Знаешь ли ты свою будущую профессию?

Цель - проверка сформированности личного профессионального плана.

Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху ли­стка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не вы­брали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"):

1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?

2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?

3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?

4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?

5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной про­фессией?

6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для ов­ладения профессией?

Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все постав­ленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за ин­дивидуальной консультацией.

 

«Суд над безработным»

Цель игры - помочь участникам выработать конструктивное отношение к безрабо­тице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов спо­собствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспо­собности на рынке труда.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

- что такое «успех»?

- что такое «успех» для человека, потерявшего работу?

- можно ли считать успешным пройденный трудовой путь, если в настоящее время человек остался без работы?

- является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

- связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной зна­чимости?

- что мешает безработному человеку быть успешным в жизни? и т.д.

 

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типич­ного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыг­рает роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», счи­тая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неус­пех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для ста­бильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи по­казаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие во­просы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в кото­ром ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безрабо­тицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и даль­нейшего профессионального развития.

Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обяза­тельных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудо­устройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный харак­тер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.

Стоит отметить, что такая групповая форма работы с безработными позволяет ком­плексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

 

Отгадай профессию

Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.

 

Лучший мотив

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосо­вания должны прийти к мнению, какой мотив лучше"

Список мотивов включает 16 фраз:

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение про­фессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й... 15-й и 16-й. После этого у него оста­ется список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.

 

«Локус контроля»

Инструкция:

1. В нашей жизни происходит немало разных событий. Одни события мы относим к разряду «успех», другие события относим к разряду «неуспех», для не­которых событий у нас нет оснований для отнесения их к разряду «успех» или «неус­пех».

Оцените, пожалуйста, каждое из 10 событий «неуспешной», «успешной» и «моей ре­альной карьеры». Если вы относите событие к разряду «успех», то поставьте в соот­ветствующей графе букву «У». Если вы относите событие к разряду «неуспех», то по­ставьте в соответствующей графе букву «Н». Если вы затрудняетесь отнести событие к разрядам «успех» или «неуспех», то поставьте букву «О».

2. Одни люди склонны полагать, что происходящие с ними значимые события явля­ются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Другие – ин­терпретируют значимые события как результат своей собственной деятельности, соб­ственных усилий и способностей.

Оцените, пожалуйста, каждое из 10 событий «неуспешной», «успешной» и «моей ре­альной карьеры» по следующей шкале (зачеркните нужную цифру крестиком или об­ведите её кружочком):

Событие является результатом дейст­вия внешних сил 1__2__3__4__5__6__7 Событие является результатом своей собственной дея­тельности

Цифры означают следующее:

1. Весьма полное совпадение с левым понятием

2. Почти полное совпадение с левым понятием

3. Некоторое совпадение с левым понятием

4. Одинаково удалено от обоих понятий

5. Некоторое совпадение с правым понятием

6. Почти полное совпадение с правым понятием

7. Весьма полное совпадение с правым понятием

Неуспешная карьера:

№ собы­тия Отнесение со­бытия к разря­дам: «У», «Н», или «О» Событие явля­ется результа­том действия внешних сил   Событие явля­ется результа­том своей соб­ственной дея­тельности
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  

Успешная карьера:

№ собы­тия Отнесение со­бытия к разря­дам: «У», «Н», или «О» Событие явля­ется результа­том действия внешних сил   Событие явля­ется результа­том своей соб­ственной дея­тельности
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  

Моя реальная карьера:

№ собы­тия Отнесение со­бытия к разря­дам: «У», «Н», или «О» Событие явля­ется результа­том действия внешних сил   Событие явля­ется результа­том своей соб­ственной дея­тельности
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  
      1__2__3__4__5__6__7  

 

Творческие успехи

Цель - исследование путей самореализации через профессию.

Инструкция: «Давайте сядем на свои рабочие места. Только что мы с вами рассмотрели раз­личные пути реализации психолога. Наверно каждый из нас уже так или иначе выбрал свой путь, свою область деятельности и представляет каким специалистом он хочет быть. Давайте пофантазируем, каких творческих успехов вы сможете добиться, разви­ваясь в этом направлении. Как в связи с этим изменитесь вы, а как изменится ваше ок­ружение, семья, друзья. Посмотрите на эту картинку с разных сторон, побудьте в этих ощущениях. Запомните их. Как только вы почувствуете возможным - открывайте глаза. А теперь нарисуйте «свои творческие успехи как психолога».

На выполнение задания отводится 10-15 минут.

«Предлагаю разложить работы по кругу на полу. Походите и посмотрите на работы других. Отметьте те работы, которые вас привлекли. Может быть, чья-то работа или ряд работ оказались очень схожей с вашей в какой-то основной идее. Положите свою работу рядом с той, которая наиболее созвучна с вашей работой».

Комментарий: задание выполняется по кругу. Если рядом с работой участника уже лежит работа, то он может взять обе эти работы и положить рядом с той, кото­рая для него кажется созвучной. Если образуется какая-то группа, и кто-либо из уча­стников хочет к ней присоединиться, то свою работу он все равно кладет рядом с той, которая наиболее подходит к его.

В результате упражнения должно получиться несколько групп. После чего группам дается задание.

«Каждая группа должна представить свой способ развития. И ответить на такие во­просы. (Вопросы записываются на доске)

- Какова основная цель вашей группы? (зачем вы все это делаете)?

- Способы достижения целей? (как? с помощью кого или чего?)

- Что происходит с вами и с вашим окружением?

- Что уже сделано для осуществления цели?

- Чем вы можете пользоваться из своего уже имеющегося багажа? Что необходимо еще приобрести?

- На сколько реально достижение этой цели?»

Комментарий: на выполнение групповой работы отводится 10 минут. По окончанию времени группа, которая последней закончила работу (или даже еще не успела закон­чить ее) начинает презентацию.

Комментарий к презентации групп: группа выбирает одного или двух человек, кото­рые будут презентовать творческие успехи и путь развития группы. На презента­цию отводиться три минуты. По истечении времени все участники могут задавать вопросы или высказать свое мнение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: