рентабельных изделий, то затраты на 1 рубль товарной продукции могут снизиться, даже если себестоимость каждого вида изделий останется неизменной или несколько возрастет. Поэтому показатель затрат на 1 рубль товарной продукции по плану и по отчету рассчитывают на один и тот же объем и состав товарной продукции.

Важное место в плане по себестоимости занимает расчет снижения себестоимости продукции по технико–экономическим факторам. Он производится следующим образом:

1) определяется себестоимость продукции планируемого года, исходя из планового уровня затрат на 1 рубль товарной продукции базисного года;

2) рассчитывается экономия в планируемом году, обусловленная влиянием технико-экономических факторов, изменениями производственно-технических и других условий производства в планируемом году по сравнению с базисным годом;

3) из себестоимости товарной продукции планируемого года, рассчитанной по уровню затрат базисного года, вычитается общая сумма экономии, обусловленная влиянием всех технико-экономических факторов.

В результате получаем себестоимость продукции планируемого года в ценах базисного года с учетом условий планируемого года. Затем определяется уровень затрат на 1 рубль товарной продукции в планируемом году и его снижение по сравнению с уровнем затрат базисного года.

Для всех отраслей промышленности установлен перечень технико–экономических факторов:

1) повышение технического уровня производства — внедрение новой и совершенствование действующей техники и технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение использования и внедрение новых видов сырья и материалов, изменение конструкции и технических характеристик изделий;

2) совершенствование организации производства и труда, специализация производства, улучшение организации и обслуживания производства, улучшение организации и нормирования труда, совершенствование управления и сокращение затрат на управление и др.;

3) изменение объема и структуры продукции — относительное уменьшение условно–постоянных расходов и амортизационных отчислений в результате увеличения объема продукции, уменьшение (или увеличение) затрат за счет изменения номенклатуры и ассортимента продукции и повышения ее качества;

4) улучшение использования природных ресурсов — изменение состава и качества сырья, способов его добычи и др.;

5) развитие производства и прочие факторы — ввод в действие новых цехов, производственных единиц и др.

 

44. Планирование сметы затрат на производство продукции.

Плановая смета затрат на производство продукции составляется с целью определения общей суммы всех плановых затрат предприятия (по экономическим элементам) и взаимной увязки плана себестоимости с другими разделами тактического плана.

Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости товарной продукции различаются между собой широтой охватываемых расходов, а также видами их классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям.

Плановая смета затрат составляется по следующей структуре:

· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

· расходы на оплату труда;

· амортизация основных фондов;

· отчисления на социальные нужды;

· прочие затраты.

В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость:

· приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции;

· покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, а также запасных частей для ремонта оборудования. Сюда же входит износ инструментов, приспособлений, инвентаря и других средств труда, не относимых к основным фондам;

· покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии;

· работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами, не относящимися к основному виду деятельности, а также предпринимателями без образования юридического лица. Сюда входит выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, проведение испытаний, затраты на НИОКР, связанные с подготовкой и освоением новой продукции, транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов;

· природного сырья (отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным работам; затраты на рекультивацию земель; плата за древесину, отпускаемую на корню, и т.д.

· приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии;

· покупной энергии всех видов, а также затраты на производство энергии, вырабатываемой самим предприятием, и т.д.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.

В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, стимулирующих и компенсирующих выплат, систем премирования.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения, государственный фонд содействия занятости.

В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных норм, методов и правил, включая и ускоренную амортизацию их активной части, а также индексацию амортизационных отчислений.

К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся:

· налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

· страховые взносы по видам обязательного страхования, по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий (в порядке, предусмотренном Советом Министров), а также платежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности и риска непогашения кредитов

· плата по процентам за ссуды (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов;

· плата за подготовку и переподготовку кадров;

· оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; услуг связи, вычислительных центров, банков, связанных с обслуживанием предприятий;

· вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; авторские гонорары; расходы на рекламу; арендная плата; лизинговые платежи; износ нематериальных активов; командировочные и представительские расходы, а также другие затраты, входящие в себестоимость продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Плановая смета затрат на производство помимо определения общей суммы расходов предприятия преследует следующие цели:

· расчет себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции;

· определение и анализ структуры затрат на производство;

· проверка согласованности различных частей плана по издержкам;

· расчет нормативов оборотных средств и других экономических показателей работы предприятия.

Наиболее важной целью является определение плановой производственной себестоимости продукции. Определение плановой производственной себестоимости валовой продукции по этой смете производится следующим образом. Из общей суммы плановых затрат исключаются затраты на работы (услуги), не включаемые в состав валовой продукции. Учитывается изменение остатков расходов будущих периодов: при увеличении остатка этих расходов сумма прироста вычитается из общей суммы затрат на производство, а при уменьшении – прибавляется. Учитывается изменение остатков предстоящих расходов: их прирост прибавляется к итогу затрат на производство, уменьшение – вычитается.

Для расчета производственной себестоимости товарной продукции сумма затрат на выпуск валовой продукции уменьшается (увеличивается) на величину себестоимости прироста (уменьшения) остатков незавершенного производства.

Для исчисления полной себестоимости товарной продукии к ее производственной себестоимости прибавляются внепроизводственные расходы.

Себестоимость реализуемой продукции рассчитывается путем прибавления (вычитания) к себестоимости товарной продукции изменения расходов в остатках нереализованной продукции.

Методы составления сметы затрат на производство могут быть различными в зависимости от условий производства, этапа, вида и конкретных задач планирования.

Одним из таких методов является сметный. Суть его состоит в том, что смета затрат составляется в целом по предприятию, а размеры затрат по отдельным экономическим элементам берутся в основном из различных разделов тактического плана.

Затраты, которые отсутствуют в других разделах тактического плана, например амортизационные отчисления, рассчитываются специально.

Смета затрат по предприятию может рассчитываться на основе целевых смет затрат, определяемых аналогично. Такой подход целесообразен на окончательной стадии формирования тактического плана. Он позволяет сбалансировать затраты предприятия и цехов и тем самым проконтролировать правильность всех расчетов, укрепить экономическую базу коммерческого расчета.

Другим методом составления сметы затрат на производство является калькуляционный метод, т.е. на основе калькуляции себестоимости товарной продукции. Именно с этой целью калькуляционные статьи расходов, особенно комплексные, расчленяются при расчете на экономические элементы. Но поскольку в калькуляции определяется себестоимость только товарной продукции, то для установления общей суммы затрат ее следует скорректировать на себестоимость изменения остатков незавершенного производства, резервов предстоящих расходов, расходов будущих периодов и на затраты. связанные с работами и услугами, не включаемыми в состав валовой и товарной продукции.

Для проверки правильности расчетов себестоимости и увязки сметы затрат на производство по экономическим элементам со сметой затрат по калькуляционным статьям, а также для определения внутреннего оборота затрат составляется сводная шахматная таблица «Свод затрат на производство».

Свод затрат на производство представляет собой матрицу, в которой по вертикалям указываются калькуляционные статьи затрат, а по горизонтали – элементы сметы затрат.

Калькуляционные статьи затрат сгруппированы в два раздела.

В первом разделе «Свода затрат на производство» по строкам приводятся затраты на производство по статьям расходов. Основой для определения этих показателей являются составленные ранее расчеты затрат на сырье и материалы. топливо и энергию и т.д. Одновременно в составе этих расходов выделяются элементы затрат и сумма затрат вспомогательных производств, которые не распределяются по элементам.

Общий итог первого раздела равен общей сумме затрат на производство в планируемом году.

Во втором разделе «Свода затрат на производство» приводятся данные о затратах вспомогательного производства и транспортно-заготовительных расходах и в составе этих расходов выделяются элементы затрат.

Сумма элементов затрат, выделенных в первом и втором разделах, должна быть равна общей сумме затрат на производство в планируемом году.

После составления «Свода за затрат на производство» заполняется «Смета затрат на производство» на год с разбивкой по кварталам, по которой определяется полная себестоимость всей товарной продукции как общая сумма затрат минус расходы, не относящиеся к выпуску товарной продукции, и плюс внепроизводственные расходы.

Свод затрат обеспечивает согласование плановых издержек производства, рассчитанных различными методами, а также позволяет проверить все расчеты, выявить внутренний оборот затрат, не включаемых в себестоимость товарной продукции.

 

45. Аутсорсинг как технология управления затратами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: