Законопроект затрагивает внесение изменений в ряд законодательных актов

Уголовный кодекс. Понятно, что в интернет-торговле мы не видим, кто нам продает товар, есть вероятность, что этот сектор формирует сектор мошенников, а этот вид деятельности уголовно наказуем. Во-вторых, взлом информации. Когда мы покупаем товар, мы в любом случае формируем в интернет-магазинах базы данных, в этой связи несанкционированный доступ к ним тоже объявляется уголовно-наказуемым деянием. Следующее касается поддельных карт оплат. Система электронных денег в Казахстане на сегодня практически не работает, в этой связи основным средством оплаты покупок являются платежные карточки.

Кодекс об административных правонарушениях. Здесь затрагиваются вопросы ответственности субъектов частного предпринимательства за поставку товаров, а также вопросы рекламирования продукции эротического содержания, запрещенной информации, запрещенных товаров.

Налоговый кодекс. Здесь вопрос не решен, потому что по мнению ряда госорганов, налоговая нагрузка в Казахстане итак достаточно низкая, в этой связи есть единая ставка НДС, и нет необходимости в целом затрагивать вопрос налогообложения. Но мы касаемся следующего: необходимо, чтобы при покупке больших партий товаров через интернет-магазины признавалась система электронных счетов-фактур. Также обороты по платежным карточкам предлагается облагать по ставке НДС в 10%.

Закон «О регулировании торговой деятельности». В 2007 году были приняты правила электронной торговли, но они, как отмечают многие, практически не работают. Нет ответственности за нарушение этих правил, термины и понятия не отражены в законодательстве, и, в-третьих, система пошла вперед, и эти правила просто морально устарели. В этой связи мы вводим понятие «электронной торговли», критерии и порядок продаж через интернет, хотим в этом законе максимально отразить механизм продажи и доставки товаров.

Закон «О защите прав потребителей» – механизм защиты прав потребителей распространяется и на электронную торговлю.

Закон «О рекламе» – вводится ответственность за достоверность рекламы на интернет-сайтах.

Закон «О правах ребенка» – вводятся ограничения по распространению информации эротического характера при электронной торговле.

Кроме того, в этом году Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает поправки в Закон «Об информатизации» – здесь будут учитываться вопросы ответственности, порядка, выдачи и действия электронно-цифровой подписи.

Что касается «Казпочты», то сейчас система доставки товаров работает, она сейчас переходит к современным форматам доставки.

Самом деле закон об электронных деньгах очень прост – они номинируются исключительно в тенге и эмитируются банками второго уровня. Это означает, что когда интернет-магазин придет в банк и закажет некую эмиссию электронных денег, он должен сделать 100%-е обеспечение. Возникает вопрос: а может, он будет проводить эту операцию просто в тенге?

На самом деле я сторонник того, что, наверно, лучше сосредоточиться на электронных платежных системах, понимать, что должны существовать какие-то виды электронных кошельков (с определенным ограничением). В России есть хороший пример – закон о национальной платежной системе, под которым работают WebMoney, YandexДеньги, Qiwi-кошелек и т.д. И в Казахстане есть масса случаев использования этих электронных денег, скажем аккуратно, фейковым способом, ведь это российские электронные деньги, которые не могут ходить в Казахстане. И это при существовании нашего закона об электронных деньгах.

Предлагаю также обратить внимание на терминальные кассовые наши аппараты, потому что процессинговый центр этих систем должен находиться в Казахстане и иметь четкую ясную сущность и, конечно, фискализацию.

Что касается банков, мы сделали электронную платежную систему с электронными кошельками и плотно работаем с рядом интернет-магазинов. Но я вижу, что обороты по подключенным к нам магазинам крайне малы, а зачастую интернет-магазин является некой цифровой витриной оффлайнового бизнеса просто с какой-то определенной скидкой.

Итак, я вижу следующие проблемы. Первая – платежные инструменты. Вторая – непосредственно сама электронная торговля, которая идет каким-то квазиэлектронным способом. Третья касается электронных счетов-фактур: банки с интересом ожидают этого, но тут окажется масса вопросов по ЭЦП, валидности подтверждения всех этих документов и т.д. И самое, наверно, основное (если говорить о сущности товарной) – логистика. Быстрая, безопасная, надежная доставка.

 

25.Интернет-ортадағы сауда жүйелерін қарастырыңыз

Интернет-магазин - это полностью автоматизированная система электронных продаж. Она реализуется посредством прямых запросов к базе данных, где хранятся сведения о наличии товара и его цене, с помощью составления унифицированной формы заказа с одновременным резервированием соответствующих позиций в базе данных и использованием системы электронных платежей. Оплата товара может производиться как при помощи интерактивных платежных систем, так и традиционными способами. Выбор варианта реализации интернет-магазина для предприятия:

1.Создание Интернет-магазина на собственном сервере в локальной сети предприятия. Такой вариант включает широкий круг вопросов:

· закупка оборудования и программного обеспечения,

· аренда высокоскоростного канала связи,

· обучение сотрудников для администрирования системы,

· разработка дизайна web-сайта.

Такое создание Интернет-магазина является самым затратным способом вхождения в электронную коммерцию, но при этом открываются наибольшие возможности.

· Практически нет технических ограничений на рост и развитие магазина.

· Полная самостоятельность при осуществлении всех видов деятельности.

· Возможность получать информацию о посетителях web-сайта и строить в соответствии с ней систему маркетинга.

2. Аренда Интернет-магазина в электронном торговом ряду (на специализированном сервере). Данный вариант является самым дешевым и быстрым. В этом случае большую часть технических вопросов берет на себя владелец торгового ряда. Предприниматель обязан:

· предоставить каталог товаров в требуемой форме;

· указать, каким образом будет производиться оплата и доставка;

· разработать дизайн web-сайта магазина по шаблону арендодателя;

· определить взаимные обязательства сторон и заключить договор.

К недостаткам можно отнести неполноту получаемой рыночной информации, доступность данных о коммерческой деятельности магазина для сторонней организации, риски компании-владельца торгового ряда.

3.Создание магазина на сервере Интернет-провайдера. В этом случае нет необходимости в аренде канала связи и покупке коммуникационного оборудовании, но понадобится закупать или разрабатывать программное обеспечение Интернет-магазина. По своей стоимости этот вариант занимает промежуточное положение между созданием собственного и арендой Интернет-магазина в торговом ряду.

4.Покупка действующего Интернет-магазина. Оценка стоимости такой покупки проводится в каждом случае индивидуально. При этом учитываются различные факторы: известность торговой марки, аудитория покупателей, имеющиеся у компании долгосрочные партнерские отношения с поставщиками продуктов и услуг, квалификация персонала организации, результаты деятельности за предыдущие периоды, прогноз развития данного сегмента рынка электронной коммерции и т.д.

В электронных магазинах осуществляются бизнес-процессы:

· обеспечение пользователей информацией о товарах и услугах;

· продажа и оплата товаров и услуг;

· регулирование отношений с поставщиками, покупателями, службой доставки;

· обеспечение клиентов информацией о ходе выполнения заказа;

· доставка товаров и услуг;

·автоматизированное добавление и удаление товарной базы поставщиков из ассортимента Интернет-магазина;

· поиск партнеров;

· ведение отчетности.

В целом, систему электронной торговли можно разделить на три основных элемента: интернет-магазин с электронной витриной и торговой системой, система оплаты покупки, система доставки товара. (рис.2).

Рис.2 Схема взаимодействия покупателя с виртуальным магазином

 

Электронная торговая платформа — компьютерная система, которая может использоваться, чтобы разместить заказы (покупку/продажу) финансовых продуктов, таких как акции, облигации, валюты, биржевой товар и деривативы с финансовыми посредниками, такими как брокеры, дилеры, маркетмейкеры или фондовые биржи по сети. Такие платформы позволяют использовать электронную торговлю пользователями из любой точки в отличие от традиционной комнатной торговли (Floor trading) и торговле, базируемой на телефонной линии.

Термин «торговая платформа» (от англ. tradingplatform) обычно используется для избежания путаницы с термином «торговая система» (от англ. tradingsystem), который чаще всего связан с методом торговли или с алгоритмической торговой стратегией, а не с компьютерной системой, используемой для размещения заказов

26. Электрондық сауда сайттарының рейтингін анықтаңыз

В конкурентном мире интернета множество сайтов и онлайн-бизнеса приходят в интернет-сферу и также стремительно из нее уходят. А десятки из них преобладают на рынке в течение длительного времени. Но в итоге многие из них исчезают после нескольких лет существования из-за того, что не распланировали развитие будущего бизнеса. Лишь немногие смогли одолеть все трудности и получить статус самых посещаемым веб-сайтов в мире.

представленные десять сайтов сделали блестящее будущее, привлекая миллионы посетителей, благодаря кропотливой работе. Стоит отметить, что лишь на эти десять сайтов приходится львиная доля всего трафика в мировом интернете. Что же касается русскоязычных сайтов, то самый посещаемый из них — yandex.ru с посещаемостью 26 миллионов человек в сутки.

Давайте же посмотрим на топ-10 самых посещаемых сайтов в мире. В данный ТОП не включены китайские сайты. Причина в том, что некоторые из них хоть и имеют (по понятным причинам) гигантскую аудиторию, 99% пользователей - китайцы. Так что настоящего мирового успеха данные проекты не имеют.

1. Гугл (Google). Без сомнения самым посещаемым сайтом в мире признан Гугл. Сайт заполучил львиную долю всех пользователей с самого момента запуска. Также этому проекту принадлежат самые удивительные разработки от Google. Сегодня его ежедневная посещаемость составляет 146 705 100 человек в сутки.По такому показателю никто в мире не может сравниться с Google. Поисковая система Гугл лидирует в большинстве стран, однако в России она пока еще не превзошла национальный поисковик Яндекс, на долю которого приходится около 60% поискового трафика.

2. ЯХУ (YAHOO) Сайт Yahoo – поисковая система, вторая по величине после Google, правда, в России и странах СНГ она не пользуется популярностью. Изначально компания предлагала только поисковые услуги. С ростом компании их услуги начали предоставляться в разнообразных сферах: международные новости, почтовый сервис, автомобили и многое другое. Yahoo проделал очень большой путь, чтобы стать большим сайтом с ежедневной посещаемостью в 33 453 900 человек и стоимостью $2.7 млрд.

3. ФЕЙСБУК (FACEBOOK) Фейсбук – сайт номер один среди социальных сетей, проект запустили в 2004 году. С его чудной, но привлекательной идеей работы, он за короткий промежуток времени завоевал большую популярность и сейчас зарегистрированных пользователей на сайте более 1 млрд. Имея сотни привлекательных приложений, Фейсбук стал сердцем миллионов людей во всем мире. Таким образом, он занял почетное второе место благодаря тому, что посещаемость каждый день составляет 132 130 100 человек.

4. ЮТУБ (YOUTUBE) Ютуб является отличным сайтом, который предлагает обмен видео со всем миром. Он был создан в 2005 году тремя бывшими сотрудниками Paypal, но в 2006 году великий и творческий сайт продали Google. На данный момент Ютуб стал сайтом, о котором можно только мечтать. Веб-сайт имеет самую большую базу данных видео в мире, портативность и разнообразность сайта делает его самым посещаемым. Ютуб посещают ежедневно 91 846 800 человек, что приносит доход на сумму $3.4 млрд.

5. WINDOWS LIVE (MICROSOFT.COM) Windows Live - сайт-лидер, который не пропустит ни одного пользователя. Он является коллективным, предоставляя в основном все веб-услуги Microsoft для уважаемых клиентов и читателей во всем мире. Ежедневная посещаемость популярного сайта составляет 74 500 000 человек с доходом около $1.8 млрд.

6. ВИКИПЕДИЯ Одной из самых больших и бесплатных веб-энциклопедий, которая охватывает практически все новости с разнообразных отраслей, является Википедия. Сайт финансируется и поддерживается Фондом Викимедиа, который работает на общественных и международных пожертвованиях для лучших работников и исследователей, сделавших сайт самым посещаемым на земле. Каждый день Википедию просматривают около 70 200 000 пользователей, это приносит доход $1.5 млрд.

7. БЛОГЕР (BLOGGER) Блогер – сайт создания блогов с помощью Google, получивший большую популярность, благодаря тому, что на нем много блогеров и интернет-маркетологов, которые помогут создать блог и при этом сэкономить деньги. Его запустили в 2003 году и каждый день посещаемость сайта составляет 32 685 400 пользователей со всего мира. Чистая стоимость составляет $1.4 млрд.

8. ЯНДЕКС (YANDEX) Яндекс – наиболее крупный и посещаемый поисковик в России и большинстве стран СНГ, который основали российские провайдеры. Он предлагает множество сервисов на русском языке. Посещаемость крупнейшего российского поисковика составляет 26 137 200 пользователей. Чистая стоимость составляет около $3.1 млрд.

9. ТВИТТЕР (TWITTER) Твиттер – распространенная социальная сеть, которая позволяет пользователям размещать около 140 сообщений, так называемых твиттов, в день. Запущен в 2006 году. Рекордом посещаемости стала цифра в 200 миллионов пользователей. Этот сайт лучше всего в мире обеспечивает общение знаменитостей с поклонниками. Твиттер ежедневно посещают 23 600 000 пользователей. Доход сайта составляет $11 млрд

10. ВКОНТАКТЕ (VK) VK является самой популярной социальной сетью в восточной Европе. Основанная Павлом Дуровым, сеть имеет почти полмиллиарда зарегистрированных пользователей, что делает ее одним из самых посещаемых сайтов в мире. Каждый день сайт Вконтакте посещают 16 350 000 пользователей. Компания оценена в $788 млн

Опросив экспертов в области интернет-торговли, Forbes составил список интернет-магазинов, зарабатывающих больше других

1. Amazon.com — крупнейший мировой интернет-ритейлер. В магазине можно найти все, от часов до автопокрышек. В 2009 году выручка компании выросла на 28%, до $24,5 млрд.

2.Itunes.com — часть империи основателя Apple Стива Джобса. Один из крупнейших в мире продавцов аудиофайлов в интернете. Недавно под давлением рекорд-лейблов Itunes отказался от фирменной фишки — продаж треков по единой цене 99 центов.

3.Zappos.com — крупнейший продавец обуви в интернете с оборотом около $1 млрд. Основан американцем Ником Суинмурном в конце 1990-х годов. Другие интернет-магазины снижали цены, чтобы привлечь покупателей, а в Zappos решили, что их основное конкурентное преимущество — надежное и качественное обслуживание. Итог: около 40% покупателей заказывают обувь в Zappos повторно. Летом 2009 года стало известно, что Amazon.com выкупил Zappos.com, заплатив более $800 млн.

4.Ebay.com — крупнейший мировой интернет-аукцион. В 2008 году заработал $8,5 млрд (включая $2,4 млрд выручки принадлежащей холдингу системы электронных платежей PayPal, которой пользуются покупатели и других интернет-магазинов).

5.Officedepot.com — один из крупнейших в интернете торговцев товарами для офиса, от карандашей, ручек и маркеров до мебели, компьютеров и принтеров. Компания, начинавшая в 1986 году с открытия вполне традиционного магазина канцтоваров во Флориде, в 2009 году наторговала в 52 странах на $12,1 млрд (из них на продажи через интернет приходится $4,2 млрд).

 

27. Электрондық құжат айналымын сипаттаңыз

Электронды құжат айналымы. Электрондық құжат және электрондық цифрлық қолтаңба туралы
2003 жылғы 7 қаңтардағы № 370-ІІ Қазақстан Республикасының Заңы
(2011.21.07. берілген өзгерістер мен толықтырулармен).

Қазіргі кезде мемлекеттік органдар жақсы дамыған ақпараттық инфрақұрылымсыз уақытқа сай жұмыс істей алмайды. Бұл заман талабы. Бірқатар мемлекеттік функцияларды басқару ісінде дәстүрлі қағаз негізден электрондық салаға көшу өзге де маңызды факторлармен қатар табысқа жету шарттарының бірі болып отыр.

Электрондық құжат айналымы жүйесін ендіру ісі бірінші кезекте құжаттарды тіркеу және олардың орындалуын бақылау процестерін автоматтандыруды, кәсіпорын бөлімшелері арасындағы қағаз негізді ішкі қатынас қағаздарын азайтуды, нормативтік құқықтық актілер жобаларын қарау мерзімдерін қысқартуды, ел басшылығы тапсырмаларының, Үкімет қаулыларының, азаматтар мен заңды тұлғалар тарапынан түскен хаттар мен өтініштердің орындалуын бақылау жөніндегі жұмыстарды жақсартуды, құжаттар бойынша ақпараттық талдау жұмыстары сапасын арттыруды, сондай-ақ ұйымның электрондық мұрағатын құруды қамтиды.

Электронды құжат айналымының бірыңғай жүйесін жасау «элктрондық үкімет» құрудың негізгі элементі екенін кәсіби мамандар жақсы түсінеді. Өйткені бұл жүйе құжат айналымы, яғни электронды құжат алмасу ғана емес, сонымен қатар ол құжаттардың, басшылық тапсырмаларының орындалу барысын жедел түрде тексеруге, кемшіліктердің алдын алуға, туындаған проблемаларды дерек базасын пайдалана отырып дер кезінде айқындауға және талдауға, басшылық үшін шешімдердің әртүрлі нұсқаларын әзірлеуге, ахуалды жақсартып отыруға мүмкіндік беретін бірден-бір жол. Бұл жүйе ақпараттарды, статистикалық мәліметтерді есепке алу мен іздестірудің жеңілдетілетіні және жылдамдатылатыны, құжаттарды жіктеу мен сақтаудың қарапайымданатыны іс жүзінде дәлелденіп отыр. Сонымен бірге, бұл жүйе қызметкерді жұмыста тұйықталудан сақтайды, істің мазмұндық жағына баса назар аударуға, жаңа ұсыныстар жасауға, қала берді, шығармашылық жағынан өсуге ықпал етеді.

Бағдарлама қызметкердің «қағазын қолына алып» кабинет-кабинетке жүгірмей, ол қағаздарға қол қойдырып, мөр бастыру үшін басшылардың қабылдау бөлмесі алдында кезекке де тұрмай, құжаттар жобасы туралы алыстан-ақ келісе беруіне, электрондық құжатты қағазға шығармай-ақ, оларды көбейтпей-ақ көптеген мекен-жайларға жолдай беруіне мүмкіндік береді.

Электрондық құжат айналымы іске қосылғаннан кейін электрондық мұрағат базасы да қалыптаса бастайды. Электрондық мұрағат қосалқы жүйесінің толық масштабты жобасын ендіру мынадай мәселелердің өз шешімін табуына ықпал етеді:

1. Электрондық құжат айналымы қауіпсіздігін қамтамасыз ететін қосалқы жүйе қызметін автоматтандырылған ақпараттық қосалқы жүйе қызметімен ұштастыру.

2. Криптоқорғаныс модуліне қосылу, яғни құпияны қорғау қызметін тұрақты пайдалану.

3. Мәліметтердің иерархиялық тәртіпте сақталуын қамтамасыз ету.

4. Мәліметтердің сақталу формаларын қалыптастыру.

5. Сканерден өткізілетін құжаттар құрамы ауқымын кеңейту.

Соңғы кездері электрондық құжат айналымы жүйесі мәселелері бойынша қызу пікір алысулар нәтижесінде мамандар көптеген құнды ұсыныстар беруде. Халықаралық стандарттар мен жұмыс тәжірибесін ескере отырып, электрондық құжат айналымының және электрондық құжаттарды мұрағатта сақтаудың нормативтік әрі әдістемелік базаларын одан әрі дамыту мақсатында мыналарды әзірлеу керек:

– электрондық құжаттар форматы жөнінде, оларды тасымалдау, сипаттау, сақтау істері бойынша республикалық стандарттар; электрондық құжаттар миграциясын өткізу жөніндегі технологиялық регламент; терминдер мен анықтамалар;

– электронды құжаттарды сақтауға қатысты ведомствалық және мемлекеттік мұрағаттардың жұмыс ережелері;

– электрондық құжаттармен жұмыс және электрондық құжат айналымын жүргізу жөніндегі тұрпатты нұсқаулық;

–тұрақты сақталатын электрондық құжаттар тізімдемесі;

– мемлекеттік сақтауға және ұзақ уақытқа мұрағаттық сақтауға берілетін электрондық құжаттардың электрондық цифрлық қолтаңбаларын сәйкестендіру жөніндегі нұсқаулық;

Сонымен қатар, электронды құжаттар бойынша жұмыс жүргізу барысында қолданылатын тәсілдердің ортақ (бірдей) болуын көздейтін шараларды әзірлеу қажеттілігі де көтеріліп жүр. Атап айтқанда:

–құжаттардың қағаз жүзіндегі түпнұсқалары мен олардың электрондық нұсқаларын міндетті комплектіде сақтау;

–мұрағатшылардың мәліметтер базасын жобалау мен оларды басқару жөніндегі техникалық тапсырмаларды әзірлеуге қатысуы;

–құндылықтар сараптамасының негізгі принциптері мен өлшемдерін сақтау;

– Ұлттық мұрағат қорын толықтыру көздері – мекемелерде және мемлекеттік мұрағаттарда ғылыми-анықтамалық аппарат жасау және сипаттау әрі есеп жүргізу жөніндегі сабақтастықты қамтамасыз ету.

Электрондық құжат айналымының бірыңғай жүйесі қауіпсіздігін қамтамасыз ету үшін электрондық құжаттарда электрондық цифрлық қолтаңбаларды қолдану принциптерін және электрондық құжаттардың электрондық цифрлық қолтаңба қоюға арналған деректемелер жинағын белгілеу қажет.

Мемлекеттік мекемелерде мынадай дайындық жұмыстарын жүргізу керек:

– іс номенклатураларында электрондық мәліметтер базасы және басқа да ақпараттық жүйелер туралы деректер көрсетілуі қажет;

– мекемелерде түзілген электронды құжаттар тізімдемесін жасау, олардың мақсаттары мен міндеттерін, құрылымы мен хронологиялық кезеңдерін көрсету.

 

28. Электрондық коммерция жүйесіндегі қауіпсіздікті қарастырыңыз.

Ақпаратты қорғау қаржылық жүйелер үшін, олар физикалық немесе электрондық транзакцияларға негізделгеніне қарамастан аса маңызды. Шынайы өмірде физикалық қауіпсіздікке көп көңіл бөлінеді, ал электрондық коммерция әлемінде деректерді, коммуникацияларды және транзакцияларды қорғау құралдарына қамқорлық жасауға тура келеді. Желілік компьютерлермен жұмыс істей жүріп, бірнеше қатердің болу мүмкіндігі бар екенін есте сақтау керек. Олар ақпаратты ұйымдастыруға және оның қорғалуын айтарлықтай арттыруға, оның үстіне электрондық коммерциямен байланысты емес жағдайларда, мысалы электрондық поштамен жасырын ақпарат жіберу кезінде, мүмкіндік беретін шешімдермен қатар кестеде келтірілген.

Коммерциялық операцияларды жүргізудің басты талаптарының ішінде - құпиялылық, тұтастық, барабарлық, авторландыру, кепілдік және құпияны сақтау жатады. Алғашқы төрт талапты техникалық құралдармен қамтамасыз етуге болады, бірақ соңғы екеуін – кепілдікке жету мен құпияны сақтауды орындау - олардың техникалқ құралдарына да және жеке тұлғалар мен ұйымдардың жауапкершілігіне, сондай-ақ тұтынушыларды сатушылардың алдауына түсуден қорғайтын заңдарды сақтауға да бірдей байланысты.

Криптографияның артықшылығы. Қазіргі заманғы криптографиялық алгоритмдер қуатты компьютерлер жиынтығында, барабар ету мен шифрлаудың ең күрделі әдістерін күнделікті тиімді пайдалануға мүмкіндік жасайды. Криптографияға, мысалы жолдауларды барабар ету мен программалық қамтамасыз етуге арналған хабарламаларды немесе файлдарды жіберу кезінде желіде пайдаланылуы мүмкін тұлғаларды сандық сәйкестендірудің арнайы әдістері енеді.

Криптографиялық технологиялар электрондық коммерцияға арналған үш негізгі типтерді қамтамасыз етеді: барабар ету (оған сәйкестендіру енеді), жасаған істен бас тартудың мүмкін еместігі (non-repudiation) және құпияны сақтау. Сәйкестендіру (аутентификация түрінде) жолдау жіберушінің нақ өз атынан хабарласқанын тексереді. Аутентификация одан әрі барады – жіберу-шінің жеке басына ғана емес, жолдаудағы өзгерістің жоқтығын тексереді. Бас тарту мүмкін еместігінің талаптарын жүзеге асыру кімге болса да, оның белгілі бір файлды немесе деректерді жөнелткенін немесе алғанын жоқ етуге жол бермейді (бұл тапсырыс хатты поштамен жіберуге ұқсас). Соңында, құпияны сақтау – бұл жолдауларды санкцияланбай қарастырудан қорғау.

Шифрлау процесі. Ақпараттарды рұқсат етілмеген оқудан қорғау мақсатында шифрлау немесе кодтау – криптографияның басты міндеті.Шифрлау ойдағыдай нәтиже беру үшін, жіберуші де, алушы да бастапқы ақпаратты кодталған түрге (шифрланған мәтін) түрлендіру үшін ережелердің қандай жинағы қолданылғанын білулері қажет. Шифр деректерді кодтау ережелерін береді.Ең қарапайым жағдайда шифрлау хабарламаның әрбір әрпін алфавитта ұстанымның бекітілген бір санынан кейін тұрған басқасына, мысалы 13-ке ауыстыра алады. Егер алушы, жіберушінің жолдаумен бірге жібергенін білсе, онда ол процесті кері ретпен (мысалы, қарама-қарсы бағыттағы одан 13 санына кейін тұрған әрбір әріпті) қайталауына және бастапқы мәтінді алуына болады.

Осы кезге дейін айтылғандай, электрондық коммерция қауіпсіздігі қатерлерінің бірнеше түрлері бар. Осы қауіптерге қарсы тұру үшін, алдыңғы бөлімде мазмұндалған криптографиялық әдістемелерді қолданатын тұтастай бір қатар хаттамалар мен қосымшалар жасалуда.

Безопасность сайтов - это исключительно технический вопрос. Слишком часто безопасность в большей степени относится к области соответствующего контроля процесса разработки, правильного управления конфигурацией операционной системы и в целом последовательного управления сайтом. Настоящая безопасность находится под вашим прямым контролем - то, что приемлемо при разработке внутренних систем, может оказаться неподходящим для сервисов, к которым предоставляется полный общий доступ.

Информация по кредитным карточкам в Интернет не защищена. На самом деле, информация по кредитным карточкам гораздо меньше подвержена хищениям при передаче по Интернет, чем в близлежащем магазине или ресторане.

Цифровые подписи являются электронным эквивалентом рукописных. Некоторое сходство имеется, однако есть множество очень существенных различий, поэтому неразумно считать эти два вида подписи равноценными. Их надежность также зависит от того, насколько строго установлено, чтобы закрытый ключ находился действительно в индивидуальном пользовании.

Меры безопасности для эффективной защиты коммерции в интернете должны внедряться на четырех уровнях:

· законодательный;

· административный;

· процедурный;

· программно-технический.

На современном этапе развития экономики национальная нормативно-правовая база должна согласовываться с международной практикой. Назревает необходимость приведения национальных стандартов и сертификационных нормативов в соответствие с международным уровнем развития информационных технологий, а также с действенными критериями оценки, дабы обеспечить безопасность электронной коммерции.

Существует множество типов мошенничества, от которых страдает безопасность электронной коммерции. Основные типы приведены ниже.

Транзакции и безналичный расчет. Выполненные мошенниками транзакции с использованием реквизитов карточки, передают им настоящие данные о карте и грозят полным опустошением счета без получения желаемых услуг или товаров.

Базы данных и личная переписка. Получение информации о клиенте через взлом баз данных торговых предприятий или путем несанкционированного доступа к личной переписке покупателя, содержащей его персональные данные.

Магазины-однодневки. Интернет-магазины, возникающие на непродолжительный период, созданные для получения средств от покупателей за несуществующие товары или услуги.

Ложная стоимость и повторные списания. Увеличение стоимости товаров по отношению к заявленной покупателю цене и повторные списания средств со счетов клиента.

Магазины-шпионы. Интернет-магазины и торговые агенты, предназначенные для сбора данных о реквизитах пластиковых карт и другой личной информации о клиенте.

Таким образом, безопасность электронной коммерции, как для клиентов, так и для организаций, является основной проблемой, сдерживающей развитие электронной коммерции в интернете.

 

29. Электрондық коммерциядағы тәуекелдер және қауіпсіздікті қамтамасыз ету әдістемесін анықтаңыз.

С ростом и развитием интернета в Казахстане развивается и электронная коммерция. Наша жизнь уже немыслима без возможности что-то заказать и оплатить в интернет-магазине с помощью банковской карты. Однако, это - сложный технологический процесс, в котором участвуют и банки, и процессинговые центры, и платежные шлюзы. С какими рисками может столкнуться каждый участник данного процесса? Давайте сначала определимся с понятием риска в области электронной коммерции. Также описывая риски, я буду рассматривать их в основном применительно к использованию при оплате банковских карт, чему есть две причины:

1. В электронной коммерции по картам совершается львиная доля всех операций, в среднем 90% от всех методов оплаты.

2. Банковские карты несут в себе существенно больший риск по сравнению с другими методами оплаты.

Риск – это событие, которое влечет за собой негативные последствия, выражающиеся в той или иной форме.

Виды рисков

Финансовые.
Каждый участник международной платежной системы (МПС), будь-то эмитент, эквайер или мерчант, не застрахован от мошеннических действий со стороны интернет-магазинов и кардеров. Операцию, совершенную с помощью банковской карты, ее держатель может оспорить в своем банке. Причина, по которой будет оспорена та или иная операция, может быть практически любой. В правилах МПС есть специальный раздел, посвященный претензионной работе, где описаны различные коды опротестований, под которые подходит практически любая ситуация, от недоставки товара до мошеннической операции. Дальнейшее будет зависеть от грамотного анализа ситуации эквайером и полноты предоставленных документов интернет-магазином.

Итак, финансовый риск исходит как от самого интернет-магазина, так и со стороны кардеров.

Регулятивные.
К этому виду относятся все риски, связанные с возможными последствиями от действий российских и зарубежных регуляторов этого рынка. К российским регуляторам относятся (полностью или частично): Центробанк, Федеральная служба по финансовым рынкам, любые силовые структуры, Федеральная служба судебных приставов и другие.

Точное количество российских регуляторов и полноту их влияния описать для всех не предоставляется возможным, так как здесь все зависит от того, каким именно участником МПС вы являетесь и каким образом вы организовали свой бизнес-процесс. Если вы банк-эквайер, то это один перечень регуляционных моментов. Если платежный шлюз, то имеете ли вы отношение к финансовым взаиморасчетам с интернет-магазином или же оказываете только информационно-техническое обслуживание? И так далее.

К зарубежным регуляторам стоит отнести международные платежные системы. Весь процесс оплаты банковскими картами детально описан и четко соответствует правилам МПС. В основном это, конечно же, правила VISA и MasterCard. Здесь любое отклонение от правил влечет за собой не только финансовые потери, но и, в ряде случаев, дискредитацию вас как участника МПС с запретом заниматься карточным бизнесом.

Правовые. Здесь имеются в виду риски, связанные с судебными тяжбами. Многие полагают, что правила МПС имеют первостепенное и решающее значение. Также бытует мнение, что если банк отказал в возмещении средств по оспоренной операции, то это конечное и правильное решение, оспорить которое не удастся. Однако это не так. Держатель карты имеет договор с банком, который регулируется законами Российской Федерации. И ему лично правила МПС не важны. Интернет-магазину, по большому счету, правила МПС тоже не важны: у него есть договор эквайринга, на основании которого он ведет свою деятельность. Суд также не будет принимать во внимание (или же не будет уделять им большого значения) правила МПС, а будет аппелировать к действующим договорам и действующему законодательству… Случаев серьезных судебных разбирательств в российской правовой практике мало, однако они есть, и их также необходимо принимать во внимание как возможный риск.

Репутационные. Аккумулируют в себе все негативные исходы по любым видам рисков. Если посмотреть статистику, то потери банков от мошеннических операций злоумышленников с картами будут в разы ниже, например, потерь от невозврата кредитов заемщиками. Однако мошеннические операции подрывают репутацию банков и снижают в целом доверие клиентов к банковской карте как к удобному и безопасному финансовому инструменту. Именно поэтому противодействию мошенничеству уделяется большое внимание как со стороны участников платежного процесса, так и со стороны самих платежных систем.

Необходимо отметить, что различные риски часто пересекаются друг с другом. Например, регулятивный риск зачастую несет в себе и финансовую составляющую.

Способы минимизации рисков различного вида:

1. Мониторинг всех операций участников платежного процесса.

2. Создание антифрод-системы и ее постоянная оптимизация.

3. Дублирование некоторых критических лимитов и ограничений, работающих независимо друг от друга.

4. Правильное построение отношений с интернет-магазинами, оказание им консультационной и иной поддержки.

5. Проверка интернет-магазинов при подключении к платежной системе с целью соблюдения всех требований российского законодательства, а также правил МПС. Периодическая их перепроверка.

6. Анализ невыявленных мошеннических операций, ведение статистики на постоянной основе по мошенническим и опротестованным операциям.

Управление рисками — это система организационно-экономических мероприятий, направленных на своевременное выявление и оценку потенциальных рисков, предупреждение или минимизацию последствий случайных и труднопредсказуемых событий, которые могут привести к нарушению нормального функционирования или даже ликвидации предприятий и организаций. Применительно к электронной коммерции это означает определение рисков, их ранжирование и принятие решения о распределении ответственности за контроль над рисками

В настоящее время существуют различные технические способы предупреждения соответствующих типов рисков. Однако полностью устранить риски такими способами удается далеко не всегда: степень информационной защищенности имеет свой верхний предел, обусловливаемый свойствами имеющегося оборудования и спецификой применяемых технологий. Естественным дополнением к техническим способам защиты может стать страхование рисков электронной коммерции, и ведущие мировые страховые компании (прежде всего американские) начали активно развивать это направление.

 

30. Интернет-маркетинг құралдарын ашып көрсетіңіз

Бурное развитие электронной коммерции в последние годы не могло не отразиться на теории и практике продвижения товаров во Всемирной сети. Маркетинг не просто выработал новые приемы интернет-торговли.

Интернет-маркетинг (англ. internet marketing) — практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, с целью продажи продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними.

Это очень важный тезис, согласно которому Интернет в сетевой экономике выполняет в первую очередь сбытовые функции. Субъекты сетевой экономики приходят в Интернет не для коммуникаций или маркетинговых исследований. Они рассматривают Интернет как отдельный большой рынок, на котором существует низкий входной барьер и равные конкурентные возможности. Все остальное – вторично. Не случайно экономическая деятельность в Интернете получила название «сетевая коммерция», т. е. «процесс покупки и продажи» через сеть Интернет1.

Второе место по значимости в интернет-маркетинге занимает ценовая политика. С одной стороны, это связано с объективным сокращением трансакционных издержек для продавцов, за счет которого малые виртуальные субъекты могут конкурировать с крупными традиционными участниками рынка. С другой стороны, главным мотивом для совершения покупки в Интернете при условии доступности товара является его сравнительно более низкая цена. Трансакционные издержки в электронной торговле намного ниже, чемв обычной торговле. Поэтому ценовые возможности привлечения покупателей у виртуальных компаний намного больше, чем в традиционном бизнесе.

Только третье место по значимости в интернет-маркетинге занимает товарная политика. Это обстоятельство обусловлено тем, что виртуальные компании не занимаются производством и продвигают не товары, а информацию о товарах. Электронная коммерция дает значительно большую мобильность в выборе товаров и поставщиков, чем обычная торговля. В сетевой экономике конкурентное преимущество на рынке создают не товары, а методы их продвижения. Стратегически выигрывает не тот, кто располагает товарами, а тот, кто располагает возможностями их продвижения. Лучший пример – интернетаукцион «eBay» с выручкой в 2011 году в 11,65 млрд долларов (рост на 27%) и чистой прибылью в 3,23 млрд долларов (рост на 79%).

На последнем месте по значимости в интернет-маркетинге располагается коммуникативная политика – также как и в традиционном маркетинг-миксе. Доказать этот тезис очень просто, так как коммуникации неспособны продвинуть товар, если товар: а) недоступен, б) дороже аналогов, г) не соответствует ожиданиям потребителей. Этот инструмент работает только тогда, когда отсутствуют проблемы с тремя предыдущими инструментами интернет-маркетинга.

Инструментарий интернет-маркетинга, как и инструментарий традиционного маркетинг-микса, укладывается в рамки общеизвестной концепции «4P»Четырех элементов вполне достаточно, чтобы раскрыть основные направления, инструменты и методы интернет-маркетинга в условиях сетевой экономики. Отличие заключается лишь в изменении порядка расположения элементов комплекса маркетинга.

Ниже перечислены общепринятые инструменты интернет-маркетинга:

1. Продающий сайт

2. Контекстная реклама

3. Органическое продвижение

То, что называется seo-продвижением. Многие не обращают внимание на поддержание сайта в актуальном состоянии. В рунете, в любой нише можно найти множество проектов, которые либо заброшены, либо недоделаны. А ведь это не просто зря потраченные деньги на разработку, это ещё и упущенная выгода. Может показаться странным, но обычная работа с сайтом, над его контентом, регулярное обновление — отличный инструмент позволяющий повысить продажи в интернете. Во-первых, не сразу, но со временем сайт сможет попасть в топ поисковой выдачи и привлекать трафик без вложений в рекламу. Во-вторых, постоянная оптимизация, если она проводится с умом и с учётом предпочтений целевой аудитории, повысит уровень конверси

4. Баннерная реклама

5. Социальные сети

6. E-mail маркетинг.Не стоит считать этот инструмент устаревшим. Конечно, часто он ассоциируется с диал-ап интернетом и первыми спам-письмами на вашей почте. Но эти времена давно прошли. Современный e-mail маркетинг не имеет ничего общего со спамом и рассылкой писем всем подряд. Это точечный инструмент. Его основная задача грамотно предложить аудитории то, в чём она нуждается. Поэтому что бы эффективно его использовать вам нужна база адресов целевой аудитории и умение начать диалог с человеком при помощи письма. Да, это не просто рассылка цен с призывом «купи!», это системная работа по налаживанию контакта с потенциальным заказчиком.

8. Мобильный маркетинг

9. Ремаркетинг и ретаргетинг

Этот инструмент интернет-маркетинга позволяет повторно обратиться с вашим предложением к людям, которые что-то купили у вас, оставили свой почтовый адрес/телефон или просто были на вашем сайте. Последний способ крайне популярен в последнее время, он называется ретаргетинг. Установив небольшой код у себя на сайте, вы соберёте базу данных с посетителями, которые заходили на ваш ресурс. Это позволит провести рекламную кампанию нацеленную не просто на целевую аудиторию, а на людей, которые уже знакомы с вашим торговым предложением, но не успели решиться сделать заказ. Такие напоминания крайне эффективны.

10. Агрегаторы

Это сайты объединяющие в себе множество предложений по одной или нескольким тематикам со всего рынка. На них аудитория имеет возможность сравнивать между собой эти предложения и выбрать лучшие. Подобные ресурсы весьма популярны благодаря своему удобству, функционалу, они хорошо индексируются и имеют хорошую посещаемость. Поэтому, если вы не размещаетесь на таких площадках, заметная часть потенциальных покупателей автоматически может пройти мимо вашего предложения, просто по той причине, что дальше сайта-агрегатора и не будет искать. Но не стоит бросаться и регистрироваться на всех площадках сразу. Нужно проанализировать, от каких сайтов будет толк, а какие просто возьмут с вас денег, не принеся в итоге никакой пользы.

Выбирая лучший инструмент интернет-маркетинга для своего проекта обратите внимание на следующие моменты. Стоимость внедрения, каждый способ стоит определённых денег, и здесь не надо переплачивать, но нельзя и продешевить. Качественный продающий сайт не может стоить две тысячи рублей. Второй момент — продолжительность, большинство из инструментов созданы не для разового использования. Оцените готовы ли тратить нужное количество времени, что бы дождаться отдачи, к продвижению нужно подходить системно. И последний, но самый важный — отдача. Выбирайте те инструменты, которые способны принести реальную пользу и увеличить показатели, влияющие на количество продаж. Не нужно заниматься видеомаркетингом, потому что это модно, если в вашей нише этот способ не работает.

Различают несколько главных инструментов веб-маркетинга:

Поисковая оптимизация (SEO) — Search Engines Optimization, оптимизация сайта под поисковые системы. Результат поисковой оптимизации — продвижение сайта в ТОП10 поисковой выдачи по конкретным ключевым фразам.

Контекстная реклама (контекст) — контекстно-зависимые рекламные текстовые объявления или баннеры, отображаемые под строкой поиска либо в правой колонке от выдачи поисковой системы по запросам пользователей.

Медийная реклама — рекламные сообщения в виде статичных либо анимированных картинок (gif- или flash-баннеров), находящихся на страницах разных сайтов — больших порталов или сайтов СМИ и т. п. для имиджевого продвижения продуктов, услуг фирмы либо раскрутки бренда.

SMO (Social Media Optimization), SMM (Social Media Marketing) — продвижение в социальных сетях — в блогах, форумах и пр. Главная идея SMO — привнести такие изменения в структуру и содержимое сайта, чтобы на него больше ссылались, цитировали в соцсетях, в блогах и на форумах. Если SMO — это внутренняя оптимизация сайта для разных видов соцсетей, то SMM — это собственно продвижение сайта, продукта, услуги и т. п. в соцсетях. Наиболее трудное тут — это SMM, продвижение обязано быть настолько профессиональным, чтоб никак не оценивалось как спам, однако все-таки давало нужный результат. Любые социальные сети зачастую мешают действиям, направленным на использование их в качестве рекламной площадки. При применении данного вида продвижения необходимо очень серьезно побеспокоиться о контенте сайта, чтобы он был интересен для посетителей и вызывал желание читать больше, а также проявлять более активные действия — задавать вопросы, голосовать, заполнять анкеты и т. п.

Вирусный маркетинг — это комплекс действий в рекламной кампании, когда люди, на которых нацелена реклама, становятся сразу и передатчиками этой рекламы — среди друзей, знакомых, или помещая информацию в собственном блоге или на форумах. При этом общество принимает это как развлечение, а никак не рекламу

 

31. Электрондық қаржылық құрылымдарын жіктеңіз

К основным электронным финансовым структурам можно отнести:

1) Интернет-банкинг;

2) Интернет-трейдинг;

3) Интернет-страхование.

Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы. Интернет-банкинг часто доступен по системе банк-клиент, с использованием технологии тонкого клиента.

Как правило, услуги интернет-банкинга включают:

· выписки по счетам;

· предоставление информации по банковским продуктам (депозиты, кредиты, ПИФ и т. д.);

· заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д.;

· внутренние переводы на счета банка;

· переводы на счета в других банках;

· конвертацию средств;

· личный кабинет для управления услугами;

· интернет-трейдинг.

Развитие технологического процесса позволяет не только увеличить скорость обработки документов и ведения кассовых операций, но и расширить клиентуру. Благодаря Интернету взаимосвязь клиент-банк становится более оперативной, что позволяет также дифференцированно работать с заказчиком в зависимости от индивидуальных предпочтений, склонности к риску и формирования портфеля клиента. А развитие информационных технологий позволяет в значительной степени сократить дистанцию между производителем и потребителем банковских услуг, существенно обостряет межбанковскую конкуренцию, а, следовательно, способствует развитию банковского обслуживания, как в количественном, так и в качественном аспекте.

Интернет-трейдинг - это способ доступа к торгам на валютной, фондовой или товарной бирже с использованием интернета как средства связи. Интернет-трейдинг является наиболее удобным и быстрым способом заключения сделок по покупке продаже ценных бумаг с помощью программного обеспечения, которое возможно установить на персональный компьютер, ноутбук, планшет, мобильное устройство и совершать сделки в режиме реального времени.

Впервые интернет-трейдинг был использован американской биржей Nasdaq в 1971 году. До этого в биржевой торговле взаимоотношения с покупателем или продавцом строились по принципу заключения сделок с дилером по телефону.На сегодняшний день абсолютное большинство площадок используют систему интернет-трейдинга для прямого доступа инвесторов к котировкам.

Есть два типа торговых систем, используемых для интернет-трейдинга:

Во-первых, это веб-приложения, запускающиеся в браузере. Такие программы не требуют установки на локальный компьютер. Недостатком подхода считается относительная медленность обновления, что бывает крайне важным для так называемых «быстрых» рынков, когда котировки меняются стремительно.

Во-вторых, существуют программы для интернет-трейдинга, которые устанавливаются на компьютер. Это собственные решения брокерских компаний, но есть и коробочные продукты, такие как Quick, NetInvesor, MetaTrader и др. Часто инвесторам предлагается выбор - в зависимости от того, что удобнее и привычнее.

В последнее время такой способ торговли получил очень широкое распространение. Это вызвано тем, что благодаря повсеместному проникновению Интернета среди частного сектора населения, доступ к торгам на бирже стал вполне доступен многим слоям населения. Как правило, доступ к торгам предоставляется брокером. Он предоставляет своим клиентам программное обеспечение для связи с биржей для проведения торгов и осуществляет техническую поддержку данной деятельности.

Интернет-страхование -это все элементы взаимодействия между страховой компанией и клиентом, возникающие при продаже страхового продукта и его обслуживании, но производимые с помощью сети Интернет.

Можно выделить следующие модели сайтов страховых компаний в Интернете:

1.Визитная карточка компании (небольшой сайт-визитка: название, контактная информация, предлагаемые услуги);

2.Виртуальное представительство (название, контактная информация, предлагаемые услуги, история развития компании, финансовая отчетность, политика перестрахования);

3.Интернет-магазин (можно приобрести on-line страховые продукты в защищенном режиме, оплатив покупку через платежную Интернет-систему).

4.Виртуальный офис (на сайте представлена информация о финансовом состоянии компании; о страховых услугах; расчет величины страховой премии и определение условий ее выплаты для каждого вида страхования; заполнение формы заявления на страхование; заказ и оплата полиса страхования при помощи платежной системы непосредственно через Интернет; передача полиса, заверенного электронно-цифровой подписью страховщика, клиенту по сети Интернет; возможность информационного обмена между страхователем и страховщиком во время действия договора (личный кабинет); информационный обмен между сторонами при наступлении страхового случая; страховая выплата страхователю при наступлении страхового события через сеть Интернет).

Принципы работы интернет-страхования:

Обычно для того, чтобы оформить полис через Интернет, необходимо совершить 5 шагов:

· выбрать страховой продукт одной или нескольких страховых компаний (для сравнения);

· по наилучшему предложению рассчитать страховой тариф, страховую сумму (покрытие), а также стоимость дополнительных услуг (ассистанса);

· оформить заказ, заполнив предлагаемые формы;

· перечислить страховщику страховую премию используя электронный платеж, банковскую карту, электронные деньги или другими способами;

· встретиться с агентом для осмотра имущества и оформления полиса или получить готовый страховой полис с курьером или по почте.

Преимущества интернет-страхования:

· упрощение процесса страхования с помощью наглядного и интуитивно понятного способа сравнения, выбора страховой компании и страховых продуктов;

· сокращение затрат времени и сил страхователя благодаря возможности заказа не выходя из дома или офиса;

· автоматизация расчета страховой суммы и тарифов при помощи страхового мультикалькулятора;

· простота и универсальность способов оплаты (банковский перевод, платежные карты, электронные деньги, наличный расчет);

· минимизация «человеческого» фактора: отсутствие в большинстве случаев необходимости встречи и общения с представителями страховой компании.

32. Интернет-банкинг және виртуалды банктерді ашып көрсетіңіз

Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям (по ним), предоставляющийся в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.

Характеристики

Интернет-банкинг часто доступен по системе банк-клиент, с использованием технологии тонкого клиента.

Как правило, услуги интернет-банкинга включают:

· выписки по счетам;

· предоставление информации по банковским продуктам (депозиты, кредиты, ПИФ и т. д.);

· заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д.;

· внутренние переводы на счета банка;

· переводы на счета в других банках;

· конвертацию средств;

· личный кабинет для управления услугами;

· интернет-трейдинг.

Развитие технологического процесса позволяет не только увеличить скорость обработки документов и ведения кассовых операций, но и расширить клиентуру. Благодаря Интернету взаимосвязь клиент-банк становится более оперативной, что позволяет также дифференцированно работать с заказчиком в зависимости от индивидуальных предпочтений, склонности к риску и формирования портфеля клиента. А развитие информационных технологий позволяет в значительной степени сократить дистанцию между производителем и потребителем банковских услуг, существенно обостряет межбанковскую конкуренцию, а, следовательно, способствует развитию банковского обслуживания, как в количественном, так и в качественном аспекте.

История развития интернет-банкинга. Система интернет-банкинга берет своё начало с 80-х годов прошлого столетия, когда в США была создана система Home Banking. Эта система давала возможность вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон. В дальнейшем, по мере развития интернета и интернет-технологий банки начинают вводить системы, которые позволяли вкладчикам получать информацию о своих счетах через интернет. Впервые услуга перевода денежных средств со счетов была введена в 1994 году в США Стэнфордским федеральным кредитным союзом, а уже в 1995 году был создан первый виртуальный банк — Security First Network Bank. Первым банком, достигшим успеха в онлайн-банкинге, стал Bank of America. К 2001 году он стал первым, среди всех банков, предоставляющих услугу Е-банкинга, чья база пользователей этой услугой превысила 2 млн клиентов. На тот момент эта цифра составляла около 20 % всех клиентов банка. А в октябре все того же 2001 года и все тем же Bank of America была взята планка в 3 млн денежных переводов, осуществленных с помощью услуги онлайн-банкинга на общую сумму более 1 млрд. $ США. В настоящее время в странах западной Европы и Америки услугами Е-банкинга пользуются более 50 % всего взрослого населения, а среди совершеннолетних пользователей интернета эта цифра достигает 90 %.

Безопасность интернет-банкинга. Важным свойством безопасности интернет-банкинга является подтверждение транзакций с помощью одноразовых паролей (чтобы перехват трафика не давал бы злоумышленнику возможности получить доступ к финансам). Хотя теоретическая возможность подмены сервера всё же остаётся, однако осуществление подобного мошенничества довольно проблематично (особенно если использовать SSL-соединение с сертификатом, подписанным третьей стороной).

Net-only bank (виртуальный банк) — банк, осуществляющий свою деятельность исключительно через Internet, не имеющий фактических представительств, за исключением юридического адреса.

Виртуальный банк целиком и полностью действует во всемирной паутине. У такой системы существует две категории: пассивная и активная. В первую включены все данные о текущем счете, а активная позволяет дистанционно манипулировать финансами.

Как мы уже сказали, первый виртуальный банк «Security First Network Bank» открылся в октябре 1995 г. в США. За первые полтора года существования средний прирост капитала «Security First Network Bank» составлял 20 % в месяц, активы достигли 40 миллионов долларов, а число клиентских счетов — 10 тысяч. Сегодня банк является одним из лучших виртуальных банков в мире.

Это финансовое учреждение работает исключительно в сети, в реальности же оно не существует. Другими словами, виртуальный банк представляет собой некую бестелесную электронную оболочку. Интересно, что по такому виртуальному банку любой пользователь может прогуляться благодаря специальной программе. Так называемый виртуальный тур, потенциальный клиент банка может осуществить в любое удобное для себя время, ведь данная Интернет-организация работает без перерывов и выходных, 24 часа в сутки, 360 дней в году. Кроме того, руководить банковским онлайн-процессом может всего несколько профессиональных финансистов. Отсюда явная выгода для организаторов виртуального обслуживания:

· Экономия на аренде (не нужно снимать офис и складское помещение);

· Не нужно держать большой штат сотрудников и оплачивать им зарплату;

· Нет необходимости нанимать обслуживающий персонал для уборки помещений и т.д.

Услуги виртуального банка

Каждый клиент такого банка может в любой момент зайти на сайт, а затем в свой личный кабинет для того чтобы увидеть и отследить все операции с пластиковыми картами, которые были проведены им за день. Между тем, для управления своим счётом пользователю достаточно иметь любое мобильное устройство (компьютер, ноутбук, мобильный телефон и т.д.) и доступ к Интернету. Пользоваться банковскими услугами виртуальной организации можно, установив на свой компьютер или другое устройство самый обычный браузер (Opera, Explorer, Mozilla Firefox и т.п.). Кроме того, все данные, переданные клиентом в банк, шифруются при помощи специального безопасного SSL-соединения. Не стоит путать Интернет-банкинг и виртуальный банк – это две разные вещи. Первое – это программа или сервис, предоставляемым реальным банком для своих клиентов (его можно подключить, к примеру, при оформлении кредитной карты в отделении банка), а второй – это нереальный банк, осуществляющий свою деятельность дистанционно.

 

33. Электрондық мемлекеттік сатып алу жобаларын түсіндіріңіз

Государственные закупки (госзакупки) — приобретение заказчиками на платной основе, товаров, работ, услуг для государственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций, либо уставной деятельности заказчика, осуществляемое в порядке, установленном Законом. Госзакупки осуществляются за счет средств республиканского бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Есть следующие главные способы проведения госзакупок:

1) конкурс;

2) запрос ценовых предложений;

3) из одного источника;

4) аукционы;

5) товарные биржи.

Участником размещения государственных закупок может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Электронные государственные закупки – проведение госзакупок посредством сети Интернет и специального веб-портала государственных закупок.

Веб-портал государственных закупок - государственная информационная система, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам электронных государственных закупок. Эта система позволяет осуществлять участие в государственных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика с любого компьютера подключенного к сети Интернет.

В Казахстане, веб-порталом государственных закупок является сайт goszakup.gov.kz.

Веб-портал государственных закупок обеспечивает следующую функциональность:

6) регистрацию участников процесса государственных закупок;

7) планирование государственных закупок;

8) сбор информации о проведенных государственных закупках;

9) проведение электронных государственных закупок, в том числе обмен электронными документами между заказчиком и потенциальным поставщиком;

10) предоставление информации о планируемых, проводимых и осуществленных государственных закупках посредством веб - портала государственных закупок;

11) формирование статистики и отчетности по проведенным государственным закупкам;

12) публикация разъяснений и справочной информации в сфере государственных закупок.

Все вышеперечисленное должно служить снижению бюджетных расходов, созданию равных условий конкуренции среди поставщиков услуг, зна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: