double arrow

Теоретические основы конкурентоспособности

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

1.1. Теоретические основы конкурентоспособности. Значение и роль конкуренции в рыночных условиях. Понятия «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность продукции», «конкурентоспособность организации», «уровень конкурентоспособности», «отраслеваяконкурентоспособность», «управление конкурентоспособностью». Критерии и факторы конкурентоспособности.

1.2. Система управления конкурентоспособностью организации. Концепция повышения уровня конкурентоспособности. Модель системы управления конкурентоспособностью организации. Организационная структура системы управления конкурентоспособностью. Структура, этапы и принципы формирования организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью организации.

1.3. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности организации. Значение и особенности стратегического управления в конкурентной борьбе. Классификация конкурентных стратегий. Анализ окружающей среды организации. Стратегический потенциал организации и его анализ. Управление потенциалом организации. SPACE-метод как инструмент диагностики положения фирмы в рыночном пространстве. Формирование целей повышения конкурентоспособности. Направления повышения конкурентоспособности в японских и американских компаниях. Особенности выбора стратегии.

1.4. Маркетинговая политика компании как одно из направлений повышения ее конкурентоспособности. Маркетинговая политика: структура и содержание. Маркетинговый анализ и постановка целей. Выбор маркетинговой стратегии. Выбор маркетинговых инструментов.

2.1. Механизм реализации конкурентной стратегии. Особенности реализации конкурентной стратегии. Основные подходы к реализации конкурентной стратегии: командный, организационной перемены, коллаборативный, культурный, кресцивный. Методы организации производственных и управленческих процессов: сетевое планирование и управление, оперограммы, ленточный график. Контроль, аудит и регулирование в процессе реализации конкурентной стратегии. Стимулирование и навыки исполнения в процессе реализации конкурентной стратегии.

2.2. Правовое, информационное и ресурсное обеспечение реализации конкурентной стратегии. Правовое обеспечение реализации конкурентной стратегии. Информационное обеспечение реализации конкурентной стратегии. Ресурсное обеспечение реализации конкурентной стратегии.

2.3.Современные подходы и методы оценки конкурентоспособности. Разновидности подходов к оценке конкурентоспособности. Классификация методов оценки конкурентоспособности. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций сферы услуг. Методические подходы к оценке конкурентоспособности отрасли и региона. Особенности оценки конкурентоспособности на микроуровне. Прогнозирование уровня конкурентоспособности.

Значение и роль конкуренции в рыночных условиях. На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики.

Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ, в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.

В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики.

При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.

Роль конкуренции в экономике состоит в выявлении и распространении наиболее эффективных и результативных путей социально-экономического развития, способов производства и хозяйствования. В результате в условиях глобализации экономики конкурентоспособными на мировом рынке становятся лишь те хозяйствующие субъекты, которые ведут интенсивную инвестиционную и инновационную деятельность, систематически осваивают последние научно-технические достижения, управленческие и организационные разработки, позволяющие снижать издержки производства, повышать производительность труда, увеличивать выпуск продукции высокого качества.

Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов.

До сих пор в нашей стране выпуск некачественной продукции в общем объеме производства еще очень велик. Из-за фальсификации продукции прямые убытки ведущих российских и иностранных производителей-владельцев товарных знаков в РФ в конце 90-х гг. превышали 1,5 млрд. долл. США ежегодно.

Сырьевая ориентация российской экономики при постоянном дефиците капитала внутри страны и недостаточно развитой системе кредитно-финансовых учреждений привела к аккумуляции инвестиционных ресурсов в компаниях отраслей, где производственные цепочки либо вообще не разрушались, либо были настолько просты, что их удалось сравнительно быстро восстановить. Предприятия остальных отраслей практически не обновляли основные производственные фонды и не развивали технологии в течение десяти и более лет, что явилось причиной снижения конкурентоспособности продукции предприятий большинства отраслей обрабатывающей промышленности в сравнении с зарубежными. Следовательно, обеспечение качества и конкурентоспособности продукции является одной из основных задач развития современной российской экономики.

По мнению экспертов Всемирного экономического форума и Гарвардского университета, отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности их продукции на мировом рынке можно разделить на четыре категории:

- очень сильная конкурентная позиция - черная металлургия;

- сильная конкурентная позиция - цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимия, лесная, оборонная промышленность;

- посредственная конкурентная позиция - химическая, автомобильная промышленность, судостроение (гражданское);

- слабая конкурентная позиция - авиационная (гражданская), электронная, текстильная промышленность.

Опыт работы многих отечественных компаний подтверждает, что в современной конкурентной борьбе выигрывает тот, кто постоянно анализирует и борется за свои конкурентные позиции, обеспечивает системный подход в рамках маркетинговой концепции к разработке организационно-экономических мероприятий, направленных на достижение высокой конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции.

Понятия «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность продукции», «конкурентоспособность организации», «отраслеваяконкурентоспособность», «управление конкурентоспособностью». Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли.

"Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", – считает современный американский экономист П. Хайне.

Представитель неоклассической школы американский экономист Фрэнк Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. считают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Выдающийся австрийский экономист, создатель эволюционной теории экономического развития, синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции.

В своей книге "Международная конкуренция" М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: "Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".

Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

Обобщая все вышеизложенные определения понятия «конкуренция», можно отметить, что конкуренция – это:

− соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;

− борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;

− состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке.

При этом содержание понятия «конкуренция» включает три составляющие: поведенческую, структурную, функциональную.

Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкуренции – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Как следствие, конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала.

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей.

Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала.

Можно выделить следующие виды конкуренции: чистая, монополистическая и олигополистическая.

Конкуренция чистая: рынок чистой конкуренции образуют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку известно, что покупатель может свободно приобрести любое необходимое количество товара по рыночной цене.

Конкуренция монополистическая: рынок монополистической конкуренции составляют множество покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Такая возможность обусловлена способностью продавцов предложить покупателям различные товары. Изделия могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, а также по ассортименту сопутствующих услуг. Покупатели видят эти различия и готовы платить за товары вплоть до самых высоких цен, фиксируемых на рынке.

Конкуренция олигополистическая: олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствительных к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Незначительность количества участников олигополистического рынка в большей мере обусловлена жесткими условиями проникновения на такой рынок. Одно из существующих признаков олигополистического рынка состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на долговременный позитивный результат повышения цен: конкуренты вынудят снизить их.

Конкуренция – это поистине "война всех против всех", когда сражение на рынке ведется на три "фронта".

Первый – среди продавцов: все они хотят продать свои продукты подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, зато продает больше. С этой целью иногда даже применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ("бросовым") ценам.

Второй – среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену.

Третий – между "армиями" продавцов и покупателей, стоящих в отношении уровня цен на противоположных позициях.

Выигрывает "армия", которая больше сплочена, и в итоге может навязать противнику свою цену.

Как экономическая категория конкуренция характеризуется предметом, в качестве которого выступает товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги. В широком смысле это представляется в виде удовлетворения потребности. Данное понимание приводит к более широкому набору конкурентов – здесь действуют все те, кто так или иначе может удовлетворить данную потребность товаром, услугой или перевести ее в какую-то иную потребность.

В роли объекта конкуренции выступает потребитель и покупатель. Именно в этом качестве они имеют возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Разделение предмета и объекта конкуренции показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) – с другой.

Таким образом, в условиях рыночных отношений конкуренция необходима для развития производительных сил, экономических систем. Конкуренция – это противовес монополизму, диктату монополий по отношению к потребителю.

Конечная цель любого предприятия – достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Следовательно, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.

Конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

Определения термина конкурентоспособность

Забелин П.В., Моисеева Н.К. «Способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса»

Азоева Г.Л., Завьялова П.С. «Способность предприятия конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей»

Киперман Г.Я. «Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности»

Перцовский Н.И.,Спиридонов И.А., Барсукова С.В. «Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка

Фатхутдинов Р.А. «Способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами». «Способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке».

Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. «Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг

Портер М., Майкл Э. «Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг

Наиболее системно понятие конкурентоспособности трактуется Л.П. Кураковым: "Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п.»

Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности:

- конкурентоспособность – это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;

- задаваемая величина, при создании новой продукции;

- отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;

- относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;

- прогнозируемая, математическая величина.

Формирование конкурентоспособности – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Так, для обеспечения необходимого качества товаров осуществляют воздействие на производственные (сырье, конструкцию, рецептуру, технологию), сбытовые (условия транспортирования, хранения), сервисные (дегустацию товара и другую помощь в его выборе, установку изделия на дому) факторы. Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций) и сервисные (условия реализации и технического обслуживания) факторы. Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров-конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. влиять на факторы с целью улучшения значений критериев.

Обеспечение конкурентоспособности – совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности.

Методы обеспечения конкурентоспособности – совокупность приемов, направленных на обеспечение конкурентоспособности.

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. То есть конкурентоспособность товара – это некая относительная интегральная характеристика, отражающая его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющая его привлекательность в глазах потребителя.

Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж, престиж фирмы. Однако два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Как следствие, формулу конкурентоспособности продукции можно представить в следующем виде: конкурентоспособность продукции = качество + цена + обслуживание.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами; это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров и услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках.

Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия проведен анализ его определения, представленный ниже.

Обзор определений понятия "конкурентоспособность предприятия"

1. Донцова Л.В. «Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

2. Рубин Ю.Б. «Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

3. Млоток Е. «Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами».

4. Джакот Д.Х. «Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала)».

5. Багиев Г.Л. «Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки».

6 Фатхутдинов Р.А. «Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке».

7. Сергеев И.В. «Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал».

8. Светуньков С.Г. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».

9. Рове М. «Конкурентоспособность – это способность страны или фирмы продавать свои товары».

10. Мескон М.Х. «Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции».

11. Самодуров Д.О. «Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также количественный и качественный рост его потенциала».

12. Петров В. «Конкурентоспособность – это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения производства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности.

13. Селезнев А. «Конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

14. Миронов М.Г. «Конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента».

15. Фигурнов Э.Б., Донец Ю.Ю. «Основная составляющая конкурентоспособности предприятия – это эффективность использования его производственного потенциала (т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготовляемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента)».

16. Коно Т. «Конкурентоспособность предприятия – это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации, поставленной цели.

17. Ермолов М.О. «Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, отражающая отличие процесса производства данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

18. Яшин Н.С. «Конкурентоспособность предприятия – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции.

По результатам проведенного анализа определения можно сделать следующие выводы:

- большинство авторов не рассматривают понятие "конкурентоспособности предприятия" с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не совсем точным с точки зрения экономической сущности;

- конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия;

- конкурентоспособность предприятия является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;

- конкурентоспособность предприятия является показателем относительным. Базой для сравнения являются аналогичные показатели конкурентоспособности предприятий конкурентов либо идеальных (эталонных) предприятий;

- конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;

- конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке;

- конкурентоспособность предприятия – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;

- конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

- конкурентоспособность предприятия характеризует величину привлекательности данного предприятия для инвестора;

- на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние социальная среда;

- на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние экологическая среда.

Конкурентоспособность продукции является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия.

Это обстоятельство следует в частности из различий данных категорий:

- во-первых, конкурентоспособность продукции определяется за короткий с экономической точки зрения период времени, а оценивание конкурентоспособности предприятия осуществляется за продолжительный период;

- во-вторых, уровень конкурентоспособности продукции определяется для каждого его вида, а оценка конкурентоспособности предприятия охватывает всю номенклатуру продукции (и не только номенклатуру);

- в-третьих, конкурентоспособность предприятия интересует только его хозяина, который определяет целесообразность производственной деятельности, исходя из конкретных условий. Потребителя же при оценивании конкурентоспособности продукции затраты и эффективность производства не интересуют.

Обобщая вышеизложенное можно отметить, что конкурентоспособность предприятия:

- для потребителей – способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров.

- для конкурентов – способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности.

- для инвесторов – способность использовать ресурсы предприятия для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия.

- для субъектов рынков-партнеров (отрасль, регион, кластер, государство) – способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов роста

В целом конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентной продукции.

Для случая, когда вопросы конкурентоспособности выпускаемой продукции, стоят не столь остро (например, энергетическая отрасль): конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Следовательно, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается, в первую очередь, в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами.

Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Уровень конкурентоспособности предприятия, т.е. способность данного предприятия противостоять на рынке другим предприятиям по степени удовлетворения своей продукцией и ее качеством запросам потребителей, а также по ее безопасности потребления и эффективности изготовления, является важнейшей обобщающей оценкой эффективности управления.

Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие ("дифференциация") товаров;

3) уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара);

4) способ формирования цены товара;

5) возможности для появления новой фирмы на данном рынке;

6) степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров;

7) в какой мере покупка осуществляется без принуждения.

Управление конкурентоспособностью – это постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Цель управления конкурентоспособностью – обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.

Следовательно, управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Управление конкурентоспособностью рассматривается как корректирующий процесс формирования производства и потребления продукции, для того, чтобы вынести на рынок уже конкурентоспособный товар и снизить влияние случайных, местных и субъективных факторов. Управление конкурентоспособностью можно рассматривать как органическую часть общего управления производством и одну из его ветвей дерева целей.

Из данного определения следует, что конечный этап производства конкурентоспособной продукции предусматривает направление и регулирование всех этапов жизненного цикла: техническую подготовку производства; входной контроль; организацию, мотивацию и оплату труда; учет и финансовую деятельность; контроль качества работы и продукции; послепродажное обслуживание в эксплуатации.

Среди основных задач управления конкурентоспособностью выделяют:

- изучение рынка сбыта;

- изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;

- разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

- сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.

Управление опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, стратегическая политика, функции, методы, средства и т.д.

При управлении конкурентоспособностью предприятия непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество выпускаемой продукции, кадры предприятия, финансовые ресурсы, производственные возможности. Выработка того или иного управляющего решения зависит от соответствия фактического состояния процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния.

При уточнении понятийного аппарата конкурентоспособности следует определять:

- пороговое значение конкурентоспособности – наличие и эффективность использования освоенных (факторов) на уровне, позволяющем считать субъект рынка конкурентоспособным;

- потенциал роста конкурентоспособности – наличие инновационных ресурсов (технологии, ноу-хау, интеллектуальный потенциал);

- скорость формирования инновационных факторов роста – наличие условий и механизмов (инновационная и предпринимательская привлекательность, риски) для наращивания потенциала роста конкурентоспособности.

Конкурентоспособность кластера - способность использовать потенциал макротехнологий для получения мультипликативных эффектов на всех уровнях вертикальной интеграции производства товарови услуг, отвечающих требованиям мировых и внутренних рынков, и наращиванияконкретных преимуществ за счет лидерства в технологиях производства, оптимизации форм организации и управления сбытом как базового условия потенциального роста конкурентоспособности.

Конкурентоспособность отрасли - способность отрасли производить товарыи услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основебазовых макротехнологий (организацияпроизводств с высокой добавленной стоимостью, с высоким уровнем переработки, с высоким научно-техническим потенциалом). Отраслевая конкурентоспособность характеризуется степенью участия отрасли в международной производственной специализации и кооперации; отвечающим мировым стандартам уровнем качества продукции (услуг); состоянием отраслевой инфраструктуры; уровнем производительности труда и квалификации работников; стратегией инновационной деятельности; размерами и динамикой экспорта и иностранного инвестирования.

Конкурентоспособность региона - способность региона производить товарыи услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсовдля обеспечения роста потенциала конкурентоспособности хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населениярегиона на уровне мировых значений.

Конкурентоспособность страны - способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

Критерии и факторы конкурентоспособности. В словаре "критерий" определяется как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо «мерило оценки».

Ивлиева И.А. понятие "критерий" определяет как средство, "с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы". Применение критериев в этом значении представляет возможность выявить относительное достижение данной альтернативы по сравнению с остальными, быть образцом, позволяющим сделать заключение об относительной значимости осуществленного выбора, служить для проверки реализации цели и для оценки степени ее реализации. Исходя из этих соображений, можно "критерий" принять как "измеритель, на основании которого осуществляется оценка".

Описывая полученный результат, критерий должен обладать совокупностью измерителей, главными свойствами которых должны быть конкретность и доступность для наблюдения, учета и фиксации. Такими измерителями являются показатели. Именно количественные и качественные показатели, входя в состав соответствующим образом выбранных критериев, и позволяют оценить качество конкурентоспособности организации.

Учет и оценка критериев как характеристик позволяют судить о конкурентных преимуществах и отражают удовлетворение различных групп потребностей.

В связи с этим критерии конкурентоспособности можно классифицировать по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик.

Классификация критериев конкурентоспособности продукции:

По виду удовлетворяемых потребностей: уровень качества, социальная адресность, подлинность, безопасность, потребительская новизна, имидж, информативность, цена потребления.

Критерии "безопасность" и "подлинность" характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем).

Критерий "уровень качества" позволяет оценить способность продукции удовлетворить целый комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми

(эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной группе, например, за счет одежды, мебели и пр.).

Критерий "уровень новизны" товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет известных показателей, так и скрытые (латентные), т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.

Критерий "информативность" позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора.

Применение критерия "социальная адресность" направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы.

Критерий "имидж" характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.

Критерий "цена потребления" отражает потребность в потреблении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

По количеству учитываемых характеристик: единичный, групповой, обобщенный

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий.

Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. К групповым критериям можно отнести уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

Понятия единичного и группового критериев условны, так как субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев, например продажная цена с позиции потребителя – единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя – групповой. В модели премии Правительства РФ в области качества "удовлетворенность потребителя качеством продукции" как комплексный критерий включает 31 единичный критерий, а в условиях получения Знака качества "III тысячелетие" он представлен как единичный.

Достаточно сильно агрегированным является потребительский показатель качества, так как входящие в него, например, показатели надежности занимают три уровня в системе классификации.

Чрезвычайно агрегированным является критерий конкурентоспособности страны. Для определения рейтинга в мировых табелях о рангах учитывается 381 единичный критерий.

Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. На конкурентоспособность оказывают влияние различного вида и содержания факторы, которые можно определить как существенные обстоятельства или причины, изменяющие уровень конкурентоспособности какого-либо объекта, в частности, товара, предприятия, отрасли, страны. Эти факторы необходимо учитывать как при оценке конкурентоспособности, так при воздействии на нее.

Факторы, обеспечивающие предприятию высокие достижения, обычно увязывают с понятием "стратегические факторы успеха". Главная предпосылка их формирования заключается в способности предприятия уяснить и удержать в течение длительного времени свои преимущества как производителя товара по сравнению с конкурентами.

В литературе приведены требования, которым должны отвечать конкурентные преимущества, чтобы считаться стратегическим фактором успеха:

- обеспечивать уникальность собственной марки по сравнению с конкурирующими в течение длительного времени, для чего сильные стороны данной фирмы соотносятся со слабыми сторонами соперника;

- удовлетворять специфические потребности клиента. Иными словами, относительно сильные стороны предприятия должны давать релевантную выгоду данной целевой группе потребителей;

- строиться на специфических способностях и ресурсах предприятия, которые должны быть оригинальными по сравнению с конкурирующими предприятиями и которые трудно или невозможно имитировать.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы: технико-экономические; коммерческие; нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое(tm) продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

- конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

- предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

- рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

- имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Все разнообразие видов факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, можно классифицировать по ряду классификационных признаков:

– масштаб влияния фактора;

– отношение к деятельности человека;

– отношение к производству;

– иерархический уровень воздействия;

– отношение к внешней и внутренней средам.

Доминирующие факторы внутренней среды организации целесообразно представить следующими группами:

1. Производство традиционного ассортимента товаров (услуг): особенности функционирования организации на конкретном сегменте рынка; адекватная целям функционирования предприятия организация информационного ресурса; техническая оснащенность организации; кадровый потенциал; уровень разработанности технологий изучения и удовлетворения потребностей клиентов; технологические особенности производственного обеспечения ассортиментных линий; оптимальная структура стратегического ресурса; инновационный потенциал организации.

2. Продвижение и сбыт товаров (услуг): особенности позиционирования организации; сбытовая политика организации (формирование спроса на предлагаемый ассортимент); традиции и механизмы взаимодействия с целевой аудиторией; сформированность сбытовой сети; специфика разработки и реализации рекламных кампаний; разработка и реализация бренд-технологий.

3. Организационная структура и менеджмент: наличие свободных коммуникаций по вертикальным и горизонтальным уровням компетентности и ответственности; мобильность и гибкость организационной структуры системы управления; разработанность комплексного механизма мотивации деятельности; сформированность системы контроллинга; структура стратегического ресурса и инновационного потенциала; сформированность системы риск-менеджмента; наличие системы управления качеством принимаемых решений; уровень методологической разработанности стратегии развития организации.

4. Комплекс маркетинга: средства реализации целей деятельности организации; технологии проектирования, разработки и позиционирования новых товаров (услуг); система маркетинговых коммуникаций; стратегия формирования оптимальной номенклатуры товаров (услуг); система маркетинговых исследований, направленных на изучение: изменение потребительских предпочтений, рыночной конъюнктуры, конкурентных преимуществ основных игроков на рынке и т.д.; система маркетинговых мероприятий, обеспечивающих достижение заданной нормы прибыли и объема продаж.

5. Финансы: ценовая политика организации; уровень рентабельности основных ассортиментных линий; характеристика финансового состояния предприятия и эффективности ее деятельности; структура инвестиционного ресурса и основные источники формирования бюджета организации; система трансакций; система механизмов управления издержками и рисками; система страхования рисков.

Субъективные факторы, влияющие на конкурентные преимущества организации, рассматриваются как факторы, опосредованные уровнем профессиональной мобильности и компетентности специалистов организации.

К субъективным факторам отнесены:

1) уровень профессиональной компетентности специалиста в конкретной предметной области;

2) уровень сформированности умений адекватного выбора средств современных информационных и коммуникационных технологий с целью оптимизации и повышения качества реализации профессиональных функций;

3) уровень сформированности умений использования инструментальных средств моделирования в процессе изучения изменений потребительских предпочтений и создания условий их удовлетворения;

4) уровень сформированности профессиональной культуры специалиста;

5) коммуникабельность, мобильность, обучаемость, навыки делового общения.

Особое внимание в настоящий период времени обращают потребители на имидж предприятия, который складывается из множества составляющих и компонентов. Наличие у предприятия высокого имиджа и брэндинга является сильнейшим и более значимым конкурентным преимуществом на рынке товаров, чем многие другие. К этому необходимо добавить еще такое конкурентное преимущество как совершенство производства, включающего уникальные технологии, квалификацию персонала и высокий уровень качества средств труда.

Наряду с факторами внутреннего характера огромное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывают внешние факторы, проявляющиеся на уровне страны. В совокупности это факторы, формирующие конкурентоспособность страны, а через нее они влияют на каждое предприятие.

Доминирующие факторы внешней среды организации целесообразно классифицировать следующим образом:

1. Факторы, опосредованные социально-экономическими условиями: демографическая ситуация и политическая обстановка в стране; уровень развития производительных сил и производственных отношений; уровень жизни населения в стране (регионе); динамика формирования регионального рынка, тенденция к увеличению потребительского спроса; состояние отдельных секторов регионального рынка; уровень развития региональной инфраструктуры, призванной обеспечить эффективность развития различных сфер бизнеса; особенности образа жизни, традиций, нравов и обычаев (национальный менталитет); конъюнктура рынка.

2. Факторы, опосредованные экономико-правовой базой: уровень государственного регулирования конкретной сферы бизнеса; состояние законодательной базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов на заданном сегменте регионального рынка; система защиты прав как отечественных, так и иностранных инвесторов; защита отечественных производителей.

3. Научно-технические факторы: уровень развития предметной области; динамичность научно-технического прогресса в социально-экономической сфере, обусловленная процессами информатизации всех сфер общественного производства; уровень развития средств информационных и коммуникационных технологий.

Реальное состояние конкуренции на отраслевом рынке, которое определяют на нем предприятия отрасли, обычно характеризуется пятью конкурентными силами, установленными по модели профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портером:

1) соперничество среди конкурирующих продавцов;

2) конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;

3) угроза появления новых конкурентов;

4) экономические возможности и торговые способности поставщиков;

5) экономические возможности и торговые способности покупателей и их требования.

Значимость состояния каждой из сил конкуренции и их совместное действие в определенной отрасли формируют условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и конкурирующие там предприятия. Эти условия во многом определяют, в конечном итоге, возможности конкуренции и потенциал конкурентоспособности конкретного предприятия на отраслевом рынке товаров.

Привлекательность любой отрасли во многом зависит от интегрального действия на нее всех конкурентных сил. Очевидно, что чем сильнее в отрасли конкуренция, тем меньше уровень отраслевой прибыли. В противоположность этому при слабом воздействии конкурентных сил на отрасль она становится более привлекательной с точки зрения получения прибыли.

Независимо от отраслевой принадлежности выделяют несколько общих факторов, влияющих на интенсивность соперничества между конкурирующими компаниями.


Сейчас читают про: