double arrow

Тема № 19. Коммерческая концессия

Вопросы для дискуссионного обсуждения:

1. Понятие договора коммерческой концессии, его значение и сфера применения

2. Форма договора коммерческой концессии. Требование о государственной регистрации

3. Предмет и стороны договора коммерческой концессии

4. Содержание договора коммерческой концессии. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии

5. Коммерческая субконцессия

6. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии

Дополнительные вопросы:

1. В чем заключается юридическая природа договора коммерческой концессии?

2. Раскройте соотношение понятий «франчайзинг» и «договор коммерческой концессии».

Нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс, часть вторая (ст. 1027-1040 и комментарии к ним) от 26.01.1996 № 15-ФЗ;

2. Указ Президента РФ «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» от 24.05.2011 № 673 (ред. от 27.06.2012);

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» от 16.06.2004 № 299 (ред. от 24.03.2011);

4. Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 № 321 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации»;

5. Приказ Роспатента «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» от 29.12.2009 № 186.

 

Учебная литература:

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2002. Гл. 14-17;

2. Воробьев Л.Ю. Ноу-хау в договоре франчайзинга (коммерческой концессии) // Информационное право. - 2009. - № 3. - С. 31-35;

3. Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 2/ В.В. Безбах, Д.А. Белова, Т.В. Богачева [и др.]; отв. ред. В.П. Мозолин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2016. - 986 с.;

4. Гражданско-правовые договоры: актуальные проблемы правового регулирования отдельных видов: монография / Под ред.: Кулаков В.В. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 320 c.;

5. Лебедева Л.П., Лебедева С.Ю. Франчайзинг: мировые тенденции развития. - М., 2000;

6. Месяшная Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2000;

7. Райников А.С. Договор коммерческой концессии. - М.: Статут, 2009. - 199 с.;

8. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. – М., 2001;

9. Рыкова И.В. Современное состояние франчайзинга в России: экономический и правовой аспекты. М., 2008;

10. Сланова А.В. Договор коммерческой концессии в гражданском праве Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006;

11. Тер-Овакимян А.А. Международный договор франчайзинга и договор коммерческой концессии // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 6. - С. 1248-1253.Факультативно.

 

Задачи:

№1. Корпорация «Пицца-Пицца», юридическое лицо по законодательству штата Делавэр (США), заключила с ИП Ануфриевым Р.А. договор коммерческой концессии. Согласно договору ИП Ануфриев Р.А. получил право использовать фирменное наименование, деловую репутацию фирмы и товарный знак корпорации при реализации изделий хлебопекарной промышленности. Права и обязанности сторон договора определяются по российскому праву.

ИП Ануфриев Р.А. обратился в Администрацию г. Симферополя по месту жительства и в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с заявлением о регистрации договора коммерческой концессии.

Администрация г. Симферополя отказала в регистрации договора по следующим основаниям. Во-первых, договор коммерческой концессии должен регистрироваться по месту нахождения правообладателя, а не пользователя. Во-вторых, стороны не предусмотрели в договоре условий о передаче пользователю документации и информации, а также консультировании пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии. Не была предусмотрена и выдача лицензии на товарный знак «Пицца-Пицца». Таким образом, стороны не согласовали существенные условия договора коммерческой концессии, в силу чего договор считается незаключенным.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) сообщила, что не может зарегистрировать договор о передаче права пользования товарным знаком, так как товарный знак «Пицца-Пицца» в агентстве не зарегистрирован.

Юридическая фирма, обслуживающая корпорацию «Пицца-Пицца», в ответ на запрос ИП Ануфриева Р.А. сообщила, что по законодательству штата Делавэр товарные знаки могут охраняться без специальной регистрации. Регистрация же договора коммерческой концессии законодательством штата Делавэр вообще не предусмотрена.

Вопросы: Какие действия должны предпринять стороны в этой ситуации, чтобы юридически грамотно оформить свои отношения?

Проанализируйте доводы Администрации г. Симферополя и Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента).

Какие условия договора коммерческой концессии являются существенными?

Какие правовые последствия наступают, если правообладатель утрачивает исключительные права на объект промышленной собственности, лицензия на который передается пользователю по договору коммерческой концессии?

№2. Производственный кооператив «Абсолют» (правообладатель) создал мультимедийную развлекательную программу для ЭВМ. Для распространения программы по западной схеме франчайзинга был разработан типовой договор коммерческой концессии.

Согласно условиям договора любой пользователь, уплативший единовременный платеж в сумме, эквивалентной 10 долл. США, приобретал право самостоятельно использовать и распространять данную программу под фирменным наименованием кооператива (правообладателя). Таким образом, любой законный пользователь (включая пользователей по договорам субконцессии) мог самостоятельно заключать договоры с другими лицами на условиях типового договора.

В рекламных материалах ПК «Абсолют» был указан телефон круглосуточной линии поддержки пользователей, и разъяснялось, что поскольку программа для ЭВМ является объектом авторского права и охраняется без специальной регистрации, государственная регистрация договора франчайзинга не требуется.

В результате успешно проведенной маркетинговой кампании компьютерная программа получила широкое распространение в России и за рубежом. Сформировались многозвенные цепочки договоров франчайзинга, в которых пользователь определенного уровня передавал концессию пользователю следующего уровня, а тот, в свою очередь, заключал новые договоры субконцессии. В итоге пирамида пользователей компьютерной программы насчитывала до 20 уровней.

Как впоследствии было установлено экспертизой, при создании программы ее авторы допустили техническую ошибку. Вследствие этой ошибки произошел сбой компьютерной сети, управляющей сборочным конвейером крупного предприятия, принадлежащего ПАО «Корвет», которое в свое время приобрело программу для своего компьютерного класса. Расходы на ликвидацию аварии и упущенная выгода от простоя конвейера составили сумму, эквивалентную 450 тыс. долл. США.

Поскольку лицо, которое непосредственно передало компьютерную программу ПАО «Корвет» по договору коммерческой субконцессии (вторичный правообладатель), не располагало достаточными средствами для компенсации убытков, ПАО «Корвет» (вторичный пользователь) предъявило соответствующее требование к производственному кооперативу ПК «Абсолют» (правообладателю).

ПК «Абсолют» отказался удовлетворить это требование, сославшись на то, что он не отвечает по обязательствам третьих лиц. Кроме того, выручка, полученная за все время работы от распространения программы, составляет лишь около 150 тыс. долл. США. К тому же ПК «Абсолют» считает, что заключенные им первоначальные договоры коммерческой концессии являются недействительными на том основании, что они устанавливали фиксированную цену продажи товара. Таким образом, все договоры субконцессии также являются недействительными, и их нарушение не влечет гражданско-правовую ответственность.

Вопросы: Как соотносятся между собой договоры коммерческой концессии и субконцессии? Возможно ли построение «пирамиды» из договоров коммерческой субконцессии? Несет ли правообладатель ответственность перед потребителями, с которыми заключает договоры вторичный пользователь? Кто прав в этом споре?

№3. ПАО «Сибойл» обратилось в суд с иском к ООО «Пегас» о расторжении договора коммерческой концессии и взыскании убытков. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству было установлено, что ПАО «Сибойл» (правообладатель) заключило с ПАО «Пегас» (пользователь) договор коммерческой концессии, согласно которому ПАО «Пегас» приобретало право использовать фирменное наименование, фирменный стиль и товарный знак ПАО «Сибойл» при реализации нефтепродуктов на принадлежащей ПАО «Пегас» автозаправочной станции (АЗС), а также при обслуживании на автоматической мойке, станции технического обслуживания автомобилей и кафе. В ходе исполнения договора выяснилось, что качество нефтепродуктов, реализуемых ПАО «Пегас», значительно ниже качества продуктов, реализуемых на других АЗС сети ПАО «Сибойл». Кроме того, АЗС закрывается в темное время суток, а согласно договору станция должна работать 24 часа в сутки. Качество обслуживания на АЗС и в кафе чрезвычайно низкое, что вызывает постоянные нарекания покупателей. Указанные недостатки, по мнению ПАО «Сибойл», являются существенным нарушением договора коммерческой концессии. Непосредственным поводом для обращения в суд стал репортаж о данной АЗС, который был показан по местному телевидению в передаче «Все плохо».

В судебном заседании представитель ПАО «Пегас» не оспаривал наличия указанных недостатков в работе АЗС, однако заявил, что в удовлетворении требований о расторжении договора и возмещении убытков следует отказать. Поскольку договор коммерческой концессии не был зарегистрирован органом, осуществившим регистрацию ПАО «Сибойл», он не вступил в силу и не может порождать правовых последствий.

Поддерживая иск, представитель ПАО «Сибойл» указал, что договор коммерческой концессии был зарегистрирован в Роспатенте и, таким образом, вступил в законную силу.

Какие требования относительно формы и государственной регистрации предусмотрены действующим законодательством РФ применительно к договору коммерческой концессии?

Вопросы: На кого по общему правилу возложена обязанность по обеспечению государственной регистрации предоставления комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии? Какой государственный орган осуществляет такую регистрацию согласно действующему законодательству РФ?

Кто прав в возникшем споре? Какое решение должен вынести суд?

№4. ООО «Интерстиль» (правообладатель) и ООО «Медиа-Лайф» (пользователь) заключили между собой предварительный договор, по которому правообладатель обязался передать пользователю права на открытие в Ставропольском крае фирменного магазина «Concept» при условии заключения между сторонами договора коммерческой субконцессии. С целью подтверждения своих обязательств по предварительному договору пользователь должен был перечислить на расчетный счет правообладателя сумму в размере 11 800 евро, что составляет 50% от суммы вступительного взноса, оплачиваемого пользователем при заключении договора коммерческой субконцессии. Пользователь перечислил платежным поручением на расчетный счет правообладателя сумму в размере 435 000 руб.

В предварительном договоре предусматривалось, что в случае невыполнения пользователем условий предварительного договора или незаключения договора коммерческой субконцессии в указанные в предварительном договоре сроки, часть вступительного взноса, внесенная пользователем правообладателю, не возвращается.

По истечении срока действия предварительного договора основной договор не был подписан и денежные средства пользователю возвращены не были. В связи с этим ООО «Медиа-Лайф» (пользователь) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Интерстиль» (правообладатель) о признании предварительного договора незаключенным и о взыскании 435 000 руб. неосновательного обогащения.

Вопросы: Дайте характеристику особенностей договора коммерческой субконцессии. Можно ли считать в данном случае заключенными предварительный и основной договор коммерческой субконцессии? Решите спор.

Составьте проект судебного решения.

№5. ООО «Гриль Мастер» (правообладатель) и ООО «КаРус» (пользователь) заключили договор коммерческой концессии от 19.07.2011 № 27К, зарегистрированный в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) 19.10.2011 за № РД0088877, в соответствии с которым правообладатель на неисключительной основе предоставил пользователю право сроком на 5 лет использовать комплекс исключительных прав истца в отношении одного ресторана ООО «Гриль Мастер», открытого и эксплуатируемого в г. Южно-Сахалинске по указанному в договоре адресу.

В соответствии с условиями договора пользователь принял на себя обязательства ежемесячно оплачивать в адрес правообладателя вознаграждение (роялти) из расчета 4% от объема продаж ресторана за 1 календарный месяц (отчетный период), не позднее 15 банковских дней с момента истечения отчетного периода.

Кроме того, пользователь принял на себя обязательства предоставлять правообладателю отчетность, предусмотренную приложениями к договору, с целью расчета ежемесячного вознаграждения (роялти).

Правообладатель свои обязательства по договору выполнил надлежащим образом.

Пользователь в порядке, предусмотренном договором, перечислил правообладателю паушальный взнос в размере 277 169 рублей. 14.04.2012 открыл ресторан по указанному в договоре адресу в г. Южно-Сахалинске.

Пользователь не исполнял свои обязательства по договору в части предоставления отчетности и уплаты правообладателю ежемесячных платежей (роялти) с даты открытия ресторана, что послужило основанием для обращения ООО «Гриль Мастер» (правообладатель) в суд с соответствующим иском.

Вопросы: Какие формы выплаты вознаграждения правообладателю по договору коммерческой концессии допускаются действующим законодательством?

Какие термины используются в мировой и российской практике для обозначения видов платежей по договорам коммерческой концессии (франчайзинга). Объясните значение терминов «роялти» и «паушальный платеж».

Решите спор. Подлежит ли удовлетворению иск правообладателя?

№6. Индивидуальный предприниматель Слепаков С.В. (пользователь) и ФГУП «Аэропорт «Симферополь» (правообладатель) заключили договор коммерческой концессии № 15Д-00-202 от 01.01.2010. Срок действия данного договора был установлен с 01.01.2010 до 01.01.2013.

По истечении срока действия договора ФГУП «Аэропорт «Симферополь» (правообладатель) отказалось заключать с ИП Слепаковым С.В. (пользователь) новый договор коммерческой концессии. ИП Слепаков С.В. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском, в котором требовал понуждения правообладателя к заключению договора коммерческой концессии на основании ст. 1035 ГК РФ, ссылаясь на наличие у себя преимущественного права на заключение договора коммерческой концессии на новый срок.

Вопросы: Имеет ли пользователь преимущественное право на заключение договора коммерческой концессии на новый срок?

При каких условиях возникает данное право пользователя, и каковы последствия его нарушения правообладателем?

Имеются ли какие-либо основания для понуждения правообладателя заключить с пользователем договор коммерческой концессии на новый срок? Решите дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: