Практическое занятие №20

Тема: Психотропные средства, стимулирующего типа действия. Аналептики.

 

Цели занятия:

1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику психотропных средств, стимулирующего типа действия; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки и мер помощи

2. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности психотропных лекарственных средств путем решения фармакотерапевтических задач

3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названий препаратов.

4. Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств.

5. Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по выписыванию и коррекции рецептов.

Базисные знания: анатомическое строение головного мозга, в частности расположение жизненно-важных центров, гистологическое строение нейронов, особенности передачи нервного импульса, нейромедиаторные системы, участвующие в указанном процессе.

 

Студент должен уметь:

- выписывать, анализировать и корректировать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности

 

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:

 

учебные ситуации – кейсы (case-study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль2003-2010, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20

декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания

лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные

препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"

Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации

(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска

лекарственных средств», Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

- Решения принимаются в группах.

- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы

4. Анализ врачебных рецептов осуществляется при использовании справочного материала.

5. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Классификация антидепрессантов, механизмы действия, показания к применению, сравнительная характеристика, побочные эффекты и противопоказания к назначению неизбирательных ингибиторов нейронального захвата моноаминов (имипрамин, амитриптилин, милнаципран, венлафаксин и дулоксетин), препаратов, избирательно блокирующих обратный захват серотонина (флуоксетин) и норадреналина (мапротилин), ингибиторов МАО (ниаламид, пирлиндол, моклобемид) и антидепрессантов из других групп (тианептин и миртазапин).

2. Психостимуляторы: классификация, механизмы действия, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания. Анорексигенная активность. Действие на сердечно-сосудистую систему. Риск развития лекарственной зависимости к психостимуляторам.

3. Фармакодинамика кофеина: механизмы реализации психостимулирующего, аналептического эффектов препарата, влияние кофеина на функции сердечно-сосудистой системы, возможные осложнения.

4. Аналептики: классификация по локализации действия и химической структуре. Особенности фармакодинамики аналептиков различных групп. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

5. Ноотропы – общие механизмы улучшения интегративно-мнестических функций, характеристика эталонных препаратов (пирацетам, гамма - аминомасляная кислота), сфера их применения.

6. Общетонизирующие и адаптогенные препараты: применение для профилактики и терапии патологических состояний.

Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. Аналептик в форме масляного раствора для подкожного введения

2. Аналептик, эффективный при отравлении снотворными

3. Психостимулятор, не вызывающий повышения артериального давления

4. Антидепрессант трициклического ряда, обладающий психостимулирующим и слабым седативным эффектами

5. Антидепрессант трициклического ряда, обладающий выраженным седативным эффектом

6. Флуоксетин для лечения булимии, для приема внутрь.

7.Мапротилин для купирования тяжелой депрессии для парентерального введения.

8.Пирацетам в комплексной терапии постинсультной комы, для парентерального введения.

 

 

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

 

- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по выписыванию и коррекции рецептов.

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: