Статьи об умиротворении

 

Входят в 1-ый и 2-ой том "Философии общего дела". В них представлен оригинальный подход Федорова к проблеме разоружения и умиротворения. Разоружение как международная проблема, ставшая в наши дни уже вопросом "быть или не быть" человечеству вообще, стала обсуждаться уже к концу XIX века. Федоров выдвигает идею не разоружения, а "переоружения", не роспуска армий, а превращения их в мощную естествоиспытательную, исследовательскую и преобразующую силу.

Такой подход был изложен им в статье "Разоружение", впервые напечатанной в "Новом времени" 14 октября 1898 г., которая получила немалый отклик в русской печати и заинтересовала некоторых английских общественных деятелей. Непосредственным поводом для развития взглядов Федорова на проблему разоружения стала готовящаяся первая международная мирная конференция. Она состоялась в 1899 г. в Гааге и приняла так называемую гаагскую конвенцию. Две из четырех публикуемых статей прямо обращены к намечаемой конференции.

С. 290.* В Америке были произведены первые удачные опыты вызывания дождя методом взрыва в облаках, которые буквально совпали со страшным голодным годом (1891) в России. Это явилось толчком для разработки Федоровым проекта превращения орудий истребления в орудие спасения. Федоров пытался тогда подвигнуть некоторых знаменитых деятелей, прежде всего В. Соловьева, на публичное выступление с таким проектом. Николай Федорович внимательно изучал как все существовавшие в истории научной мысли проекты регуляции погодой, так и сообщения прессы о новых исследованиях и опытах.

** Речь идет о книге американского инженера Эдварда Поуэрса "Война и погода", изданной впервые в Чикаго в 1871 г. Ее исправленное и дополненное издание вышло в 1890 г. Оно то и было замечено общественностью. В книге Поуэрса описывались опыты вызывания дождя путем стрельбы по облакам. Американский конгресс отказал ему в субсидии в 20 тысяч долларов для продолжения экспериментов.

С. 292. * Испано-американская война 1898 года - первая в истории империалистическая война. Соединенные Штаты Америки выступили в ней в поддержку борьбы кубинского и филиппинского народов против гнета Испании, однако, преследовали при этом и свои захватнические цели.

С. 293. * Федоров имеет в виду примечание Д.И. Менделеева (1834- 1907), знаменитого русского ученого, открывшего периодическую систему химических элементов, к статье "Взрывчатые вещества" в шестом томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

С. 297. * См. примечание к с. 64.. В научном наследии Каразина наибольшее значение имеют статьи по метеорологии (см.: Каразин В.Н. Сочинения, письма и бумаги. - Харьков, 1910). Для Федорова Каразин не

 

 

==402

 

просто метеоро-лог, а первый метеоро-ург, дерзнувший перейти от пассивного предсказания явления к его разумной регуляции.

** Оливер Лодж - английский физик 2-ой половины XIX в., популяризатор науки, занимался гальванизмом и электричеством.

*** Статья Федорова, опубликованная анонимно.

С. 298. * Берта Суттнер (1843-1914) - еврейская писательница, пацифистка, участница большинства мирных конференций, лауреат нобелевской премии мира (1905).

С. 300. * Меттерних (1779-1859) - канцлер Австрийской империи, один из организаторов Священного союза Австрии, Пруссии и России (1815).

** "Болтовня" (франц.).

С. 305. * Вильям Стед (Стэд) - английский публицист 2-ой половины XIX в., перед конференцией мира в Гааге предпринял крупную агитационную кампанию против войны (в печати и на митингах).

** Дело о Фашоде - спор между Англией и Францией за владение одной из провинций англо-египетского Судана. В1898 г. небольшой французский экспедиционный корпус занял Фашоду, но вынужден был ее покинуть после решительных протестов со стороны английского правительства, грозившего объявлением войны. Инцидент получил широкий отклик во французской и иностранной печати.

С. 312. * См. примеч. к с. 165, к "Супраморализму",

** Петр Алексеевич Сергеенко - писатель, знакомый Федорова, автор книги "Как живет и работает граф Л.Н. Толстой" (М., 1898).

*** Виктор Петрович Буренин (1841-1926) - литературный и театральный критик, поэт.

С. 314. * Гистотерапия, органотерапия - метод лечения препаратами из органов животных французского физиолога Броун-Секара (1817-1894), стремившегося к омоложению человеческого оранизма. Гистотерапию, ор-ганотерапию Федоров понимает расширительно в духе своих проектов как "органосозидание", "тканетворение", "сознательно-творческий процесс" регуляции человеческого организма ("наше тело будет нашим делом"), приводящий к его бессмертию.

С. 316. * Статья принадлежит самому Федорову.

С. 317. * Елена Васильевна Глинская - правительница российского государства в малолетство сына Ивана Грозного (с 1533), боролась против боярских попыток подорвать единство страны.

С. 318. * Филарет, митрополит московский (в миру В.М. Дроздов)

(1783-1867) - крупный духовный деятель, богослов, покровительствовал

развитию наук и искусств, член Российской Академии наук, общества ис-

тории и древностей российских и др. Его деятельность и мысль высоко це-

нил Федоров.

С. 320. * "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (35 томов, 1751-80) была создана французскими просветителями во главе с Д. Дидро.

** Федоров имеет в виду Юстиниана 1, византийского императора, чье

 

 

==403

 

долгое царствование (527-565) ознаменовало золотой век ранневизантийской культуры. В исторической науке средние века, т.е. период от истории древнего мира до новой истории, исчисляются с конца 5-го до середины 17 вв.

С. 323. * Имеется в виду спор между Авраамом и его племянником Лотом о земле для скота, приведший к отделению Лота (Быт. 13.2-13). А также история Иосифа, проданного братьями в египетский плен (Быт. 37.1-28).

С. 324. * Византией называлась греческая колония, заложенная у бухты Золотой Рог в 658 г. до н.э. Господствующее положение на проливе, соединяющем Черное и Мраморное моря, обеспечило ей важнейшее торговое и военно-стратегическое значение. Впоследствии на этом месте был построен императором Константином 1 в 324-330 гг. г. Константинополь, ставший столицей Византийской империи ("второй Рим", в древней Руси он назывался Царь-градом).

С. 325. * Памир для Федорова имеет символическое значение "Всемирного Кремля" (кремль в системе образных понятий "Философии общего дела" предстает как священная крепость, сторожащая прах предков). Рассматривая Памир как колыбель человеческого рода, Федоров опирался на некоторые научные данные своего времени. Интересно, что, согласно ностратической теории праязыка макросемьи языков Евразии и Африки, выдвинутой позднее, в начале XX в. и превратившейся в доказательную научную теорию в работах советского ученого В.М. Иллич-Свитича, родина праязыка находится именно в этом районе Азии. К концу XIX в. возросло также военно-стратегическое значение Памира, где в это время сталкиваются интересы России и Англии.

** Геродот, названный Цицероном "отцом истории", в своей "Истории" описывает греко-персидские войны (500-449 до н. э.), крупнейшее столкновение Запада с Востоком, готовившееся в течение нескольких веков, когда Персия, завоевав целый ряд стран, фактически вобрала в себе весь древневосточный мир. Закончились разгромом Персии.

*** На 10-ый Археологический съезд, проходивший в Риге в 1895 году, Федоров через посредство (и от имени) Н.А. Янчука, хранителя этнографического отдела Румянцевского музея, послал два запроса. Они были опубликованы в "Вопросах и запросах" съезду под N 86 и N 87 (М., 1896). Вот эти запросы: "1) Нужно ли считать исчерпанным вопрос о прародине и расселении индоевропейского племени и какую из существующих теорий следует признать в настоящее время более основательной, азиатскую или европейскую? и 2) Не будет ли признано своевременным и полезным возбудить вопрос об учреждении русской или международной экспедиции для исследования в палеонтолого-археологическом и геологическом отношениях Памира с прилегающими странами центральной Азии для уяснения их роли в истории расселения человечества и в истории культуры во-обще?"

С. 326. * Имеется в виду учение о Логосе иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского (конец 1 в. до н.э. - сер. 1 в. н.э.).

 

==404

 

Логос у него как бы "второй бог", посредник между потусторонним Богом и миром.

** Крестовые походы (1096-1270) проходили под лозунгами освобождения "гроба господня" от неверных. По преданию, на месте казни Христа, "второго Адама", на иерусалимской Голгофе, находилась и могила первого Адама.

*** "Альпийским полуостровом" Федоров называл западную Европу, а "Парнасским" - Грецию.

С. 327. * Федоров имеет в виду Венский союзный договор между Австрией, Венецией и Россией (1697) о наступательном союзе против Турции и Крымского ханства. Однако, уже в 1698 г. утратил силу после заключения Австрией (а затем и Венецией) сепаратного мира с Турцией, фермопилы - горный проход, где во время греко-персидских войн, в 480 г. до н.э. 300 спартанцев во главе с царем Леонидом героически оборонялись от врага и все погибли. Стали понятием нарицательным.

** См. примеч. к с. 184, к "Статьям религиозного содержания". "Одно лишь слово" - "filioque"; фиксирует догматическое отличие католической церкви, признающей "исхождение Святого Духа" и от Бога-Отца и от Бога-Сына.

С. 328. * Сен-Пьер (1658-1743) - французский аббат, публицист, автор книги "Проект вечного мира" (1713), в которой он предлагал объединить все европейские страны, включая Россию, в единый союз с общими законодательными и судебными органами и единой конституцией. Оказал влияние на крупнейших философов нового времени.

** Мизо-визанпшзм - ненависть к византизму.

С. 329. * Федоров имеет в виду идею Канта о достижении всеобщего правового гражданского состояния, "вечного мира" между государствами путем развития международного общения и торговли, высказанную им в работах "Идеи всеобщей истории" (1784) и "О вечном мире" (1795).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: