Тема. Доходы в торговле

Минилексикон: доходы организации, экономическая выгода, доходы по текущей деятельности, доходы по инвестиционной деятельности, доходы по финансовой деятельности, сумма и уровень доходов от реализации товаров, торговая надбавка, критическая величина дохода от реализации, запас финансовой прочности, методы планирования доходов от реализации.

Понятие дохода в организациях отрасли. Виды доходов. Осуществление торговой деятельности на принципах самоокупаемости и самофинансирования предполагает не только покрытие расходов, но и образование доходов, обеспечивающих устойчивое функционирование торговых организаций в условиях рынка.

Доход ─ это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников). В свою очередь, экономическая выгода представляет способность имущества содействовать притоку денежных средств или иных активов, и уменьшению обязательств, что выражается в увеличении капитала.

Доходы следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель торгово-предпринимательской деятельности. Как экономическая категория доходы выполняют ряд функций: а) воспроизводственную; б) регулирующую; в) стимулирующую; г) распределительную; д) оценочно-информационную. Являясь важным качественным показателем, доходы наряду с прибылью характеризуют финансовый результат деятельности организации.

Инструкция по учету доходов и расходов, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в ред. от 31 декабря 2013 г. № 96), в зависимости от характера, условий осуществления и направленийдеятельности классифицирует доходы на следующие виды:

1) доходы по текущей деятельности;

2) доходы по инвестиционной деятельности;

3) доходы по финансовой деятельности.

Указанные виды доходов имеют разные источники формирования, учитываются на различных счетах бухгалтерского учета, но все отражаются в ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Доходами по текущей деятельности (или валовым доходом) являются:

- выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

- прочие доходы по текущей деятельности.

В состав прочих доходов по текущей деятельности включают:

- доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;

- суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;

- стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных или переданных безвозмездно;

- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг, финансирование текущих расходов;

- поступления средств, связанные с благотворительной деятельностью, шефской помощью и др.;

- доходы от уступки права требования;

- другие доходы по текущей деятельности.

Поскольку реализация товаров является преимущественным видом деятельности торговых организаций, то доходы от реализации товаров являются основным видом доходов. В их общей сумме они занимают самый высокий удельный вес ─ более 90 %.

Отражая исторически сложившуюся финансовую значимость не столько выручки, сколько приращения к стоимости приобретенных для продажи товаров, действующая практика для организаций торговли предусматривает особый порядок формирования доходов от реализации. Если в промышленности доходами от реализации принято считать выручку от реализации, то в торговле из этой выручки следует исключить себестоимость проданных товаров, поскольку покупная стоимость товаров не является доходом.

Как экономическая категория доход от реализации ─ это часть стоимости товара, предназначенная для возмещения расходов на реализацию, формирования прибыли и выполнения финансовых обязательств перед государством.

Как экономический показатель доход от реализации ─ это сумма реализованных торговых надбавок (скидок) и наценок общественного питания.

В денежном выражении доход от реализации (или валовая прибыль) ─ это выручка от реализации товаров и услуг за минусом их покупной стоимости.

На уровне отрасли доходы от реализации товаров принимают форму чистого дохода (чистой продукции), т.е. вновь созданной стоимости, включающей заработную плату и прибыль, и добавленной стоимости, т.е. приращенной стоимости, состоящей из чистого дохода, амортизационных отчислений и финансовых издержек.

 

Торговая надбавка как источник формирования доходов от реализации. К основным источникам формирования дохода от реализации в торговле относятся торговые надбавки, в отдельных случаях ─ торговые скидки, а также наценки общественного питания.

Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг, которые оказываются покупателям и организациям (заказчикам) персоналом торговой организации и включаются в состав выручки от реализации, выступает цена оказываемых услуг.

По отраслям торговой деятельности источниками образования дохода от реализации товаров служат:

1) в розничной торговле:

- торговые надбавки, устанавливаемые в процентах к отпускной (закупочной) цене товара (без налога на добавленную стоимость) в случае, если товар закупается у отечественных производителей (посредников) или к контрактной цене импортера, завезшего товар из-за границы, увеличенной на сумму таможенных платежей, транспортных и иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров;

- скидки с единых розничных цен в размерах, не превышающих установленных предельных уровней торговых надбавок, а по товарам, реализуемых с учетом конъюнктуры рынка, ─ в размерах, определяемых по соглашению сторон;

- комиссионные вознаграждения за реализацию товаров в комиссионных магазинах, отделах или на условиях консигнации.

2) в оптовой торговле:

- оптовые надбавки, устанавливаемые в процентах к отпускной цене товара несобственного производства или импортера, или к контрактной цене, если товар поступает на экспорт;

-оптовые скидки, определяемые по соглашению сторон вместо надбавки. В этом случае дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам без взимания оптовой надбавки;

- вознаграждения в виде процента со стоимости реализованных товаров за осуществление торгово-посреднических операций: дилерские ─ по дилерским сделкам, комиссионные ─ при приеме товаров на реализацию на комиссионных началах или на условиях консигнации.

3) в общественном питании:

- наценки на продукцию собственного производства и часть покупных товаров (водка, ликеро-водочные изделия, пиво, минеральная вода, продаваемые в розлив), устанавливаемые в процентах к розничной цене – отпускной цене без входного НДС с торговой надбавкой;

- торговые надбавки (скидки) на покупные товары и продовольственное сырье для изготовления продукции.

В зависимости от степени регулирования различают следующие виды торговых надбавок:

1) свободные, устанавливаемые самостоятельно торговыми организациями исходя из издержек обращения, с учетом конъюнктуры рынка;

2) предельные, устанавливаемые согласно определенному перечню социально значимых товаров, на который распространяется предельный размер торговых надбавок.

По своей экономической сущности торговая надбавка является ценой за услуги, оказываемые торговлей отраслям материального производства по доведению товаров от производителей до промежуточных и конечных потребителей. В качестве экономической категории она представляет собой часть стоимости товара, которая отражает долю торговли в цене и предназначена для возмещения расходов на реализацию товаров и образования прибыли торговой организации, и выполняет следующие функции: а) учетную, б) распределительную, в) стимулирующую, г) регулирующую. Поскольку в торговле управленческие расходы включают расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), то структура торговой надбавки имеет следующий вид. См. рис. 2.

 
 

 

 


Рисунок 2 −Структура торговой надбавки торговой организации

Для экономического обоснования размера надбавки в качестве базовых величин используются потоварные издержки и прибыль от реализации. В процессе ценообразования эти показатели по отдельным товарным группам могут быть скорректированы с учетом групповых различий, эластичности спроса, социальной значимости товара, рыночной конъюнктуры, ценовой политики, экономической стратегии и т.д. Установление завышенных и заниженных торговых надбавок одинаково нежелательно.

 

Механизм управления доходами торговой организации. Выступая в качестве одного из направлений финансовой политики, управлениедоходамиподчинено двум главным целям:

1) обеспечить возмещение затрат, связанных с реализацией товаров;

2) максимизировать прибыль или получить от имеющихся источников сумму прибыли, необходимую для устойчивого социально-экономического развития, с одновременным расширением общего числа этих источников.

Механизм управления доходностью торговой организации составляют:

- формирование ценовой политики;

- анализ и планирование доходов.

Доходы от торговой деятельности оценивают по аналогии с расходами на реализацию товаров суммой и уровнем.

Уровень дохода от реализации товаров ― это отношение суммы дохода от реализации товаров к сумме товарооборота, выраженное в процентах:

где УДр – уровень дохода от реализации товаров, %; Др – сумма доходов от реализации, р.;

Т – объем товарооборота, р.

Средний уровень дохода от реализации товаров — важный качественный показатель торговой деятельности. Он показывает долю торговли в розничной цене товара и характеризует уровни затрат и прибыли от операций, связанных с реализацией товаров (сколько рублей дохода получено с каждых 100 р. проданных товаров).

Экономический анализ доходов организации является важнейшим элементом системы управления ими и имеет своей целью выявить резервы и пути повышения доходности предпринимательской деятельности. В ходе его проведения решаются следующие задачи:

- изучаются общий объем, состав и структура доходов торговой организации;

- определяются фактическое (ожидаемое) выполнение плана доходов от реализации и их динамика в целом по организации и структурным подразделениям;

- устанавливаются причины роста (снижения) доходов от реализации товаров; выявляется, по каким товарам и товарным группам произошло изменение (увеличение, снижение) суммы и уровня доходов от реализации;

- сравниваются товарная структура формирования доходов и структура товарооборота;

- определяется влияние основных факторов на величину доходов;

- устанавливается достаточность формирования доходов организации;

- разрабатывается комплекс мер по изысканию дополнительных источников увеличения доходов.

Факторный анализ дохода от реализации позволяет количественно измерить влияние факторов и оценить резервы его роста.

Расчет влияния факторов на выполнение плана и динамику доходов от реализации производится по следующим формулам.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму дохода от реализации ():

,

где DТ – размер изменения объема товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным (плановым или фактическим прошлым), р.; – уровень дохода в базисном (плановом или фактическом прошлом) периоде к товарообороту, процент к товарообороту.

 

Влияние изменения среднего уровня дохода от реализации товаров на его сумму ():

,

где – уровень дохода от реализации в отчетном периоде к товарообороту, процент к товарообороту; – фактический товарооборот за анализируемый период, р.

 

Влияние изменения розничных цен на товары на сумму дохода ():

,

где – фактический объем товарооборота в отчетном периоде соответственно в действующих и сопоставимых ценах, р.

 

План (прогноз) дохода выступает непременной предпосылкой экономического обоснования плана прибыли и разрабатывается торговой организацией на год (квартал) с поквартальной (помесячной) разбивкой в сумме и по уровню самостоятельно с учетом ее ценовой политики, финансового состояния, конкурентоспособности, реноме и других факторов. Это означает, что непосредственно сама торговая организация решает, какая сумма дохода необходима для обеспечения выполнения плана по основным показателям коммерческой деятельности и рентабельной работы.

Плановый размер дохода от реализации рассчитывается различными методами, выбор которых определяется ценовой политикой, задачами развития предприятия при заданных ограничениях. На практике наиболее распространенной является методика планирования дохода от реализации методом технико-экономических расчетов.

Прогнозирование дохода от реализации исходя из потребности в прибыли, необходимой для финансирования производственного и социального развития организации, является наиболее прогрессивным и осуществляется в следующей последовательности.

Пример.

Определить прогнозную и критическую величину дохода от реализации товаров, запас финансовой прочности, а также объем товарооборота, необходимый для получения требуемой суммы дохода от реализации. Прогнозируемая потребность в чистой прибыли для производственного и социального развития торговой организации равна 300 млн р., величина постоянных расходов на реализацию товаров ― 750 млн р., сумма переменных расходов ― 1 200 млн р. Средний размер торговой надбавки в планируемом году ― 19,5 %, удельный вес налогов в общей прибыли ― 18, средневзвешенная ставка НДС ― 12,6 %.

Решение:

1) Необходимая сумма прибыли для финансирования производственного и социального развития:

2) Доход от реализации:

=

3) Товарооборот, необходимый для получения прогнозируемой суммы дохода от реализации:

- в отпускных ценах без НДС:

- розничных ценах без НДС:

- розничных ценах с НДС:

4) Средний уровень дохода от реализации к товарообороту без НДС:

.

5) Критическая величина дохода от реализации:

6) Запас финансовой прочности:

 

При разработке стратегии управления доходами может применяться доступный метод мониторинга товарного ассортимента – логистический подход. Совмещенный АВС-анализ товарооборота и доходности выявляет позиции, по которым торговая организация получает наибольшие суммы розничного товарооборота и дохода от реализации, а постоянный контроль за наличием таких товаров и их своевременной поставкой способствует выполнению плановых заданий по показателям доходов от реализации в разрезе товарных групп. Матричная проекция АВС- и XYZ-анализов представляет собой аналоговую модель, позволяющую принимать стратегические решения относительно рыночной политики торговой организации от состояния «как есть» до состояния «как должно быть».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: