Практическое занятие № 2

МИНЗДРАВ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России)

 

Методические указания к практическим

Занятиям для обучающихся

 

по дисциплине Фармакология

Специальность Фармация

Форма обучения Очная

Разработчик Тренина Е.А.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

протокол №_________ от ___________20___ г.

 

 

Заведующий кафедрой И.А. Волчегорский

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дисциплина – Фармакология

Специальность – фармация 33.05.01

Форма обучения – очная

 

Практическое занятие № 1

Тема: Структура рецепта. Твердые лекарственные формы.

 

Цели занятия:

Профессиональные

1. Изучить основные положения Приказа № 1175 МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» и Приказа МЗ РФ от 1 августа 2012 г. N 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» (образцы рецептурных бланков), приказа № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

2. Изучить Приказ Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ" (с изменениями от 9 января 2001 г., 16 мая 2003 г., 26 июня 2008 г.)

3. Усвоить виды рецептурных бланков, структуру рецепта и правильность заполнения каждой части рецептурного бланка.

4. Овладеть практическим навыком выписывания рецептов на твердые лекарственные формы – порошков, таблеток, гранул, капсул, драже.

 

Воспитательные

Рассмотреть этические вопросы при выписывании твердых лекарственных средств гериатрическим больным

Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения некоторых вопросов по смежным дисциплинам, в частности, по латинскому языку и математике.

Студент должен овладеть навыками:

- работы с приказами и инструкциями МЗ РФ

- ориентироваться в выборе формы рецепторного бланка

- выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по твердым лекарственным формам

Учебная карта занятия:

1. Ознакомление с приказами и инструкциями МЗ РФ

2. Изучение материала по выписыванию твердых лекарственных форм

Порошки:

а) для наружного применения

-присыпка простая

-присыпка сложная

б) для внутреннего употребления

-простой не дозированный

-официнальный не дозированный

-дозированные простые, сложные, с малым весом, из лекарственного растительного сырья

в) наполнители

применяемые в сложных присыпках (оксид цинка, тальк, крахмал, белая глина)

применяемые в порошках для приема внутрь (сахар, глюкоза, натрия гидрокарбонат)

г) порошки для инъекций

Капсулы:

а) желатиновые

б) крахмальные

Таблетки:

а) простые

б) официнальные

Драже

Гранулы

3. Контролируемый тренинг

4.После изучения материала по выписыванию твердых лекарственных форм и контролируемого тренинга, студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно.

Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. 20,0 присыпки стрептоцида для нанесения на пораженные участки кожи.

2. 50,0 присыпки, содержащей 40% окиси цинка, для обработки ожоговой поверхности.

3. 10 порошков по 0,5 ацетилсалициловой кислоты для приема по 1 порошку при лихорадке.

20 порошков по 0,05 кислоты аскорбиновой для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день.

4. 10 порошков из листьев наперстянки по 0,05. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

5. 30 желатиновых капсул по 0,25 ампиокса. Для приема по 2 капсулы 4 раза в день.

6. 10 таблеток метамизола натрия [анальгина] по 0,5 для приема по 1 таблетке при головной боли.

7. 20 официнальных таблеток валидола. Рассасывать под языком по 1 таблетке при болях в области сердца.

8. 30 драже хлорпромазина [аминазина] по 25 мг для приема внутрь по 1 драже 2 раза в день после еды.

9. 100,0 гранул глицерофосфата. Дозировать по 1 мерной ложке внутрь 2 раза в день, предварительно растворив в половине стакана теплой воды.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Рецепт, его структура, правила выписывания рецептов в соответствии с Приказом № 1175 МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" и Приказом МЗ РФ от 1 августа 2012 г. N 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления" Виды рецептурных бланков.

2. Понятие о лекарственной форме. Классификация лекарственных форм.

3. Твердые лекарственные формы: порошки (простые и сложные, для наружного применения и для приема внутрь, разделенные и неразделенные), правила выписывания.

4. Определение таблеток, способы прописи простых, сложных, официнальных таблеток. Применение.

5. Драже: характеристика, возможные прописи, особенности применения.

6. Капсулы, их виды, пропись и применение. Определение гранул, правила выписывания

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык коррекции врачебной рецептуры по выписыванию твердых лекарственных форм

- выполнять текстовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

Практическое занятие № 2

Тема: Мягкие лекарственные формы

Цели занятия:

  1. Усвоить основные понятия и термины по теме занятия.
  2. Освоить правильное оформление рецептов на мягкие лекарственные формы; разобрать способы расчета рецептов по отдельным видам мягких лекарственных форм.

Воспитательные

Освоить деонтологически корректное написание сигнатуры в рецептах на суппозитории

 

Базисные знания: латинский язык, расчет процентных концентраций

Студент должен уметь:

1. Выписывать рецепты на мягкие лекарственные формы

2. Формулировать ответы на контрольные вопросы

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. 50,0 10% мази камфоры (Camphora) на ланолине. Наносить на пораженный участок кожи.

2. 30,0 официнальной камфорной мази (Camphora). Для нанесения на пораженную поверхность

3. 10,0 официнальной глазной мази эритромицина (Erythromycinum). Закладывать за веко пораженного глаза.

4. 30,0 10% мази стрептоцида (Streptocidum) на ланолине и вазелине, взятых поровну. Наносить на пораженный участок кожи.

5. 100,0 5% линимента стрептоцида (Streptocidum) на рыбьем жире (Oleum jecoris Aselli). Смазать пораженные участки кожи.

6. 30,0 официнального линимента синтомицина (Synthomycinum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

7. 50,0 пасты, содержащей 2% ксероформа (Xeroformium). Для нанесения на пораженные участки кожи.

8. 30,0 официнальной пасты цинко – нафталановой (Pasta Zinci - naphtalani). Наносить на обожженную поверхность.

9. 5 суппозиториев ректальных, содержащих морфина гидрохлорид (Morphini hydrochloridum) по 10 мг. Назначить по 1 свече в прямую кишку при болях.

10. 20 суппозиториев вагинальных, содержащих 500 мг метронидазола (Metronidazolum). По 1 суппозиторию во влагалище на ночь.

11. 20 официнальных ректальных суппозиториев “Бетиол” (Bethiolum). По 1 свече в прямую кишку 2 раза в день.

12. 40,0 геля, содержащего 2% троксевазина (Troxevasin).

13. 20,0 1% крема клотримазола (Clotrimazolum).

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Понятие о мягкой лекарственной форме и её видах. Преимущества и недостатки.
  2. Требования, предъявляемые к мазевым основам для мазей, паст, линиментов, суппозиториев.
  3. Характеристика мазей и паст. Особенности прописи.
  4. Линименты: мазевые основы, особенности прописей.
  5. Суппозитории: разновидности. Правила прописи в рецептах.

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык коррекции врачебной рецептуры по выписыванию мягких лекарственных форм

- выполнять текстовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: