Практическое занятие № 18

Тема: Анальгетики центрального и периферического действия

 

 

Цели занятия:

 

· профессиональные:

1. Изучить классификации анальгетиков, механизм их болеутоляющего действия. Уяснить фармакокинетику и фармакодинамику морфина. Изучить сравнительную характеристику наркотических препаратов, особенности действия частичных агонистов, агонистов-антагонистов и антагонистов опиоидных рецепторов.

2. Обучить элементам сравнительного анализа эффективности препаратов путем case-study (решением ситуационных задач).

3. Развить под руководством преподавателя навыков работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств и критического подхода к анализу представленной в интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

4. Закрепить практический навык выписывания рецептов на препараты изучаемых групп и пройти тестовый контроль текущих знаний.

 

· воспитательные:

5. Сформировать представление о важной роли врача в пропаганде здорового образа жизни и профилактики наркомании, моральной и юридической ответственности за обоснованное назначение, хранение и прописывание наркотических анальгетиков.

Базисные знания:

Для усвоения материала по теме «Анальгетические средства» необходимо, чтоб студент владел знаниями из курса нормальной анатомии – анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы человека; из курса нормальной физиологии – механизмы формирования болевой (ноцицептивной) рецепции; из курса патологической физиологии – понятие о болевом шоке; из общей фармакологии – понятие о лекарственной зависимости.

Студент должен уметь:

- Выписывать, оценивать и корректировать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии;

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

 

· Задание по фармакотерапии:

I. Выписать в рецептах:

1. Наркотический анальгетик – алкалоид опия фенантренового ряда.

2. Наркотический анальгетик, представляющий смесь алкалоидов опия.

3. Синтетический наркотический анальгетик, уступающий по спазмогенному эффекту морфину.

4. Наркотический анальгетик, использующийся для нейролептаналгезии.

5. Агонист-антагонист опиоидных рецепторов с преобладанием агонистических свойств.

6. Анальгетическое средство-частичный агонист опиоидных рецепторов.

7. Специфический антагонист наркотических анальгетиков.

8. Анальгетик смешанного (опиодного и неопиоидного) механизма действия

9. Ненаркотический анальгетик центрального действия в суппозиториях

10. Анальгетик-антипиретик в лекарственной форме для использования в педиатрической практике

 

2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию).

3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами.

 

Инструкции для самостоятельной работы студентов:

учебные ситуации – кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу и нформационные материалы (инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20

декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания

лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные

препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"

Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации

(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска

лекарственных средств», Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

· При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

· После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы

4. Коррекция рецептов

5. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Механизмы формирования и передачи болевых импульсов. Опиоидные рецепторы: типы, локализация, эндогенные лиганды.

2. Принципы фармакотерапии боли. Группы современных анальгетических средств.

3. Наркотические (опиоидные) анальгетики: классификация препаратов по химической структуре и по принципу взаимодействия с опиоидными рецепторами.

4. Механизм болеутоляющего действия опиоидных анальгетиков на примере морфина. Эффекты препарата, обусловленные влиянием на ЦНС, деятельность внутренних органов, обменные процессы.

5. Сравнительная характеристика препаратов-агонистов опиоидных рецепторов. Особенности фармакологии морфина+наркотина+папаверина гидрохлорид+кодеина+тебаина, тримеперидина, фентанила. Показания к применению, нежелательные побочные эффекты, основные противопоказания.

6. Препараты - частичные агонисты и агонисты-антагонисты опиоидных рецепторов (бупренорфин, пентазоцин, буторфанол). Особенности механизма действия и показаний к применению.

7. Симптоматика острого отравления опиоидными анальгетиками, принципы фармакотерапии. Характеристика налоксона как специфического антагониста наркотических анальгетиков.

8. Лекарственная зависимость, возникающая при применении наркотических анальгетиков: этапы формирования, основные симптомы, выраженность привыкания, принципы фармакотерапии.

9. Центральные анальгетики ненаркотического действия. Классификация. Фармакодинамика

10. Анальгетики-антипиретики. Классификация, фармакодинамика и особенности применения.

 

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- выписывать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии;

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания контролирующего типа сложности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: