Практическое занятие № 6

Тема: Общая фармакология. Фармакодинамика

 

Цели занятия:

 

1. Усвоить основные понятия и термины раздела фармакологии - фармакодинамики.

2. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

  1. Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.
  2. Уяснить особенности дозирования лекарственных средств у детей.

5. Закрепить практический навык рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

Базисные знания: а) общая и неорганическая химия: основные положения теории электролитической диссоциации, растворимость химических агентов в воде и липидах, свойства кислот, оснований.

б) Органическая химия: структура и функции биологических мембран, механизмы трансмембранного переноса веществ.

в) биологическая химия: номенклатура и классификация ферментов, ферментные системы печени.

г) физиология с основами анатомии: внутренняя среда организма, понятие о гистогематических барьерах, строение и функции желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы.

Студент должен уметь:

- производить расчет доз лекарств для детей и взрослых

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно

2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие о фармакодинамике лекарственных средств.

2. Основные принципы действия лекарственных веществ в организме (физический, химический, физико-химический). Специфические рецепторы, агонисты и антагонисты.

3. Виды действия лекарственных веществ (местное, резорбтивное, прямое, косвенное, обратимое, необратимое, роль рефлекторных реакций).

4. Условия, влияющие на проявление действия лекарственных средств в организме: химические и физико-химические свойства лекарственных веществ. Внешние условия, состояние макроорганизма.

5. Зависимость действия лекарственных средств от возраста, принципы расчета доз различных групп лекарственных средств для детей и пожилых пациентов.

6. Понятие о дозах (средняя и высшая терапевтические, разовая, суточная, курсовая, токсическая, летальная). Зависимость эффекта от дозы действующего вещества. Широта терапевтического действия.

7. Изменение действия лекарственных средств при повторных введениях (привыкание, кумуляция, сенсибилизация, пристрастие)

8. Комбинированное действие лекарственных средств. Синергизм (суммирование, потенцирование). Антагонизм и его виды.

9. Понятие о лекарственной несовместимости, значение для клинической практики.

10. Побочное и токсическое действие лекарственных средств (аллергические и неаллергические реакции, тератогенность, мутагенность).

11. Лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью.

12. Общие принципы фармакотерапии. Примеры этиотропного, патогенетического, симптоматического лечения.

13. Основные принципы терапии острых отравлений лекарственными средствами. Антидотная терапия.

 

3. Стимулирование познавательной активности студентов интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:

 

учебные ситуации – кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

2. При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20

декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания

лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные

препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"

Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации

(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска

лекарственных средств»

Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

- Решения принимаются в группах.

- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы

4. Реферативное сообщение по одному из актуальных вопросов темы

Темы для реферативных сообщений:

  1. Вопросы хронофармакологии в практике провизора.

5. Итоговый контроль усвоения материала (выполнение индивидуального тестового задания).

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык коррекции врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: