Проективное определение литературы

О "МЕРТВЫХ ДУШАХ"

 

С. 337. * "Мертвые души" понимаются Федоровым расширительно в духе своего учения, как вопрос о всех умерших, долге живых перед ними, как вопрос о жизни и смерти, самый глубокий натуральный вопрос, бессознательно направляющий художественное творчество и с романа Гоголя начинающий пробиваться к такому осознанию, которое Федоров пытается представить.

С. 338. * Федоров отмечает историю как факт, историю как проект регуляции и воскрешения, которая должна перейти в историю как акт, т.е. всемирное дело осуществления этого проекта. России, по Федорову, принадлежит заслуга раскрытия истории как проекта. Выступая на протяжении столетий собирательницей земель, умиротворившей кочевой Восток, приняв форму "служилого, сторожевого" государства, Россия должна выступить инициатором регуляции слепых стихий материального мира. В этом и заключается "служба всемирно-историческому делу России" и выполнение "обязанностей" перед отцами ("всеобщая воинская повин-

ность").

** См. стихотворение М.Ю. Лермонтова, впервые опубликованное в 1843 году под названием "Валерик".

*** Слепой природный закон - постоянно подчеркивает Федоров -стоящий на взаимном вытеснении и смерти, охватывает всю природу, более того "небратство", "неродственность" уходит в корень бытия, формирует самую его структуру.

С. 339. * Имеется в виду "Положение 19 февраля", освободившее крестьян от крепостной зависимости.

** Синодик - здесь: поминальный список умерших.

*** Федоров создает идеальный проект будущего развития вопроса о "мертвых душах". Вторая и третья части "Мертвых душ" - две стадии одного проекта для осуществления в реальность. Вторая часть как необходимость раскаяния дворянства перед народом за все свои грехи и преступления; а третья как начало всеобщего братского дела.

**** Купец - откупщик Муразов - один из трех положительных героев-миллионеров, представителей "праведного братства" во второй части

 

 

==406

 

"Мертвых душ" Гоголя, помогает "выпрямиться" ряду героев, в том числе Чичикову.

С. 340. * Федоров имеет в виду речь идеального генерал-губернатора в финале второго тома, обращенную ко всем чиновникам округи, погрязшим в обмане и взяточничестве, с призывом к нравственному совершенствованию и "спасению отечества" от гибели. Губернатор, вышивающий по тюлю,- персонаж первого тома "Мертвых душ".

** Александр Петрович - "диво воспитателей" (с его "Я требую ума, а не чего-либо другого"), "идол юношей" (в том числе Тентетникова, будущего "байбака" и "коптителя неба" во второй части романа). Федоров указывает не только на утопичность, но и на ущербность воспитательного идеала, пестующего "высший ум", оторванный от жизни, от дела, а потому дй-ко превращающийся в выспреннее, кастовое умничанье.

*** Хлобуев - представитель "древнего рода", "умный человек", но ра- зорившийся и опустившийся дворянин, которого Муразов посылает по губерниям к народу собирать деньги на храм. Вместе с задачей нравственного возрождения еще одной "мертвой души" преследуется цель глубокого познания жизни народа для последующего совершенья "добрых дел" на его пользу.

С. 341. * В одной части губернии сказался голод" (заключительная глава второго тома). Муразов собирается бесплатно кормить голодающих крестьян. Как известно, в 1880-х годах, во время голода, Л.Н. Толстой организовывал бесплатные общественные столовые. Для Федорова подобные мероприятия - филантропическая капля добра в море народного несчастья. Радикальное решение "продовольственного вопроса" он видел в метеорической регуляции.

** Имеется в виду то развитие событий романа Гоголя, которое известно по пересказам слышавших его чтение до сожжения второй части. Тентетников участвует в освободительном, революционном движении, ссылается в Сибирь, куда его сопровождает его возлюбленная Уленька, дочь генерала Бетрищева, образ которой, созданный в условно-романтическом духе, возникает в сохранившихся главах романа Гоголя.

*** Под "промышленной верой" Федоров имеет в виду идеал потреби- тельского общества, который утвердился на Западе в XX веке, но контуры которого уже были ясны мыслителю.

**** Для понимания этой мысли Федорова необходимо учитывать особый аллегорический архаизм его стиля мышления, который соответствовал народному, "крестьянскому" духу его учения. Он создает символический образ, воспитательную наглядную эмблему "раскаяния": дворянство, читающее перед народом "Мертвые души", как самое сильное обличение своего класса. Такой образ так и просится в "поучительный" лубок, вернее являет его, только в словесной форме.

С. 342. * Федоров, в отличие от других проповедников социального примирения, понимает всю глубину вины дворян-крепостников перед народом. Отсюда и возникает образ адского мщения. Однако, в случае искреннего и активного покаяния ("чистилище") он верит в возможность "все большего и большего примирения" с народом до составления с ним одного целого.

 

ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: