Человек – профессия (по типу ассоциации)

Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школь­ников различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество иг­роков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания - от 7 - 10 до 15 минут.

Процедура предполагает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то по­старается отгадать этого чело­века. Но отгадывать он будет с помощью одного единст­вен­ного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. По­сле этого у отгадывающего будет возможность подумать не­много (примерно 30-40 секунд) и называть свои вариан­ты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет пра­вильным?..».

2. По желанию выбирается доброволец-отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начи­нает всем по очереди зада­вать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен бы­стро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает не­много и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответст­вует названным профессиям. Если игроков немного (6-8 чело­век), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти вто­рой круг.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, на­сколько соответствует его представление о себе назван­ным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спро­сить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем об­разе...). У отгадывающего можно поинтересо­ваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле зага­дывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгады­вать.

 

Автопортрет

Цель игры - в шутливой форме повысить у игроков спо­собность соотносить внеш­ние характеристики и образы лю­дей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге (число участ­ников от 7 - 10 до 15 чело­век). Время - от 20 до 40 минут. Процедура методики следующая:

1. Все участники достают чистыйс двух сторон листок бумаги.

2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке само­го себя (сделать автопорт­рет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно на­рисовать его быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать лис­ток не надо». Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок лю­бого человека, особенно ребенка или подростка - гениален (так говорят великие ху­дожники...). Если кто-то наотрез откажется ри­совать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить...

3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их пере­мешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.

4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки,но уже вслучайном порядке.

5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изобра­жение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь на­ри­сован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопорт­ретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листоч­ки должны пройти круг. Профессии на одном листочке мо­гут повторяться».

6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемеши­вает их и начинает подведе­ние итогов. Берется первый ли­сточек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профес­сии, соответствующие данному автопортрету. Опыт пока­зывает, что упражнение проходит достаточно ве­село, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.

Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его ав­тору, т.к. обычно над изобра­жениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол, и веду­щий предлагает игрокам самим най­ти свои автопортреты и взять их себе на память.

Следующий этический момент связан с тем, что иногда игроки (особенно подро­стки) из озорства могут выписывать на обратной стороне листочков неприличные виды труда (например, проститутка, старший помощник младшего дворника и т.п.). Ведущему надо быть внимательнее при зачитывании профессий, а неприличные за­писи просто ос­тавлять без внимания, как будто ничего и не было. А тот, кто сделал «ради хохмы» дурацкую запись сам почувствует себя «дурачком», поскольку его «творческую находку» даже не заметят...

Наконец, еще один совет. Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопорт­рет и поиграет вместе со школь­никами. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут сме­яться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. Психо­логу это даст дополнительный козырь в установлении со школьниками доверительных отно­шений, а школьников со­хранит от риска быть первыми при очень даже веселом под­ведении итогов.

Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень, даже глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок - это свое­образная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями - это еще один шаг к пониманию образа про­фессионала... Как отмечают многие участники, игра все-таки заставила их о чем-то задуматься.

 

Кто есть кто?

Смысл игрового упражнения - дать возможность участ­никам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведе­ния ее в классе. В игре могут участвовать от 6-8 до 12-15 человек. Время на первое проигрывание – 5-7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каж­дый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия по­дой­дет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновре­менно должны показать рукой (или руч­кой) на выбранного человека (наиболее подхо­дящего для названной профессии)».

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, ка­кие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это ис­ключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6-8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой - на одного человека, другой - на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об­раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степе­ни соответствует данной про­фессии. Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без по­мощи ведущего многие сби­ваются.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохра­няются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько то­варищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом восприни­мается участниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: