Алгоритм и критерии выбора поставщика материальных ресурсов

Материальные ресурсы — экономические ресурсы в материально-вещественной форме.

Заключению договоров непосредственно предшествуют оценка и выбор поставщиков. Эта процедура становится целесообразной, если:

1. поставщик не имеет аттестации по системе качества ISO;

2. производится закупка стратегических или нестандартных МР;

3. размещаются заказы на строительство и иные подрядные работы;

4. осуществляются закупки инвестиционных товаров;

5. требуется обеспечить условия для повышения эффективности поставок, в частности осуществить переход на логистическую технологию товародвижения «точно в срок», организовать систему электронных закупок и т. п.;

6. возникает намерение сформировать сеть поставщиков, отвечающую требованиям комплектного управления поставками;

7. требуется осуществить аутсорсинг логистики снабжения и т. п.

Поставщик – юр лицо обеспечивающее какой-либо продукцией др юр лицо на опр условиях. Выбор поставщика связан с оценкой критериев. Критерии – 3 группы:

1. Технические: производственные мощности, технологии, развитость инфраструктуры, ассортимент

2. Орг-экон: условия доставки, удаленность поставщика, фин положение, сроки и стиль поставки

3. Психологические: надежность, репутация, степень сотрудничества, уровень компетенции, местоположение.

Для оценки внедряют инфо систему, автоматизацию, используют экспертные оценки, анкетирование и др. Важнейшими критериями являются цена и сопутствующий сервис (вместе эти 2 критерия определяют совокуп издержки на закупку), надежность, качество.

Алгоритм выбора поставщика включает:

1. определение номенклатуры, спецификации и основные характеристики МР в соответствии с произв программой

2. анализ рынка поставщиков и выявление всех возможных поставщиков

3. предварительная оценка и отбор поставщиков по основным критериям

4. определение поставщиков, соответствующих основным критериям отбора

5. оценка оставшихся поставщиков

6. ранжирование и выбор основного поставщика МР

7. заключение договора на поставку продукции.

Ранжирование проводится, т.к. отобранным критериям может отвечать несколько поставщиков. Ранжирование - это субъективная оценка по заданной шкале (как правило применяется балльная оценка).

Оценка потенциальных поставщиков осуществляется чаще всего на неформальной основе, в дополнение к которой практикуются:

• проверка надежности потенциального поставщика путем пробных заказов;

• использование услуг, предоставляемых специализированными агентствами, МИД РФ (в отношении зарубежных поставщиков) и т. п.;

• дистанционный анализ потенциального поставщика.

Успешный пробный заказ не обеспечивает достоверности положительного прогноза надежности поставщика в долгосрочной перспективе, поэтому рекомендуется обращать внимание на способность потенциального поставщика удовлетворительно обеспечить потребности в закупках как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; мотивацию потенциального поставщика, способствующую обеспечению потребностей в закупках в соответствии с краткосрочными и долгосрочными ожиданиями покупателя.


45. Методы определения потребности в материальных ресурсах.

Материальные ресурсы — экономические ресурсы в материально-вещественной форме. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки.

1. Детерминированный метод (основан на использовании вполне определенных исходных данных, служит для определения вторичной и третичной потребностей при известной первичной). Необходимая информация — первичная потребность, включающая данные об объемах и сроках изготовления; информация о структуре изделия в форме спецификации или указаний о применяемости тех или иных деталей; нормы расходов по материалам и видам продукции; располагаемое наличие.

Расчет материальных ресурсов ведется отдельно для социальных нужд, основного и вспомогательного производства, и здесь могут быть использованы экономико-математические модели.

Потребность материальных ресурсов для основного произв-ва рассчитывается по формуле:

где M — потребность материалов; H — норма расхода материальных ресурсов i-го наименования на j вид изделия; N — производственная программа j вида продукции; n — ассортимент.

Потребность может быть определена на основе иерархии изделия с учетом входимости элементов:

В детерминированном методе важно установить время потребления материальных ресурсов. Здесь может быть полезен цикловой график. Он заполняется справа налево. Цикл определяется по наиболее длительной операции. На осно-вании циклового графика можно опре-делить, сколько деталей запустить и когда.

Чтобы выполнить заказ в срок, материалы должны иметься в наличии в наиболее ранний срок, с тем, чтобы цикл их поступления и первичной обработки не увеличивал цикл изготовления изделия.

Детали должны быть своевременно готовы, чтобы оставалось время для сборки. Покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.

2.Стохастические методы определения потребности.

Основаны на прогнозировании. Прогнозы могут быть среднесрочные (3—5 лет), кратко- и долгосрочные. Прогнозирование может быть выполнено на основе алгоритма:

1. Анализ временных рядов.

2. Определение модели потребления.

3. Выбор метода.

4. Графическая интерпретация прогнозной потребности.

Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: