Задача выбора поставщика
Методы снабжения.
В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения ориентированных на конкретную потребность производства:
· метод «канбан» (учитывает потребность исходящую из конечного монтажа),
· трехуровневое планирование (на первом – осуществляется программное планирование, затем – распределение материалов, и управление закупками),
· метод «точно в срок» (с существенным сокращением запасов),
· снабжение по запросам (типовые контракты с поставщиками на длительный период, а данные о фактической потребности запрашиваются на основании поэтапного уточнения),
· метод прогнозных показателей (спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводиться в соответствие со спросом),
· электронно-информационный метод (работа в межкомпьютерном режиме).
Задача "сделать или купить" в закупочной логистике
В закупочной логистике к задаче типа "сделать или купить" относится принятие одного из двух альтернативных решений:
|
|
- самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;
- закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
Задача «сделать или купить»
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующий изделия самим, если это в принципе возможно, или же покупать комплектующие.
Решение в пользу закупок комплектующих должно быть принято, если:
· потребность в комплектующих невелика
· отсутствуют необходимые для самостоятельного производства мощности
· отсутствуют кадры необходимой квалификации
И наоборот.
Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор поставщиков. Основными критериями принято считать качество, стоимость и надежность поставок. К дополнительным критериям можно отнести: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие резервных мощностей; организация управления качеством у поставщика; психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок); способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
|
|
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Приведем пример расчета рейтинга поставщика.
Критерий выбора поставщика | Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по десятибалльной шкале | Рейтинг по критерию |
1. Надежность поставки | 0,30 | 2,1 | |
2.Цена | 0,25 | 1,5 | |
3. Качество товара | 0,15 | 1,2 | |
4. Условия платежа | 0,15 | 0,6 | |
5.Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 0,7 | |
б. Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 0,2 | |
Итого: | 1,00 | 6,3 |
- стоимость приобретения продукции или услуг
- качество обслуживания.
Прочие критерии:
- удаленность,
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов,
- наличие у поставщика резервных мощностей,
- качество продукции,
- психологический климат в трудовом коллективе,
- риск забастовок у поставщика,
- способность длительного сотрудничества,
- кредитоспособность и финансовое положение.