Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления

 

Принципы работы для руководителя Содержание принципа
   
1. Соблюдение принципов управления экономикой Принципы управления экономикой включают следующие 14 принципов: · воспроизводства системы жизнеобеспечения; · правовой регламентации управления; · социальной ориентации развития экономики; · научной обоснованности системы управления; · системности управления; · ориентации экономики на инновационный путь развития; · сохранения собственных сырьевых ресурсов; · ранжирования объектов управления по их важности; · единства теории и практики управления; · сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления; · рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления; · организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, несение ответственности за результаты работы и др.); · рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.); · обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам (времени, качеству, риску и т.д.).
2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований: · общая подготовка; · экономико-правовая подготовка; · профессиональная подготовка в области менеджмента; · умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности; · умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей; · умение общаться с людьми, быть коммуникабельным; · практический опыт и навыки. Конкретные требования приведены в работе /32/.
3. Рациональное сочетание методов управления К основным методам управления относятся следующие: · методы принуждения; · методы побуждения; · методы убеждения. По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов управления составляет 4:4:2.
4. Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов Стандартная структура системы менеджмента: 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы). Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.
5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими Структура рабочего времени руководителя высшего звена, По нашей оценке: · 60% времени - стратегическим задачам; · 25%—тактическим; · 15%—оперативным.
6. Применение к управлению (менеджменту) 14 научных подходов Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять 14 научных подходов: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный и др.
7. Построение психологического портрета личности Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.
8. Уважение личности На основе уважения к человеку создавать достойную и оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления способностей человека и выявления его неограниченных возможностей по развитию предприятия и личности.
9. Стимулирование труда подчиненных Принципы стимулирования: · поощрять открыто, наказывать конфиденциально; · награждать перспективные решения, а не сиюминутные; · награждайте тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает; · награждать творческую работу, а не слепое подчинение; · награждать за результат работы, а не за объем; · награждать упрощения, а не бесполезные усложнения; · награждать качество, а не быструю работу; · награждать качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга /14/.
10.Единоначалие (А. Файоль) Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника.
11. Корпоративный дух (А. Файоль) Союз - это сила, которая является результатом гармонии персонала.
12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев) Основные принципы НОТ: · всегда будь активен, инициативен, энергичен; · работай по расписанию, плану; · в помещении разговаривай мало и негромко; · не кури в рабочем помещении; · определенное место для каждого и каждый на своем месте; · экономь время; · никогда не раздражайся; · будь дисциплинирован; · ясно должен видеть цель, задачи; · будь кратким; · имей чувство юмора; · не стыдись элегантности; · на рабочем месте ничего лишнего; · умей преодолевать трудности; · не бойся экспериментировать; · цени чужое мнение; · хорошее настроение сохраняет здоровье
13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Эйзенхауэр) Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: · задачи "А" - очень важные и срочные - выполнять немедленно; · задачи "В" - важные, несрочные - определять, в какие сроки их следует выполнять; · задачи "С" - менее важные, но срочные – делегировать подчиненным.
14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг) Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах: · совершенствование товара должно быть постоянным; · постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания; · создайте систему подготовки кадров; · уничтожайте разобщенность подразделений друг от друга по производственному циклу; · прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс"; · устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой; · создайте условия для самосовершенствования каждого работника; · создайте систему эффективного руководства, а не надзора; · ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.
15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе Важнейшие признаки благоприятного МПК: · доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; · доброжелательная и деловая критика; · свободное выражение собственного мнения; · отсутствие давления руководителей на подчиненных; · информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; · удовлетворенность принадлежностью к коллективу; · высокая степень сопереживания; · высокая степень ответственности.
16. Координация работ по качеству, затратам и срокам Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой - по функциям управления.
17. Соблюдение режима труда и отдыха Типовой режим труда и отдыха руководителей: · первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, вторая - для рутинной работы, совещаний, встреч; · примерно через 60 минут делаются перерывы продолжительностью 5—7 минут. Рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя); · обеденный перерыв устанавливается примерно через 3,5—4 часа после начала работы продолжительностью 30—60 минут; · за 1,5 часа до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки; · за 1—1,5 часа до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 минут для приема легкой пищи /11/.
18. Управление конфликтами и стрессами Руководитель должен знать типы конфликтов, определят причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.

 

Количество принципов работы руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такое же, что и руководителя высшего звена, отличия – в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы. Чем сложнее и дороже проблема, тем глубже она должна быть проработана и больше должно быть применено принципов.

Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их. формировании. А за реализацию управленческого решения несет ответственность прежде всего исполнитель. Руководитель как субъект управления в этом случае ведет учет, контроль и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель (совет директоров).

К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим следующие:

· исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом);

· инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, нахождении и устранении в работе "узких" мест (совместно с руководителем);

· ведение здорового образа жизни, честность, порядочность;

· стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: