Понятие, признаки и сущность государства

Основными признаками государства являются:

§ Легитимность: признание лицом в добровольном порядке обязательности для себя государственных велений.

§ Территориальный характер государства: государственная власть всегда распространяется на определенную территорию.

§ Состав территории государства: участок суши, прилегающие к этому участку земные недра, воздушное пространство до границ с космосом, прилегающие к суши морские территории, территории дипломатических представительств и их транспортных средств и т. д.

Население государства разделяется на группы в зависимости от их принадлежности к административно-выделенному участку территории. Государственная власть также организуется на основе этого признака. Большинство государственных органов имеет территориальные пределы своих полномочий.

Государственный суверенитет — это независимость государства от волеизъявления других государств, а также физических и юридических лиц, находящихся на территории государства. Выделяют внешний и внутренний суверенитет. Внешний — независимость от других государств или их объединений, внутренний — независимость от частной воли граждан или их объединений.

Суверенитет государства предполагает, что:

§ только государство может настаивать на своем волеизъявлении в случае противоречия его с волеизъявлением иных лиц;

§ государство настаивает на обязательности своего веления под угрозой физического принуждения;

§ государство является верховной властью, т. е. его веления обладают прямым действием в пределах государственных границ — государственное веление не может быть отменено, изменено или приостановлено действиями всех иных лиц:

§ только государство издает и обеспечивает выполнение общеобязательных правил поведения (правовых норм), т. е. обязательных для любых лиц на территории государства. Только оно устанавливает права и обязанности организаций, физических и юридических лиц, определяет компетенцию государственных органов и государственных должностных лиц.

Формы проявления суверенитета:

1. суверенитет может реализовываться как одноактное государственное веление (ненормативное);

2. суверенитет может принимать форму постоянной, нормативной, периодически воспроизводимой воли государства.

Политический характер государства — это действие государства по обеспечению общих интересов всех граждан. Государство должно действовать в порядке консенсуса.

Формальная сторона политического характера государства складывается из следующего:

§ всеобъемлющего характера государственного объединения граждан. Государство является единственной организацией, объединяющей всю их совокупность;

§ института политических выборов — замещение должности в государственном аппарате посредством волеизъявления граждан, когда ни к избирателям, ни к кандидатам на должность не предъявляются никакие квалификационные требования. Избирательные барьеры не носят профессионального характера. Государственная власть выступает незаинтересованным арбитром в процессе волеизъявления граждан и подчиняется целям, которые ставит ей победившая на выборах группа граждан;

§ правомерного характера управления — действия государственной власти осуществляются на основе и во исполнение законов, принимаемых народными представителями;

§ конституционного законодательствования народа: конституция принимается посредством референдума — волеизъявления граждан, имеющего обязательный характер.

Таким образом, политический характер государства предполагает, что народ (совокупность граждан) выбирает управляющих должностных лиц, сам устанавливает основные (конституционные) законы и превращает государственный аппарат в средство обеспечения интересов общества.

Функции государства

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущ­ность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпо­ративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя прак­тическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответст­вующих ему функций, представляющих собой устойчиво сло­жившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов про­являются и объективируются присущие им особенности и зако­номерности развития, динамика социально-экономических, по­литических и духовных преобразований в жизни общества.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их науч­ная классификация.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятель­ности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т. е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутри­политических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования.

К внешним функциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д.

Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются функции основные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назна­чение.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами (например, здравоохранение, соци­альное обеспечение, высшее образование, финансовая деятель­ность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством обще­ственных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватыва­ют, группируют по наиболее важным направлениям государст­венного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Пос­ледние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует от­граничивать функции органов государства, т. е. реализацию ком­петенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответст­вии с их местом и назначением в государственном механизме политической системы общества.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:

§ Охранительная.

§ Экономическая.

§ Социальная.

§ Культурно-воспитательная.

§ Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

§ Защита государства от вооруженных нападений других государств.

§ Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

§ Борьба с международной преступностью.

§ Участие в международной охране окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: