Об изучении местной истории

 

==407

С. 342. * " Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам"

(Пушкин) было тем чувством, которое русский мыслитель более всего стремился пробудить. Отсюда его приглашение "ввести в историю каждый городок и село, как бы незначительны они ни были", связанное с требованием, чтобы все стали познающими и все - предметом познания. В том числе, родная история как исследование уходящего вглубь веков родства по предкам, восстановление их жизни и деяний, для начала в мысли, летописи, историческом труде. По Федорову, все призваны стать историками, так чтобы наимельчайшее поселение, ее жители, их дела вошли во "всемирносвященную историю". Это не прежняя, профессиональная,

"ученая" история, выносящая из забвения лишь немногие, по преимуществу, грозные события, усобицы, войны, бунты, отдельных личностей, представительствующих за народ, эпоху, свершение. Должна выстроиться история как синодик, поминальный список всех умерших, по возможности обрастающий конкретными чертами бывших личностей (дело Музея). Такое глубочайшее знание предков, генеалогического древа человечества во всех его ответвлениях, побегах, связях частей (генеалогическая опись человечества) готовит, по мысли Федорова, условно говоря, наследственно- генетический путь воскрешения.

 

ОТРЫВКИ, ЗАМЕТКИ. НАБРОСКИ

 

С. 347. * См. примеч. к с. 314 к "Статьям об умиротворении".

С. 349. * Николай Николаевич Страхов (1828-1896) - философ, теоретик "почвенничества", литературный критик.

** Имеются в виду лекции B.C. Соловьева в Петербургском университете в январе-феврале 1882 года, в которых прослеживается сильнейшее влияние федоровских идей.

 

ВОПРОС О ЗАГЛАВИИ

 

С. 352. * Пространные заглавия произведений (часто в виде предварительных "тезисов"), нередко встречающиеся у Федорова, отвечали сознательной установке автора. Федоров писал в одном из писем Кожевникову в 1894 году: "Восстановляя старинный способ длинных и подробных заглавий, мы заранее желаем познакомить читателя с тем, что он найдет в самом сочинении, чтобы избавить его от чтения и покупки ненужного. Очевидно, что в желании превзойти старинных книжников в длинноте заглавия кроется бескорыстие... В нынешних коротких заглавиях заключается и скрытость, и приманка, реклама и др. пороки". "Вопрос о заглавии" скорее всего представляет цельный фрагмент из письма Федорову к тому же Кожевникову, с которым он постоянно советовался именно по такого рода поводам: о заглавиях, об эпиграфах к своим произведениям. Эта статья - своего рода стяженный микрокосм основных федоровских идей, представляющих их с разных, но тесно взаимосвязанных сторон: от эстетических до философско-нравственных и религиозных. Здесь явственно проступает важнейшее качество мысли философа: его стремление осуществить на принципиально новых началах синтез науки, искусства и религии, где религия, активно-христианский идеал, понимается как постановка высшей цели человечеству, а наука в соединении с искусством, ставшим творчест-

вом самой жизни, - как орудие осуществления этой цели.

==408

 

ПИСЬМА

 

С. 361. * Петерюн Николай Павлович (1844-1919), выпускник Пензенского дворянского института, учился в Московском университете, в начале 60-х годов учитель Яснополянских школ Толстого, участвовал в революционном движении, член ишутинского кружка, привлекался к суду и следствию в 1866 году по делу Каракозова, занимал различные административные должности в провинциальных городах России: Керенске, Воронеже, Ашхабаде и др. С середины 60-х годов становится последователем федоровского учения, всю последующую жизнь старался его пропагандировать. Один из редакторов и посмертных издателей сочинений Федорова, ряда статей и неопубликованных воспоминаний.

** Речь идет о последовательном изложении идей Федорова, предназначенном первоначально для Достоевского. Письмо Федорова было отправлено в Керенск, где в течении 21 года (с 1869) жил и работал в суде Петерсон. Сюда на летнее каникулярное время в течение всего этого времени приезжал Федоров. Тогда и созидался основной текст: Николай Федорович вслух развивал свои мысли, а Петерсон записывал их. Осенью и зимой переписанные листы шли в Москву Федорову, он их исправлял, дополнял и вновь отсылал в Керенск ученику. Так не раз путешествовали туда-сюда никак неудовлетворявшие автора варианты текста. Петерсон занимался также подбором эпиграфов к различным частям работы. Об одном из них и идет речь в письме.

С. 362. * Этот ответ Федорова, очевидно, относится к 1892 году.

** В своем письме к Федорову Соловьев оправдывался "обстоятельствами публичного свойства" в том, что на заседании Психологического общества 19 октября 1891 года он не сумел прямо выступить с рядом федоровских проектов, как он обещал. В реферате Соловьева "Об упадке средневекового мировоззрения", как в некоторых других его работах, чувствуется сильное влияние идей Федорова, но переведенных, по словам последнего, на "философско-мистический язык".

С. 363. * Симонов В.Я. - военный инженер, опубликовал статью "Военные мысли о штатском деле" ("Новое время", 17 марта 1899), в которой дал сочувственный разбор статьи Федорова "Разоружение" ("Новое время", 14 октября 1898 г.), в которой философ выступил с проектом превращеция армии в естествоиспытательную силу.

** Имеется в виду вырезка из газеты "Дон" (N 64 за 1898 г.) статьи Федорова "Воронежский музей в 1898 г.". В предыдущем письме Федоров послал Симонову письмо Достоевского и свое предисловие к нему из N 80 газеты "Дон" за 1897 г.

*** Владимир Александрович Кожевников (1852-1917) - ученый, философ, поэт. Автор многочисленных книг и статей, в том числе, двухтомного исследования по буддизму (Петроград, 1916). Основной его труд, которому он посвятил более 20 лет, по разностороннему исследованию секуляризации европейской культуры от эпохи Возрождения до 20 века, остался в рукописи (более 30 названий). Со времени учебы в Московском университете познакомился с Федоровым через библиотеку Румянцевского музея. Поддерживая до самой смерти Федорова близкие отношения с ним, заботился о всех его делах, постоянно старался обнародовать его идеи. Написал ряд стихотворений, вдохновленных федоровским учением. Вместе с Петерсоном взялся за труд редактирования сочинений Федорова, причем оба тома были изданы на

==409

его средства. Подробнее о его жизни и деятельности см.: Известия юридического

факультета Харбинского университета.

1927, т.4, стр. 323-328.

Федоров поддерживал с ним интенсивную переписку. Письма к другим лицам он также отсылал чаще всего через Кожевникова.

С. 364.* "Вестник Европы" - "журнал истории, политики и литературы", умеренно-либерального, "западнического" направления – выходил в Петербурге с марта 1866 по март.1918 г.

** Сергей Бартенев, сын Петра Бартенева, издателя "Русского архива", музыкант, автор исследования о Кремле, стал в 90-х годах последователем федоровского учения. Оставил воспоминания "Николай Федорович Федоров" ("Русский архив", 1909, N 1). Речь идет о стихотворении в прозе С.Бартенева, посланном им Федорову, в котором звучит призыв к "общему делу".

*** В стихотворении Бартенева есть строка, относящаяся к личности

Федорова: "Пророк Духа животворящего зовет к делу всеобщему".

**** Речь идет о стихотворении В.А. Кожевникова "Призыв", напечатанном приблизительно через год (6 августа 1898 года) в газете "Дон" с посвящением Н.Ф.Федорову (это был единственный случай при жизни Николая Федоровича, когда он печатно был назван по имени). Начало его звучало так: "Брат, проснись! Зарею ясной// Засиял Восток:// К жизни вечной речью страстной// Нас зовет пророк". Позднее печаталось в несколько другом варианте: "Брат проснись! Зарей багровой// Засиял Восток:// К жцзни вечной, к жизни новой// Дня зовет пророк".

С. 366. * Ф.Ницте, произведения которого Федоров внимательно изучает в конце 90-х годов. Позднее он напишет большое количество статей, резко критикующих взгляды немецкого философа. Здесь Федоров имеет в виду мысль, позднее им выраженную так: "Сверхчеловечество может быть и величайшим пороком, и величайшею добродетелью. Оно безусловный порок сатанинского происхождения, когда состоит в привозношении одного или нескольких лиц над себе подобными, то есть над отцами и братьями... Но сверхчеловечество есть и величайшая добродетель, когда оно состоит в исполнении естественного долга разумных существ в их совокупности, в обращении слепой, неразумной силы природы, стихийно рождающей и умерщвляющей, в управляемую разумом (Федоров Н.Ф. Сочинения. - М. "Мысль", 1892. С.557).

** Подбирая эпиграфы к различным своим работам, Федоров и его ученики стремились найти в мировой мысли и литературе "метафоры о воскрешении", "метафоры" дела творческого преображения мира. Приводимая строчка принадлежит немецкому поэту периода "Бури и натиска" Якобу Ленцу.

*** Речь идет о проповеди архиепископа Амвросия "О христианском направлении естествознания", произнесенной в Харьковском университете в 1892, в которой он, в частности, выступил против опытов вызывания дождя методов взрывов в облаках.

С. 367. * В своих воскресительных проектах Федоров углубляет известную эсхатологическую параболу зерна (когда превращение зерна в новый колос становилось образом воскресения), распространяя ее на все земледелие. Ведь земледелие в определенном смысле представляет собой естественное тканетворение новых органических форм из гнили и праха прежде живших существ. "Общее дело" в полном объеме способна осуществить, по мысли Федорова, только новая небесно-

==410

земледельческая культура, поставившая главной целью органический прогресс, творчество самой жизни, самосозидание естественных тканей живых и воссоздание

умерших. Человек, по мечте философа, должен так чутко войти в протекающие в природе процессы, прежде всего растительные, чтобы можно было по их образцу - но на более высоком, сознательном уровне - обновлять свой организм, строить для себя новые органы, овладеть направленным, творческим тканетворением, полноорганностью (здесь мы видим интуитивное предвосхищение идеи В.И. Вернадского о будущей автотрофности человека).

** Федоров сознательно карикатурно, огрубление высказывает мысль, более тонко развивавшуюся им в других работах. См. примеч.к. "Статьям философского и эстетического содержания".

С. 368. * В конце августа 1899 года Федоров отправляется к месту тогдашней службы Петерсона в Асхабад (ныне столица Туркменской ССР Ашхабад) и уже в десятых числах сентября соершает вместе с Петерсоном большое путешествие к предгорьям Памира (в район Самарканда), откуда он и пишет это письмо Кожевникову, предлагая и ему совершить такую же поездку, Памир для Федорова имел особое символическое значение как колыбель арийских племен (это мнение разделяют и в наше время многие ученые). Сюда, к святым местам, к "могиле праотца" не раз уносилось его воображение. Паропамиз - горная система в Афганистане, северные ее предгорья заходят на территорию нашей страны. Здесь простиралась та столь ответственная в исторических построениях Федорова мест-ность, лежащая на рубеже кочевого, пустынно-смертоносного Турана и дреррего Ирана, отстаивавшего победу Жизни.

** Федоров перечисляет ряд древнейших легендарных и исторических деятелей этого географического ареала: пророка Заратуштру, Джемшида, царя начальных времен мира, упоминаемого в "Авесте", представителей древнеиранской династии 4-6 в.в. до н.э. Дариев Гистаспов, известного полководца конца XIV века, завоевавшего Иран, Тимура Тамерлана.

С. 370. * Новым Ираном Федоров называет Россию. Он выражает надежду на то, что Россия, умиротворительница степи и кочевников, поможет победить пустыню, голод и смерть через всеобщую регуляцию природы этого края.

** Имеется в виду германский император Вильгельм П. Его путешествие на Ближний Восток происходило в окт.-ноябр. 1898 г.

*** Для Федорова успех регуляции и есть реалистическое раскрытие древнеиранского мифологического представления о торжестве благого начала Ахурамазды (Ормузда), Белобога над духом зла и разрушения Анхра-Майнью (Ариманом), черным богом. Белый царь - здесь верховный правитель России.

**** В старой орфографии "карь" означал "мир" в смысле вселенная

(здесь "неродственное" состояние мира), а "мирь" - отсутствие войны,

лад, единодушие.

С. 371. * Федоров отсылает к книге "География стран, входящих в состав азиатской России или пограничных с нею" (СПб. 1867-69) немецкого историка Карла Риттера.

** Имеется в виду издание "Авесты" (на французском языке) Дарм- cmemmepa "Новый период с историческими и филологическими комментариями" (рариж, 1892-93).

С. 373. * Евгений Львович Марков - воронежский писатель. Федоров

==411

поддерживал с ним дружеские отношения. ** Николай Петрович Остроумов - вице-президент археологического кружка в Ташкенте. К нему же в самом начале сентября 1899 г. Федоров через Петерсона отправил Записку о необходимости проведения в Туркестане, а именно в Самарканде съезда естествоиспытателей и врачей, а также археологического съезда.

** Каменные бабы - древнейшие столбы с человеческими головами, обычно ставились на погребальных курганах. Статья о них в газете "Дон" принадлежала Федорову.

С. 374. * Никон (1605-1681) - церковный и политический деятель, патриарх, инициатор церковных реформ, положивших начало расколу. Пытался утвердить власть патриарха выше царской власти, потерпел неудачу и был сослан. Ново-Иерусалимский монастырь был построен по замыслу Никона (окончательные работы были завершены в 1684 г.). Главные собор в целом воспроизводил храм Гроба Господня в Иерусалиме.

** Кувукдия - часовня, стоявшая в центре ротонды Гроба Господня.

С. 375. * Надписи, оставленные крестоносцами в Иерусалимском храме Гроба Господня.

** Речь идет о всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившее в Москве в 1882 году.

С. 376.* Альберт Ревиль (1826-1906) - протестантский пастор, богослов, историк религии. О какой его работе говорит Федоров, установить не удалось.

С. 377. * В "Книге пророка Иезекииля" (37 гл.) представлена картина воскрешения костей человеческих и облечения их плотью,

** В соборе было 29 приделов (а первоначально их предполагалось 365 - по числу дней в году).

С. 378. * Еще послушником, спасавшимся.в пустыне, будущий преподобный Сергий Радонежский вместе с братом Стефаном построил небольшой деревянный храм, первый на Руси посвященный Троице, дабы "постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира".

** Своими письмами о Новом Иерусалиме и его храме Федоров побуждает своего талантливого ученика написать статью об этом священном месте с раскрытием его особого метафизического и символического значения.

*** Серафим Саровский (1760-1833) - монах Саровской пустыни, ка-нонизирован в 1903 году. Привлекал особое внимание Федорова как почитатель воскресения; о нем философ диктовал свои последние строки для стаид "Народный святой".

**** Федоров приводит факт, отмеченный в "Житии" преподобного Се-рафима.

С. 379. * Федоров имеет в виду нравственное воскресение к новой жизни героя романа Толстого "Воскресенье".

С. 380. * Пасхально-Кремлевские вопросы (Кремлевский вопрос) -еще одно символическое название "общего дела" у Федорова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: