Тема: Общая фармакология. Фармакокинетика.
Цели занятия:
1. Уяснить предмет и задачи фармакологии, её место среди других наук.
2. Усвоить основные понятия и термины раздела фармакологии - фармакокинетики
3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.
- Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.
Базисные знания: а) общая и неорганическая химия: основные положения теории электролитической диссоциации, растворимость химических агентов в воде и липидах, свойства кислот, оснований.
б) Органическая химия: структура и функции биологических мембран, механизмы трансмембранного переноса веществ.
в) биологическая химия: номенклатура и классификация ферментов, ферментные системы печени.
г) физиология с основами анатомии: внутренняя среда организма, понятие о гистогематических барьерах, строение и функции желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы.
|
|
Студент должен уметь:
- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности
Учебная карта занятия:
1. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы
2. Стимулирование познавательной активности студентов интерактивными методами
Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации – кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
1. При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2005-2015, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20
декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"
Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации
(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска
лекарственных средств»
Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
|
|
Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
- Решения принимаются в группах.
- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.
- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы
Творческое задание
- составление кроссвордов, используя основные термины общей фармакологии
3. Реферативное сообщение по одному из актуальных вопросов темы
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Предмет и задачи фармакологии, её методы и положение среди других биологических и медицинских наук. Получение новых лекарственных веществ, основные этапы создания новых лекарственных препаратов.
2. Основные этапы развития фармакологии. История отечественной фармакологии.
3. Фармакологический комитет, его функции. Государственная фармакопея, её содержание и значение.
4. Понятие о фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств. Всасывание веществ с места введения. Основные механизмы всасывания, факторы, влияющие на всасывание лекарственных средств. Понятие о биодоступности, значение.
5. Энтеральные и парентеральные пути введения лекарственных средств в организм. Значение путей введения для скорости развития, выраженности продолжительности эффекта.
6. Судьба лекарственных веществ в организме (распределение, депонирование, метаболизм).
7. Микросомальные ферменты печени и их значение. Пути выведения лекарственных веществ из организма.
Темы для реферативных сообщений:
- Особенности фармакокинетики лекарственных препаратов в гериатрии.
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- практический навык построения фармакокинетических кривых, расчетов объемов распределения и общего клиренса ЛС.
- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.