Измерение конкурентоспособности

В принципе, желательно обеспечить возможность количественно измерять конкурентоспособность анализируемого объекта, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного объекта и объектов – конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффект – это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект – это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы либо конкретным потребителем, а качество – это потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрегрального показателя качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8–0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других – набор других параметров.

Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении, либо в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся несколькими, дополняющими друг друга, важнейшими параметрами). Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный.

Полезный эффект – это одна сторона объекта – товара. Другой его стороной являются совокупные затраты за жизненный цикл объекта, которые, как правило, обязательно нужно понести, чтобы получить от объекта полезный эффект.

Конкурентоспособность объектов, по которым невозможно измерить их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основе их экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж, либо с применением экспертных и других методов.

Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов (например, машин и оборудования) можно осуществлять по формуле

 


(1.2)


 

где Kа.о – конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы;

Eа.о – эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта/единица валюты;

Ел.о – эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке;

k1, k2, kn – коэффициенты, учитывающие факторы конкурентного преимущества фирмы.

По предложению президента Академии проблем качества А. В. Гличева, эффективность объекта рассчитывается по формуле

 


 

(1.3)


 

где Пc – полезный эффект объекта за нормативный срокегослужбы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;

Зc – совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкретного рынка, единица валюты (рубли, доллары, марки и т.д.)

Полезный эффект однопараметрических машин рекомендуется определять по формуле

 


(1.4)


 

где Т – нормативный срок службы машины, лет;

Пч – часовая паспортная производительность машины;

Фг – годовой плановый фонд времени работы машины;

К1...Кn – коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества машины требованиям потребителя, невыгодность их выполнения, низкую организацию эксплуатации и ремонта машины. Эти показатели снижают полезный эффект машины. К ним относятся: коэффициент безотказности машины, коэффициент снижения производительности машины по мере ее старения, показатели ухудшения безотказности, ремонтопригодности и другие показатели качества машины, показатели уровня шума, вибрации и другие показатели эргономичности и экологичности машины, показатель организационно-технического уровня производства у потребителей машины.

Совокупные затраты за жизненный цикл единицы машины можно определить по формуле

 


(1.5)


 

где Зм.НИОКР – сметная стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

 

N1 – количество машин, которое намечается выпустить по заданной конструкторской документации;

ЗОТПП – сметная стоимость организационно-технологической подготовки производства новой машины;

N2 – количество машин, которое намечается выпустить по данной технологической документации; N1 = N2, если один изготовитель данной машины;

Зизг – затраты на производство машины (без амортизации предыдущих затрат);

Звн – затраты на внедрение машины у потребителя, включающие транспортные расходы, сметную стоимость строительно-монтажных и пусковых работ;

Т – нормативный срок службы машины;

Зэt – затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты машины в году t (без амортизации предыдущих затрат);

Зликв – затраты на демонтаж и ликвидацию (реализацию) элементов основных производственных фондов (включая саму машину), выводимых в связи с освоением и внедрением новой машины. Если эти затраты меньше дохода от реализации выводимых элементов фондов, то в формуле (1.5) должны быть со знаком минус, если больше – со знаком плюс.

Фактор времени при расчете совокупных затрат учитывается по общепринятой методике.

К условиям обеспечения конкурентоспособности относятся:

а) применение совокупности подходов к развитию системы менеджмента;

б) применение системы управления МЭТУК (методикаэкономика + техника + управлениеконкурентноспособность);

в) рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат по всем стадиям жизненного цикла объектов;

г) применение современных методов исследований и разработок (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);

д) рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;

е) формирование системы мер по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.

 

Полезный эффект товара определяется следующей системой показателей качества:

1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.

2. Надежность товара – сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.

Безотказность свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка и др.

Ремонтопригодность свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности, патентоспособности по мере использования объекта.

Долговечность свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта и др.

Экологичность товара

Показатели экологичности – одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. Вредное воздействие может быть непосредственным при применении объекта либо перспективным, разовым либо накопительным, прямым либо косвенным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: