Конкурентоспособность России. Методы и механизмы её повышения

В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности. В научных исследованиях глобальной (межстрановой) конкурентоспособности выделяются ежегодные доклады Всемирного экономического форума (ВЭФ) "The Global Competitiveness Report". В соответствии с методикой ВЭФ для каждой страны разрабатывается сводный индекс конкурентоспособности, измеряемый на основе макроэкономических показателей, важнейших для экономического роста и коррелирующих с ним в средне- и долгосрочной перспективе. По мнению авторов доклада, экономический рост страны наиболее тесно связан с ее открытостью в международной торговле, качеством государственной политики, эффективностью финансовой системы, мобильностью рынков труда, уровнем образования рабочей силы, качеством общественных институтов. В рейтинге конкурентоспособности стран за 2007-2008 годы, опубликованном ВЭФ Россия занимала лишь 58-е место. В рейтинг были включены 131 страны. По итогам ВЭФ за 2012-2013 гг. место России в рейтинге снизилось с 66 до 67 места. Проблемами для конкурентоспособности России, которые сохраняются из года в год, названы, в частности, факторы: здоровье и начальное образование, инфраструктура, качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, качество бизнес-климата, конкурентоспособность компаний, а так же неспособность экономики "впитывать" современные технологии из различных источников, включая прямые иностранные инвестиции. Согласно исследованию IMD, в 2011 г. Россия занимала 49-е (из 59 стран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001 г., по данным рейтинга IMD, наша страна занимала 43-е место. Рейтинг конкурентоспособности IMD отражает способность государственных систем управления создавать конкурентоспособную среду и благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Итоговая оценка в нем складывается из оценок параметров экономики, эффективности государственного управления и бизнеса, уровня развития инфраструктуры. Если резюмировать результаты рейтинговых исследований конкурентоспособности России зарубежными организациями, то можно отметить целый ряд следующих позитивных моментов. Прежде всего макроэкономическая стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, размер рынка, богатые природные ресурсы и грамотное макроэкономическое регулирование, а также часть индикаторов, характеризующих инновационный потенциал. Кроме того, Россия сегодня обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в том числе развивающихся стран. В составе этих преимуществ - главным образом следующие: крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и других полезных ископаемых: 1) валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30 трлн (свыше $200 тыс. на одного жителя); 2) прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140 трлн, что более чем вдвое превышает суммарное национальное богатство Японии; 3) в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% - газа, 12% - угля; 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных потребителей. Природная составляющая национального богатства России в расчете на душу населения в сопоставимых оценках в 5 раз превышает аналогичный показатель Норвегии и Канады, в 6 раз - США, в 20 -Германии, Великобритании и Франции, в 38 - Японии и в 80 раз - Китая. По запасам основных видов природных ресурсов Россия - одна из самых богатых стран мира.

Факторы, мешающие росту конкурентоспособности нашей страны: низкий технико-технологический уровень производства, высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого в действующем производстве оборудования, хроническая нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций и т.д. Кроме того, существует ряд других не менее важных факторов: 1) недостаточные объемы и низкое "инновационное" качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ. По масштабу годовых вложений в науку Россия не идет в сравнение с основными высокоразвитыми странами. Российская Федерация пока еще сохраняет свои уникальные научно-технический и образовательный потенциалы, однако эффективность их практического использования для создания национальной инновационной системы крайне низка; 2) недостаточная развитость важных составляющих национальной конкурентоспособности, затрудняющая высвобождение имеющихся конкурентных преимуществ: низкое качество инфраструктуры, особенно в области связи и современных информационных технологий; низкое качество корпоративного управления, особенно в области корпоративной этики, надежности, взаимоотношений с акционерами, работы с потребителями и маркетинга, социальной ответственности; непрозрачная структура корпоративной и государственной собственности, препятствующая притоку в производство отечественного и иностранного капитала; низкая эффективность финансовой системы; 3) не меньшее негативное влияние на состояние национальной конкурентоспособности оказывают системные факторы, связанные с низкой эффективностью методов госрегулирования, отсутствием в России конкурентной рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры, высокими трансакционными издержками хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий. Их устранение уже сегодня способствовало бы раскрепощению предпринимательской инициативы, раскрыло широкие возможности для развития потенциала конкурентоспособности отечественных производств; 4) неэффективная система таможенного администрирования (равно как и низкая эффективность всей системы тарифного регулирования), не обеспечивающая защиту отечественных производителей как со стороны "организованных" импортеров, так и практически узаконенного демпинга со стороны неорганизованной челночной торговли. В результате закономерно страдают многие отечественные производства потребительского сектора; 5) монополизированность отечественной экономики, высокие административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности, слабое налоговое администрирование, неэффективная защита прав собственности и ее "непрозрачная" структура, запутанное законодательство и др. Закономерным результатом они имеют высокие трансакционные издержки российских производителей, также препятствующие проявлению их ценовых конкурентных преимуществ и притоку капитала в производство.

Необходима разработка национальной политики международной конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой российского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно для энергетических и топливных корпораций России.

Конкурентная экономика не может успешно развиваться без вмешательства государства. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся сейчас в состоянии становления. С укреплением интеграционных экономических отношений претерпит изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредоточиваться на усилении роли конкурентоспособного механизма, смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

Первооснова решения проблем повышения конкурентоспособности экономики страны - развитие науки. Достижения науки, ее открытия и воплощение результатов в производство, увеличение на этой основе доли наукоемкой продукции и поступлений на внутренний рынок страны и мировой рынок - ведущая тенденция XXI в. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке колеблется всего в пределах 0,3-0,8%

В России предприятия, работающие в научно-технической и инновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые товарные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства. Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат, связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных организациях их прав на интеллектуальную собственность.

Инновационная деятельность российских хозяйствующих субъектов, требует поддержки государства, федеральных и региональных органов власти в разных формах. А для этого необходимо в законодательном, нормативно-правовом порядке закрепить определение понятия инновационной деятельности предприятий. Наука, научные исследования предваряют инновационную деятельность, особенно на острие "переворотных" открытий и первых шагов по их освоению. К таковым относится, например, развитие нанотехнологий и их применение в разных сферах деятельности. Так же не стоит забывать про информатику и биотехнологию.

Так же один из важных факторов роста конкурентоспособности России -это повышение качества профессионального образования. Наиболее конкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых в немалой мере базировалось на использовании персонала, имевшего специализированное образование и профессиональную подготовку по соответствующим отраслям. В нашей стране властями осознается необходимость создания конкурентоспособной образовательной системы, поддержки тех высших учебных заведений, которые реализуют инновационные программы, а также финансирования крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования системы образовательных кредитов. Потенциал российских вузов следовало бы открыть для сотрудничества с образовательными учреждениями других стран, особенно европейских.

Таким образом, можно выделить основные пути решения проблемы конкурентоспособности России это: разработка национальной политики международной конкурентоспособности России; вовлечение в процесс повышения конкурентоспособности России государства; развитие науки и инновационной деятельности, а так же повышение качества профессионального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: