double arrow

О видах и моделях электронной коммерции


К наиболее распространенным в настоящее время видам электронной коммерции относятся:

1. Электронные магазины, обычно представляющие собой веб-сайт с каталогами продукции, виртуальной «тележкой» покупателя и перечислением возможных способов оплаты. Доставка товаров в большинстве случаев осуществляется по почте или, в случае приобретения электронных товаров, непосредственно по сети Интернет.

2. Аренда программного обеспечения и микроплатежи, в рамках которых за пользование отдельными элементами программного продукта с клиента берется весьма незначительная плата. Толчком к развитию данного направления явилось распространение технологии Java, предполагающей, что некоторые программные компоненты, необходимые для выполнения определенных задач, подкачиваются непосредственно с веб-сервера по сети.

3. Продажа информации. Сюда относится, например, подписка на базы данных в режиме реального времени. Этот вид услуг в настоящее достаточно распространен в нашей стране.

4. Электронные банки, отличающиеся относительно невысокими издержками организации и широким охватом клиентов. За счет этого электронный банк имеет возможность предоставлять клиентам по более низкой цене больший спектр банковских и иных услуг, чем у традиционного банка.




Что касается моделей организации электронной коммерции, то в настоящее время выделяют их следующие типы

• модель «Бизнес-Бизнес» (Business-to-Business или В2В). Модели данного типа характеризуются автоматическим взаимодействием бизнес-процессов компаний, использующих сеть при заказах поставщикам, получении счетов и оплаты. Посредством специальных шлюзов обеспечивается автоматическая связь системы бизнес-процессов с Интернетом;

• модель «Бизнес-Потребитель» (Business-to-Consumer или В2С). Эта модель характеризует сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными потребителями товаров или услуг;

• модель «Бизнес-Администрация» (Business-to-Administration или В2А). Включает в себя все разновидности сделок, заключаемых между компаниями и правительственными организациями;

• модель «Потребитель-Администрация» (Consumerto-Administration или С2А). Данная модель находится в настоящее время в начальной стадии функционирования. Ее реализация даст возможность расширить электронное взаимодействие в таких сферах жизнедеятельности, как, например, социальное обеспечение.

Наибольшее влияние Интернет оказывает на электронную коммерцию между компаниями (модель В2В). По оценкам аналитической фирмы Forrester Research, объем торговли в режиме on-line для бизнеса (В2В) примерно в 10 раз превышает аналогичный показатель для сектора В2С. Web-ориентированные предприятия, ведущие коммерцию В2В, получают прибыль самыми разными путями: они могут оказывать помощь другим предприятиям в организации сайтов для продажи товаров и услуг, действовать в качестве маклеров на аукционах и получать проценты от каждой продажи, а также предоставлять другим организациям место на своих Web-сайтах для размещения рекламы. Так, в поисковом механизме Yahoo! был осуществлен переход к коммерции В2В в надежде быть подхваченным волной успеха.



Выводы.Наибольший эффект от электронной коммерции смогут получить страны, преуспевшие в создании благоприятной конкурентной среды и адекватной законодательной базы для ее развития.Применительно к Казахстану, присоединившейся к ВТО, это может означать целесообразность разработки эффективных законодательных рамок по регулированию электронной коммерции, рассмотрение возможности участия страны в соглашении по товарам информационных технологий, принятие достаточно высоких обязательств по либерализации рынка телекоммуникаций. С учетом того, что в перспективе неизбежно усилится роль трансграничного предоставления услуг через Интернет, следует, очевидно, весьма тщательно и с учетом всех последствий сформулировать российские обязательства в отношении данного способа оказания услуг в секторах, набирающих обороты в сфере электронной коммерции (финансовые, образовательные, туристические и ряд профессиональных услуг).

15.Электрондық коммерцияның бизнеске және қоғамға әсер ету дәрежесін қарастырыңыз(е-бизнес туралы 8,18,24,41 сұрақтарда бар)



Электронная коммерция в Казахстане.На сегодняшний день в Казахстане системы электронных платежей широко представлены в разных банках. Данные системы в основном пользуется в интернет-магазинах, среди которых Elfina (интернет-магазин игрушек), IBS Group (интернет-магазин по продаже офисного и банковского оборудования), Internet-маркет SIM-SIM (виртуальная торговая площадка), press.kz (магазин печатной продукции) и другие..

Теперь давайте посмотрим, какие возможности открывает перед нами электронный бизнес? Попробуем выделить основные из них.Во-первых, поиск производителей и потребителей той или иной продукции или услуг, проведение анализа, переписка с поставщиками и потребителями, предконтрактная и контрактная подготовка, с использованием базы типовых шаблонов договоров и других документов, организация динамических процедур выбора поставщика или покупателя: тендеры, конкурсы, аукционы и т.п., то есть все, что способствует совершению сделки. Во-вторых, возможности по непосредственному взаимодействию сделки: размещение, согласование и трассировка заказов, проведение оплат и применение других банковских инструментов (например, аккредитивы), дополнительные услуги транспортных, страховых и др. компаний и так далее.

Согласно данным исследования, проведенного компанией eMarketer, в текущем году рост оборота рынка электронной B2B-коммерции в США составит более 57%, что позволит достичь совокупного объема продаж $482 млрд. К 2004 году объем B2B-рынка может превысить эту цифру в 5 раз. В России B2B-рынок тоже не стоит на месте, - в настоящее время около 90% крупнейших российских предприятий имеют доступ Интернет, количество B2B-площадок уже перевалило за сотню, а по оценке Brunswick Warburg ежегодный рост российского B2B-рынка составит 245%. По оценке компании IBS экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. В то же время затраты на интеграцию и автоматизацию бизнес-процессов предприятия с B2B-площадками согласно исследованию компании "Gartner Research" начинают окупаться только, если не менее 2,3 % счетов будут выставлены и оплачены через Интернет. В Казахстане B2B рынок к сожалению находится в зачаточном состоянии, но тем не менее, опираясь на опыт зарубежных стран, в будущем эта форма взаимодействия имеет свои перспективы.

Посмотрев на электронные площадки со стороны покупателя, можно отметить несколько факторов, которые отрицательно сказываются на развитии интернет-бизнеса. Во первых, это риск несоответствия качества поставляемой продукции, риск потери предоплаченных по сделке денежных средств, во-вторых, утечка конфиденциальной информации при использовании электронных платежей. В разных банках клиент, помимо обычного карточного счета, открывает счет виртуальный, предназначенный только для осуществления интернет-платежей. На данную виртуальную карту переводится определенная сумма, необходимая для совершения интернет-покупки

Существуют взгляды довольно разные, хотя в общем можно выделить следующую точку зрения: развитие электронных денег имеет свою перспективу в Казахстане, но это скорее вспомогательный инструмент к основному денежному обороту. Что же касается B2B электронных площадок, то для их успешного развития необходима более обширная аудитория глобальной Сети и большая вовлеченность предприятий в электронную деятельность.

В общем, можно отметить и такие проблемы, как низкая покупательная способность населения, низкий уровень интеграции и использования Сети, отсутствие законодательной базы и так далее. Что касается перспектив развития законодательной базы в Казахстане, то политика становления интернет-бизнеса была начата в далеком 1995 году. Именно тогда, 26 мая в Минске было принято решение о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ. 9 декабря 1997 года был опубликован Указ Президента Республики Казахстан № 3787 "О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан". Базируясь на данном Указе и Стратегии развития 2030, была разработана концепция единого информационного пространства в Республике Казахстан. Однако вопрос, непосредственно касающийся развития электронного бизнеса в Республике Казахстан, до сих пор остается открытым.

Общие сведения об электронной коммерции.Первоначально под термином электронная коммерция понимались продажи товаров и переводы денежных средств с помощью компьютерных сетей. Всякий раз, когда мы используем кредитную или телефонную карту, мы принимаем участие в электронной коммерции. Если банки осуществляют перевод денежных средств с помощью систем электронных платежей, они также используют электронную коммерцию. Однако банковские системы платежей являются закрытыми. Круг действия подобной системы ограничен банками, принимающими в ней участие, или клиентами конкретного банка. Между тем Интернет является открытой системой и представляет собой совершенной новый тип взаимодействия с пользователем. Поэтому сейчас термин "электронная коммерция" охватывает практически все аспекты ведения бизнеса, которые возможны с использованием Интернета. Можно выделить следующие два аспекта электронной коммерции. Электронная коммерция как торговля в сети Интернет. Электронная торговля подразумевает продажу товаров и услуг с использованием Интернета.

Роль эл коммерции в современном обществе.Таким образом, значение электронной коммерции состоит в том, что она является одной из важнейших технологий современности, обеспечивающих высокие темпы роста экономики страны. Для современного бизнеса электронная коммерция решает очень важную задачу по повышению конкурентоспособности компаний, т.к. позволяет использовать достижения научно-технического прогресса в области информационно-коммуникационных технологий, тем самым обеспечивает возможность хозяйствующим субъектам быстро и без посредников находить коммерческого партнера с минимальными трансакционными издержками.

 

16.Электрондық коммерциядағы клиенттердің рөлін анықтаңыз

Маркетинг.В бизнес-маркетинге и ориентации на потребителя нет ничего нового. Эти правила работают как в классическом бизнесе, так и в сфере электронной коммерции. Главная цель маркетинга в сети Internet состоит в привлечении потенциальных покупателей на ваш сайт. Хотя рекламные баннеры, целевые рассылки электронной почты, розыгрыши призов и т. д. и не относятся к "электронной коммерции", они могут играть важнейшую роль в коммерческом цикле.

Другая модная тенденция в современной сети Internet - построение сообществ (форумов и т.д.). Целью данных действий является создание среды, которая бы привлекала посетителя и провоцировала его на повторные посещения. Примеры - дискуссионные форумы, обзоры, опросы, чаты и т. д.

Конечно, чего стоит электронная коммерция без клиента! В нашем случае клиентом является пользователь Сети, который решил ввести ваш URL или щелкнуть на ссылке для посещения вашего Web-узла. В данном случае необходимо различать две категории клиентов, "бизнес/бизнес" и "клиент/бизнес". Типичным покупателем из первой категории является другая компания, которой необходимо предоставить различные возможности оформления покупки, такие как оплата по кредитной карте, в кредит и/или оформление заказа на приобретение. Возможна ситуация когда продавец должен будет предоставить покупателю номер заказа. При оформлении заказов на большую сумму и критически важных покупках могут возникнуть дополнительные требования - например, аутентификация полученного заказа, электронный перевод средств и т. д. Многие проблемы традиционно решаются посредством механизма EDI (Electronic Data Interchange), обеспечивающего согласованные стандарты обмена данными в деловых операциях.

В традиционной модели "клиент/бизнес" покупателем обычно является частное лицо, которое собирается заплатить по кредитной карте и получить товар на дом. Рассмотрим технологию базового процесса покупки с ориентацией на модель "клиент/бизнес". Впрочем, многие базовые концепции в равной степени относятся и к операциям "бизнес/бизнес".Для привлечение клиенторв используются следующие аспекты и инструменты е-маркетинга:

Посещение Web-сайта.С момента посещения клиентом Web-узла начинается самое интересное. После загрузки сайта могут происходить разные события, из которых в конечном счете и складывается понятие "электронной коммерции". Например, вы можете немедленно заняться построением профиля клиента. На основании собранной информации можно составить представление о товарах, которыми интересуется данный клиент. На этом этапе начинается процесс покупки.

Просмотр товаров.Если посетителю понравилось то, что он увидел при входе на Web-сайт, он начинает просматривать страницы с информацией об отдельных товарах. Обычно посетитель сначала выбирает раздел, а затем товары в этом разделе. Возможно, со временем потенциальный покупатель начнет интересоваться распродажами, рекламными кампаниями, сведениями о взаимосвязанных или усовершенствованных товарах и т. д.

Отбор товаров.На следующем этапе покупатель отбирает товары в свою "корзину". Корзина представляет собой обычный список отобранных товаров, содержащих информацию о количестве, цене, атрибутах (цвет, размер и т. д.) и прочие сведения, относящиеся к потенциальному заказу. Клиенту часто предоставляется возможность полностью очистить корзину, удалить из нее отдельные позиции или изменить количество заказанных единиц товара. В части 2 мы рассмотрим основные составляющие процесса покупки, в том числе просмотр товаров, заполнение корзины и т. д.

Оформление заказа. Когда покупатель будет готов приобрести все отобранные товары, он переходит к стадии оформления заказа. В модели "клиент/бизнес" покупатель обычно вводит адресные данные для доставки и выписки счета. Кроме того, иногда в этой фазе вводятся дополнительные требования - подарочное оформление и т. д. - для вспомогательных услуг.

Налоги и стоимость доставки. Располагая информацией о месте доставки и оплаты, коммерческий сайт может вычислить две важные величины: налоги и стоимость доставки. Налоги могут сводиться к простому взиманию государственного налога, если покупатель живет где-то поблизости. Иногда приходится предусматривать поддержку местных (областных или городских) налогов на основании почтового индекса покупателя. Стоимость доставки также может представлять собой фиксированную величину или вычисляться отдельно по каждому купленному товару с внесением поправки на расстояние.

Ситуация усложняется, если речь идет о поддержке международных заказов. Если фирма никогда не поддерживала международные заказы, это обернется множеством проблем и новых требований. Но не сомневайтесь - после запуска вашего сайта жители других стран рано или поздно появятся на нем.

Оплата.После вычисления промежуточного итога, налогов и расходов на доставку можно представить покупателю счет для оплаты. Как упоминалось выше, варианты для сделок "бизнес/бизнес" и "клиент/бизнес" будут существенно отличаться. В модели "клиент/бизнес" оплата обычно осуществляется по кредитной карте. В зависимости от ситуации также могут быть доступны варианты наложенного платежа или накладной. В модели "бизнес/бизнес" могут потребоваться все возможные варианты, включая заказы на приобретение. Для больших закупок, когда могут появиться проблемы инвентаризации и пр., также может возникнуть необходимость соблюдения квот или же отложенного расчета окончательной цены, времени доставки и т. д.

При использовании кредитных карт проверка/оплата может осуществляться как в автономном, так и в подключенном режиме. Онлайновая обработка кредитных карт через Интернет может производиться через такие службы, как Cyber-Cash и HP-Veriphone. При онлайновой обработке происходит защищенная пересылка данных кредитной карты по Сети и возвращается ответ, показывающий, прошла кредитная карта проверку или нет.

Электронная коммерция бывает простой, как ввод данных кредитной карты на форме, а бывает и очень сложной, как интеграция систем разных поставщиков при многофазовых закупках.

Исполнение заказа.После получения проверенного заказа его необходимо выполнить. На самом деле этот этап нередко вызывает наибольшие затруднения. В зависимости от специфики вашей деятельности здесь могут применяться самые разные сценарии.

У традиционных розничных торговцев с несколькими складами может возникнуть проблема поставки заказанных товаров из центрального хранилища. Кроме того, хотя 90% всех операций будет осуществляться электронными средствами, с некоторыми клиентами все же придется общаться по телефону или электронной почте.

Если заказ исполняется при помощи специальной службы или организации, иногда возникают проблемы интеграции с их системой. Но даже если вы исполняете заказы самостоятельно, могут возникнуть проблемы интеграции между Web-сервером и вашей системой исполнения заказов.

Доставка.Цикл завершается доставкой товаров клиенту. Как и на стадии обработки заказа, клиент может получать информацию о текущем состоянии заказа. В данном случае это могут быть номера транспортных накладных почтовых служб типа UPS или FedEx, по которым клиент следит за ходом доставки.

17.Электрондық коммерция жүйесін жіктеңіз

Системы электронной коммерции.Электронная коммерция подразделяется на несколько общепризнанных категорий (b2b, b2c, c2c, c2b мыналар т/лы сұрақтарда тұр), каждая из которых в определенном случае имеет те или иные преимущества.

Системы электронной коммерции открывают совершенно новые возможности для развития и укрепления существующего бизнеса, а также предоставляют богатый инструментарий для создания нового бизнеса в среде Интернет.

Существуют как готовые универсальные системы электронной коммерции, так и некие индивидуальные решения, на основе которых создаются системы, соответствующие потребностям каждой конкретной компании и ее бизнеса.

Различают несколько типов систем электронной коммерции В2В:

  • Корпоративный сайт - содержит информацию о предприятии, о его персонале, руководстве, каталоги продукции, прайс-листы, описание услуг. Предназначен для общения с партнерами, поставщиками, потребителями и инвесторами;
  • Он-лайн магазин – обеспечивает сбыт продукции предприятия, может существовать отдельно, либо встраиваться в корпоративный сайт. Позволяет непосредственно через Интернет размещать заказы, заключать контракты на поставки и осуществлять за ними контроль, проводить платежи;
  • Служба закупок - обеспечивает материально-техническое снабжение предприятия, также может быть автономной или встроенной в корпоративный сайт. Система заявляет о потребности в ресурсах, занимается поиском поставщиков, сбором коммерческих предложений, организацией конкурсов, тендеров и пр.;
  • Информационные сайты - предоставляют информацию о данной отрасли в целом, ее ведущих компаниях, текущих событиях, состоянии рынка, отраслевых стандартах, содержат электронные справочники и пр. Могут обеспечивать проведение электронных конференций, осуществлять поддержку снабжения-сбыта;
  • Брокерские сайты – осуществляют посредничество между продавцом и покупателем, получают заказ от одних, а затем размещают его выполнение у других участников процесса;
  • Электронные торговые площадки - занимаются организацией деятельности служб снабжения и сбыта различных предприятий, созданием фирменных каталогов и их поддержкой, поиском продавцов и покупателей, организацией проведения в режиме он-лайн тендеров, аукционов, конкурсов, обеспечением взаимодействия контрагентов, конъюнктурного анализа, предконтрактной подготовкой, проведением оплат и контролем за поставками;
  • Электронные биржи – по назначению близки к торговым площадкам, но деятельность на бирже ведут от имени предприятий их агенты;
  • Интегрированные комплексы - наиболее законченное решение в сфере электронной коммерции В2В. Осуществляют взаимодействие внутрикорпоративных АСУ и др. систем управления с внешней (торговой площадкой). Позволяют автоматизировать и связать воедино все внутрикорпоративные бизнес-процессы: анализ и планирование, финансы и учет, сбыт и снабжение, бухгалтерию и логистику.

Различаются системы электронной коммерции по множеству признаков: уровню реализации, направлениям и масштабу внедрения, технологии построения и т. д.

Среди наиболее известных систем электронной коммерции — решения для интернет-магазинов (электронных магазинов, e-shop). Интернет-магазины предлагают товары покупателям, вне зависимости от их местонахождения и принимают оплату различными способами, в том числе и посредством электронных платежей.

В связи с отсутствием непосредственного контакта между продавцом и покупателем, электронная торговля через интернет-магазин связана с целым рядом рисков и проблем:

  • риск неполучения платежа;
  • риск утечки конфиденциальной информации;
  • риск недоставки товара или же доставки в ненадлежащем виде.

Полное устранение подобных рисков невозможно, поскольку они обусловлены сложностью идентификации сторон при совершении сделки, отсутствием культуры электронной торговли. Поэтому системы электронной коммерции должны обеспечивать сведение таких рисков к минимуму и поддерживать наивысшую безопасность сделок.

18.Электрондық бизнестің даму келешегін қарастырыңыз

Хотите заглянуть в будущее и узнать, какой станет электронная коммерция через 10 лет? Консалтинговая компания Ovum опубликовала прогноз до 2026 года и ответила на вопросы, что ждет рынок, какие технологии повлияют на отрасль, а какие окажутся пустышкой, и кто он — покупатель будущего.

1. Покупатель будущего. Ожидания клиента меняются.Сегодня для покупателя важны цена, удобство и быстрая доставка. Эти потребности через 10 лет по-прежнему важны, но изменится сам покупатель и ожидания от покупки. Основная масса покупателей будет принадлежать к поколению, воспитанному на цифровых технологиях, которые постоянно онлайн, не привыкли ждать, и диктуют продавцу условия через социальные медиа.

Мгновенная реакция на заказ, доставка 24/7 станут для покупателя нормой. На первый план выходят: проактивный сервис, клиентская поддержка и бесплатная доставка в конкретное место и время. Покупатель хочет получить только то, что увидел в рекламе, и если продавец не обеспечит соответствие между «увиденным» и «полученным», то магазин ждет провал.

2.Впечатление от покупки становится важнее.В 2026 году шоппинг превратится в интерактивную игру с помощью технологий дополненной реальности.

Главным инструментом привлечения клиента станет получение положительного опыта от покупки. Покупатели будут получать этот опыт в первую очередь от демонстрации причастности к покупательской активности в социальных сетях. Они будут делиться с друзьями и подписчиками впечатлениями, фотографиями, видео, а продавцы будут этот процесс стимулировать, например, с помощью баллов.

3.Маршрут покупки усложняется.Традиционным сегодня считается линейный маршрут покупки — покупатель начинает и завершает покупку с одного устройства, но этот подход уже становится неактуальным, а к 2026 году окончательно устареет.

Популяризация носимых устройств и глубокое проникновение в повседневную жизнь технологий: смарт ТВ, машин без водителя, умной бытовой техники, веб-маячков и других технологий — главная причина изменения потребительского пути. К 2026 году маршрут будет похож на крендель с изгибами и разворотами. Покупка начинается на мобильном устройстве, а завершается в офлайн-магазине или наоборот, в промежутке между ними еще несколько устройств. Это перескакивание покупателя с одной платформы на другую затруднит продавцам оценку каналов продвижения.

4.Экономика обмена набирает популярность.Распространение интернета упрощает процесс заимствования, кредитования, аренды, обмена товарами и услугами. Чтобы воспользоваться товаром, не обязательно его покупать или платить полную стоимость. С помощью обмена и повторного использования люди могут заработать или сэкономить деньги, оптимизировать использование ресурсов и решить экологические проблемы. Именно поэтому экономика обмена становится популярной.







Сейчас читают про: