Патентно-правовой уровень товара оценивается при помощи показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты. Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном товаре. Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках, отсутствие в нем чужих решений без юридически оформленного права на их использование.
Более подробно показатели качества товара рассмотрены в курсе "Стратегический маркетинг" /30/ и специальной литературе.
Второй стороной товара является его ресурсоемкость, а также ресурсоемкость производства.
Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на:
√ абсолютные;
√ структурные;
√ относительные;
√ удельные.
К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели по стадиям его жизненного цикла в денежном выражении.
К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара в процентах, от совокупных затрат. Например, доля затрат на маркетинг в затратах за жизненный цикл товара, доля сырья и материалов в себестоимости продукции и т.д.
К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу технического параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла объекта.
К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта. Например, удельная материалоемкость производства товара определяется отношением расхода материалов на производство единицы товара в натуральном либо стоимостном выражении.
К показателям ресурсоемкости производства относятся показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов в целом по предприятию, без привязки к конкретным товарам. К этим показателям целесообразно отнести следующие:
√ показатель эффективности рабочего капитала;
√ показатель эффективности накопленного капитала;
√ рентабельность производства;
√ показатель задолженности;
√ показатель эффективности активов.
Расчет перечисленных показателей ресурсоемкости товара и производства приведен в курсе "Стратегический маркетинг".
Компонент 1.3 целевой подсистемы системы производственного менеджмента – расширение рынка сбыта товара – напрямую оказывает влияние на рост прибыли предприятия. Методы расширения рынка сбыта товара рассматриваются в курсах "Маркетинг" и "Стратегический маркетинг". Вопросы реализации концепции маркетинга на уровне предприятия-изготовителя будут рассмотрены в последней теме настоящего курса.
Следующим компонентом целевой подсистемы системы производственного менеджмента является организационно-техническое развитие производства (1.4). Организационно-технический уровень производства (ОТУП) характеризуется результатами научно-технического прогресса и инновационной политики на уровне фирмы, степенью соответствия уровня технологии и организации процессов требованиям "входа" системы. ОТУП определяется техническим и организационным уровнями производства.
Компонент 1.5 целевой подсистемы – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды – решает как сиюминутные, сегодняшние задачи, так и перспективные, стратегические. Эти задачи ориентированы непосредственно на человека, повышение его настроения и укрепление здоровья, сохранение окружающей среды.
К сиюминутным текущим задачам данного компонента целевой подсистемы относятся:
· постоянное обеспечение физической безопасности работника на рабочем месте, в пути, дома и в других местах;
· постоянное обеспечение экологической безопасности продуктов питания, жилья, одежды, воздуха, воды, предметов быта, производственных помещений, орудий и предметов труда, среды обитания;
· управление пирамидой потребностей работника, т.е. создание условий для удовлетворения его физиологических, социальных потребностей, потребностей в самовыражении и самоактуализации;
· выполнение экологических, эргономических и эстетических нормативов к помещениям, орудиям и предметам труда;
· создание и поддержание нормального морально-психологического климата в коллективе, управление конфликтами и стрессами и др.
В перспективные, стратегические задачи "Социального развития коллектива и охраны окружающей среды" входят:
· проектирование и строительство производственных и непроизводственных объектов, отвечающих требованиям экологичности, эргономичности и эстетичности;
· строительство и поддержание в работоспособном состоянии очистных сооружений;
· приближение нормативов социальной инфраструктуры региона до международного уровня (по жилью, развитию здравоохранения, образования, торговли, транспорта, связи, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания и др. сфер);
· проведение в коллективе социально-психологических исследований по формированию работоспособных коллективов и другие перспективные задачи.
По этим направлениям необходимо проводить комплексный анализ, выявлять проблемы и формулировать конкретные цели и задачи. Без решения социальных и экологических задач коллектив фирмы не имеет будущего.
Конкретные показатели компонентов целевой подсистемы СПМ отражаются в "Стратегии фирмы" на длительный период и в "Бизнес-плане" – на короткий.






