Тема: Принципы создания новых лекарственных средств.
1. Цели занятия:
- Изучить основные цели и задачи формулярной системы в условиях реорганизации и стандартизации медицинской помощи.
- Уяснить основные понятия и термины формулярной системы, значение формуляра для рационального использования лекарств
- Закрепить практический навык работы фармацевта с нормативной документацией.
- Изучить основные принципы создания новых лекарственных средств
- уяснить основные принципы классификации лекарственных средств.
2. Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения некоторых вопросов по смежным дисциплинам, в частности, аналитической химии, фармакогнозии
3. Содержание занятия:
Студент должен знать:
- Основные термины и понятия
- Современные технологии создания новых лекарств.
- Основные принципы и методы испытания новых препаратов.
- Доказательная медицина: принципы, уровни доказательности.
- Принципы классификации лекарственных средств.
- Принципы отбора ЛС для формулярного списка
Студент должен уметь:
- выполнять индивидуальные задания обучающего и контролирующего типов
различной степени сложности
- анализировать принципы классификаций лекарственных средств.
Учебная карта занятия:
1. Контроль исходного уровня знаний. Студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно
2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы
Творческое задание
- составление кроссвордов, используя основные термины общей фармакологии
3. Реферативное сообщение по одному из актуальных вопросов темы
Темы для реферативных сообщений:
1. Формулярная система в психиатрии
2. Формулярный процесс
4. Итоговый контроль усвоения материала (выполнение индивидуального тестового задания).
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Современные технологии создания новых лекарств.
2. Фармакологические основы изыскания лекарственных веществ, изучение зависимости биологической активности от химической структуры. Получение препаратов из растительного и животного сырья. Значение биотехнологии в создании лекарственных средств. Геномные, протеомные и постгеномные технологии в создании лекарственных средств.
3. Основные принципы и методы испытания новых препаратов. Доказательная медицина: принципы, уровни доказательности. Понятие о плацебо, «слепоте» исследования, рандомизации. Стандарты GLP и GCP (надлежащая лабораторная и клиническая практика). Этические комитеты. Регистрация лекарственного препарата.
4. Фармакологический комитет, его назначение и функции. Изготовление лекарственных препаратов химико-фармацевтической промышленностью. Стандарт GMP (надлежащая производственная практика). Госконтроль за использованием лекарственных средств.
5. Принципы рациональной фармакотерапии. Стандарты и протоколы лечения.
6. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Источники фармакологической информации. Закон РФ об обращении лекарственных средств.
7. Принципы классификации лекарственных средств. Химическая классификация. Фармакологическая классификакация (разряды, классы, группы, подгруппы). Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (АТХ). Классификация лекарственных средств по МКБ-10 (международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем). Классификация CAS (Chemical Abstracts Service).
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- выполнять индивидуальные задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.