Походка (поступь профессионала)

Смысл упражнения - в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представле­ниями о собственном Я-образе.

Количество участников игры - от 6-8 до 15-20 чело­век. Время - от 20 до 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.

2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номе­ров, сколько оказалось участников игры.

3. Общая инструкция: «Данное игровое упражнение од­новременно очень необычное и очень простое. Мы попробу­ем изобразить те или иные профессии с помощи по­ходки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с по­мощью жестов, мимики, различных поз и т.п. Сначала каж­дый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каж­дый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью своей походки. По­сле этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внима­тельно наблюдать за поход­кой очередного игрока, а в своих листочках напротив номе­ра этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась его по­ходка. Известно ведь, что по по­ходке иногда можно узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.».

4. Будет лучше, если первым пример покажет сам веду­щий, поскольку упражнение действительно очень необыч­ное и у кого-то из игроков оно может вызвать некоторое недоумение. Ведущий должен продемонстрировать, что нет ничего особенного в том, что он просто встанет со своего места, подойдет к одному из игроков и шепотом ска­жет ему на ушко, какую профессию он изображает с помощью своей походки...

5. Далее игроки по очереди проделывают то же самое,нокаждый раз называя пред­варительно свой порядковый но­мер.

6. Ведущий записывает в своем листочке, какой номер, какую именно профессию хотел представить своей поход­кой.

7. Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемеши­вает их.

8. При подведении итогов ведущий берет первый листо­чек и зачитывает профессию напротив первого номера, за­тем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой сам игрок (ведущий зачитывает это по своим записям). Делает­ся это для того, чтобы сравнить задуманную игроком про­фессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т.д. При этом совершенно не обяза­тельно выяснять, кто именно под каким номером выступал (обычно, когда много участников, чужие номера остальны­ми игроками забываются).

Если окажется, что кто-то из озорства напишет какую-то явно неприличную (обид­ную) профессию, то ведущий ее просто не зачитывает.

Опыт показывает, что обычно игра проходит оживленно и весело, хотя столь про­стое на первый взгляд задание - пройтись по классу под взглядами своих однокласс­ников - для кого-то может оказаться непростым испытанием. Поэ­тому, если кто-то откажется участвовать в упражнении, то нужно отнестись к нему с пониманием и предложить просто понаблюдать за своими товарищами.

 

Советчик

Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой груп­пового экспертирования с элементами игры.

Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессио­нальном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сде­ланных товарищами-одноклассниками.

Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в подгруппе из 12-15 человек. Время проведения - от 15 до 25 минут. Процедура вклю­чает следующие этапы:

1. Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.

2. Листочки кладутся вертикально и делятся на три рав­ные колонки, т.е. делают бланк (см. Таблицу 2).

3. Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутст­вующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутст­вующие бы­ли выписаны в одном и том же порядке.

4. Всем дается задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проста­вить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, кото­рые можно было бы порекомендовать данному человеку. Жела­тельно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не пи­сать глупости. На все это отводится примерно 7-10 минут.

5. Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый лис­точек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуе­мая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитыва­ется эта же фамилия и соответствую­щие рекомендации и т.д. После того, как зачиты­вается всё по первому человеку, ведущий переходит ко второму и т.д.

Всем присутствующим ведущий может посоветовать, по­внимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то может для себя и пометить в тетрадях. По на­шему опыту, в среднем 5-7 человек в классе обычно действитель­но что-то для себя записывают (правда, в основном это подростки-девушки).

К сожалению, и здесь возможны глупые шутки, когда кто-то «рекомендует» своим товарищам «туалеты чистить» и т.п. Ведущий просто это не зачитывает и не обращает на это никакого внимания.

Если все же окажется, что кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, то веду­щий должен спокойно удовлетворить эту просьбу, предло­жив по желанию после урока самому посмотреть на советы, которые выписали ему товарищи. Признаемся, что у нас пока таких случаев не было, но они вполне воз­можны...

 

Пять шагов

Смысл упражнения - повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соот­носить свои профессиональные цели и возможности.

Игра может проводиться как в круге (для 6-12 участни­ков), так и при работе с классом. Среднее время на игру – 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональ­ную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интерес­ную работу, а может даже - совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулирова­ла группа, выписывается на доске (или на лис­точке).

2. Ведущий предлагает группе определить, что за вооб­ражаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характери­стики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот чело­век был сверстником играющих), успевае­мость в школе, материальное положение и социальный ста­тус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

3. Каждый участник на отдельном листочке должен вы­делить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспе­чили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.

5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оп­тимальный и интересный (с учетом особенностей обозна­ченного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые опти­мальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.

6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти эта­пах, которые выделены в группо­вом обсуждении. Остальные участники могут зада­вать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают ва­рианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значи­тельным). Также в итоговой дискуссии можно оценить со­вместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять эта­пов достиже­ния профессиональной цели. Важно также определить, на­сколько выде­ленные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально—экономи­ческой си­туации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражне­ния и по другим процедур­ным схемам. Например, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, за­тем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписы­вают свои предложения, после чего в общем обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на груп­пы и предложить им (без предварительной индивидуальной работы) составить общий вариант программы дос­тижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данно­го человека.

 

Ловушки – капканчики

Целью игры является повышение уровня осознания воз­можных препятствий (лову­шек) на пути к профессиональ­ным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, коли­чество участников от 6-8 до 12-15. Время – 20-30 минут.

Процедура включает следующие этапы:

1. Совместно с группой определяется конкретная про­фессиональная цель (поступ­ление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформлениена конкретное место работы или конкретное профессиональ­ное достижение, включая по­строение карьеры и получение наград, премий и прочего...).

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то вы­мышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возра­сту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

3. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к ка­ким целям стремится наш главный (вымышленный или ре­альный) герой, должен будет определить (или приду­мать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое вни­мание обращаем на то, что трудности мо­гут быть как внешними, исходящими от дру­гих людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключен­ными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудно­стях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудно­стей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Вы­деляя такие трудности, каждый обязательно должен поду­мать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дается время, чтобы он выде­лил несколько наиболее веро­ятных трудностей на пути к своей цели и также подгото­вил­ся ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без раз­мышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодо­леть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной труд­ности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представи­телю группы) будет проставлен приз - знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели».

4. Далее игроки, включая главного героя, выделяютнасвоих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внеш­ними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существен­ной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).

5. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуман­ной (например, разговор с самим Господом Богом нака­нуне ответственного экзамена...), то сама группа должна ре­шить, обсуждать подобную трудность или нет.

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более опти­мальным, интересным и реалистичным.

9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем под­ведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те труд­ности (на своем лис­точке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поде­литься своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ве­дущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.

 

Эпитафия

Цель игрового упражнения - повысить у игроков готов­ность осознанно выстраи­вать свои жизненные и професси­ональные перспективы, выделяя и логически связы­вая основные (ключевые) события собственной жизни.

Методика рассчитана на работу в круге. Количество уча­стников - от 8-10 до 15-20. Время проведения - от 25 до 40 минут. Процедура включает следующие основ­ные этапы:

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий «загадоч­ным голосом» рассказывает такую примерно притчу: «Го­ворят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, гденамо­гильных плитах можно встретить примерно такие надпи­си: "Сулейман Бабашидзе. Ро­дился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года...", или "Нугзар Гаприндашвили. Ро­дился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет..." Далее ведущий может спро­сить у группы: "Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти припи­ски на могильных плитах? А с каким смыслом?". Смысл приписок в том, что та­ким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни дан­ного челове­ка».

2. Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усили­ями составим рассказ о неко­тором человека, который в на­ше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важ­ное событие в жизни данного чело­века - из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то...- по типу "комсомольско-молодежной биогра­фии"), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышле­ниями и пере­живаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без вся­ких встреч с инопланетянами и прочими "веселыми ребя­тами-суперменами"...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколь­ко она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сде­лает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоя­ще­му...».

3. Ведущий называет первое событие, например, «наш герой, окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее, остальные игроки по очереди называют свои собы­тия. Ве­дущий должен проследить за тем, чтобы никто не подска­зывал и не мешал оче­редному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесооб­разно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возмож­ность назвать и по второму событию.

4. Когда последний игрок называет свое событие, пред­полагается, что главный иг­рок умирает в 75 лет согласно условию игры.

5. Ведущий предлагает всем немного подумать и по оче­реди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...

6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожи­тых не напрасно...).

7. Далее ведущий предлагает прокомментировать на­званные годы том игрокам, ко­торые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь воз­можна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказы­вать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя неочень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту -75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробо­вать». Но часто и после второго проигрывания (даже с не­сколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излиш­не фантазиро­вать и многие, потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду - чушь какая-то (или "...мрак какой-то")...». Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

8. Завершить игру можно напоминанием о том, что со­бытия бывают внешние и внутренние (нередко игра получа­ется неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действи­тельно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

9. Немного подумав, участники игры по очереди назы­вают такие события. Задача ведущего - не столько крити­ковать (а многие по-прежнему называют внешние собы­тия), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

10. Можно даже предложить участникам «задание на дом»: «Если у Вас будет соот­ветствующее настроение, то тихо и спокойненько подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».

11. Если позволяет время, после завершения игры попро­сить игроков на отдельных листочках выписать 15-20 ос­новных событий жизни некого воображаемого героя (мальчика или девочки - определяет сам игрок), который так же окончил школу в на­стоящее время и прожил (по паспорту) 75 лет, после чего внизу каждый должен про­сто написать, сколько же он прожил в психологическом смысле. Опыт показывает, что это дополнительное задание выпол­няется большинством игроков очень серьезно и за­интересо­ванно.

По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в экономический или юридиче­ский); в институте знакомится с парнем, встречаете" (иногда по­является ребенок); ссорится с парнем; знакомится с ино­странцем (реже с «новым русским») и, почти всегда, - уез­жает за границу (Европа - Америка); как ни удивитель­но, часто возвращается через некоторое время в Россию; далее очень просто - устраивается на работу, работает...; иногда - снова выходит замуж, создает семью; очень часто - появляются внуки; часто ближе к старости - пишет ме­муары; умирает обычно в окружении любящих детей и вну­ков.

Для молодых людей (парней) жизненный сценарий примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом «открывают свое дело» и зарабатывают огромные деньги («состояния») Иног­да случается, что главный герой получает богатое наслед­ство, но часто его «проматывает». Нередко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно ми­рятся и также умирают в окру­жении любящих родственников... Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присут­ствующие в типичных отношениях подростков с родите­ля­ми и сверстниками. И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учи­тывать (недооценивать) этого при ее проведении не сле­ду­ет.

Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры с взрослыми людьми, ведь у них проекция собственных проблем и собственной жизни может ока­заться еще более выраженной, чем даже у подростков. Особый такт надо проявлять при оценке качества жизни главных героев (при назывании психологического вре­мени, характеризую­щего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже немного под­ыграть участникам, самому, на­звав больше психологиче­ских лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то еще можно изменить, то у многих взрос­лых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что немалая часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего существования, он просто жил как все, жил, как бы являясь «чьей-то тенью»...).

 

Три судьбы

Смысл игрового упражнения - помочь участникам ра­зобраться, в чем могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей. Если сказать немного проще, то помочь разобраться, чем принципиально различаются стереотипы труженика, лентяя, бездарности и др.

Игра может проводиться как с классом, так и с подгруп­пой. Время - около 30-45 минут. Основные процедурные этапы следующие:

1. С самого начала, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.

2. Общая инструкция: «Представьте, что дело происхо­дит в школе будущего, где-то в середине следующего сто­летия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в 1995 году закончил среднюю школу и прожил потом интересную жизнь, "дотянув" до нашего времени. Каждому из пригла­шенных где-то по 70 лет. Но гости наши необычные (в школе будущего много чего необычно): мы решили пригла­сить разных по своим жизненным ориентациям людей. Пер­вый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй - "выдаю­щийся лентяй", считающий, что работать должны только дураки. Третий - "удивительная бездарность", убежден­ная, что выс­шее счастье - заниматься таким делом и си­деть на таких постах, которым ты явно не соответствуешь (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достой­ные...), т.е. как в бизнесе — выгодно продавать себя, даже тогда, когда ты гроша ломаного не стоишь... Но вот загадка, мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор, и сами решат, кто какую роль на себя возьмет (при этом они могут вообще играть одну и ту же роль...). Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом по­стараемся угадать, какие роли они играли».

3. Главные игроки примерно на 3-4 минуты отправля­ются в коридор, чтобы разо­браться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни, а ведущий предла­гает оставшимся придумать по 2-3 душещипательных воп­роса, касающихся не только профессиональной деятельности, но и их личной, семейной жизни, досуга и всего, из чего складывается жизнь.

4. Когда ведущий пойдет в коридор приглашать главных игроков в класс, он должен спросить у них (еще в коридоре), какие роли (стереотипы) каждый из них собирается пред­ставлять.

5. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на «почетные места» и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах про­житых жизней.

6. После того, как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конфе­ренцию, т.е. предлагает остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться - обязательно по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут и тогда, чтобы поддержать интерес к игре, сам ведущий должен задать один-два инте­ресных вопроса. Но для этого он должен подготовить такие вопросы заранее... Может оказаться, что все вопросы будут адресо­ваны только одному, (самому интересному) игроку. В этом случае ведущий также должен сам задать вопрос тому, о ком вроде бы и «позабыть успели», переключив, таким образом, внимание класса и на других «гос­тей».

7. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят и им пред­лагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

8. Обсуждение организуется следующим образом. Сна­чала ведущий может спросить у всех присутствующих, кто из «гостей» показался более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными. Далее можно поинтере­соваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались сами­ми игроками (еще в коридоре).

Опыт показывает, что до данного этапа игра проводится без особых затруднений, а все сложности начинаются имен­но на этапе обсуждения. Главная трудность - что же счи­тать настоящим тружеником, лентяем и бездарностью. При всей внешней легкости и очевидности их различения на «интуитивном» уровне, сказать об этом внятно, по­нятно и просто получается далеко не у всех, даже у взрослых...

9. Чтобы разобраться, кому, какие роли удалось (или не удалось) сыграть на самом деле, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различа­ются труженик, лентяй и бездарность (безотносительно к нашей игре: в чем их разли­чие вообще)? Если мы вообще сможем их различить, то это поможет нам разобраться и с нашими игроками».

10. На доске ведущий выписывает критерии различения: этих стереотипов, предла­гаемые школьниками (см. Табли­цу 3), но сам пока никак их не комментирует и свои критерии не называет. Единственное, о чем должен напомнить ведущий игрокам - это о том, что критерий различения не должен быть применим ко всем рассматривае­мым стереоти­пам, например, если какое-то качество есть у труженика, то либо у лен­тяя, либо у бездарности его быть не должно, иначе все одинаковыми оказываются, без различия... При этом сами учащиеся могут высказывать сомнения в том, что выписан­ные на доске критерии действительно позволяют различать труженика, лентяя и без­дарность. Очень часто в таких спорах участники игры сильно запутываются, и в группе наступает некоторая растерянность (это особенно ощущается, когда игра проводится не в спешке, а при нали­чии резервного времени).

11. Когда группа явно растеряется, ведущий может пред­ложить свои критерий раз­личения труженика, лентяя и бездарности. Для этого он использует уже нарисованную на доске таблицу (см. Таблица 3, нижняя часть).

Прокомментировать таблицу 3 можно следующим обра­зом. Выделяется только два основных критерия:

1) желание хорошо делать конкретное дело;

2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чем идет речь).

Труженик (настоящий, а не карикатурный) - это человек, который умеет и меч­тать, и реализовывать свои мечты. Лентяй (по определению) - это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способно­сти у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: мог сделать что-то значительное, но не захотел (луч­ший пример - алкоголики, любимая тема разговоров у которых - «вот какой я был - молодец, герой, супермен - раньше», «вот если бы я раньше захотел»...). Бездар­ность - это тот, кто может и очень даже хочет, но совер­шенно не способен... (бездар­ность при этом может быть большим начальником и даже президентом). Бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет, по­тому и - Бездарность.

Для логической полноты можно выделить и такой стере­отип, который и мечтать о значительном не способен (раз­рушенная мотивационная сфера) и делать толком ни­чего не

умеет (разрушенная операциональная сфера) - это, скорее всего больной человек, над которым просто грешно смеять­ся. И, наконец, такой стереотип, который мечтает скромно и, главное, способен осуществлять свои скромные мечты, но не более того:он «свое место знает» - это обычный, нормальный человек, у которого все как у лю­дей (потому и норма...).

Таблица 3.

Схема принципиального различения стереотипов труженика, лентяя, бездарности.

Где: (+) - критерий соответствует стереотипу, (0) - не соответствует, (?) - неопре­деленная степень соответствия, (+/-) - немножко соответствует, немножко не соот­ветствует («как у людей»...).

Критерии Труженик Лентяй Бездар­ность Больной Нормаль- (обыватель)
Критерии класса: - активность - целеустремленность - интеллект - умения   + + + +   ? + + +     + +     ? ? ? ? ? ? ? ?
Критерии ведущего: 1) желание хорошо делать конкретное дело   +           +         +/_  
2) способность хорошо делать данное дело     +       +                   +/_    
Счастье +       +   +  

 

Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стерео­типов? Если за критерий сча­стья взять степень соответст­вия того, что человек способен хотеть и того, что он спо­собен достичь, то счастливым должен быть труженик, как это ни удивительно - больной человек, если его хотя бы не обижать, ведь очень многого ему не надо (веро­ятно, из зависти к их простому счастью, больных очень любят обижать недалекие люди...), а также счастливым должен быть нормальный человек, т.к. «звезд с неба» он не хватает, да и не нужны ему эти «звезды» (для нормального предел мечтаний - это машина, дача, семья, вещи и, конечно же, поездка в Америку...). А вот несчастными должны быть лентяи (к своему несчастью, они часто бывают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожили жизнь, пустую), а также бездарности (даже на высоких постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получается, если конечно такая бездарность еще не вошла в полный маразм или не превратилась в откровенно боль­ную личность, но это уже другой случай...).

12. Быстро сделав такие небольшие комментарии к таб­лице, ведущий может под конец игры обратиться к главным игрокам, чтобы каждый из них сам сказал, какой стереотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось. Не оказалось ли так, что играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время, игры, предста­вил настоящего труженика (или наоборот)?..

Нередко, после знакомства с таблицей, участники игры признаются, что им не уда­лось по настоящему представить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показы­вает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто по настоя­щему хорошо и убедительно удается сыграть обыч­ного (нор­мального) человека.

Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конечно, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но поскольку вопросы эти достаточно непростые и ведущий не всегда может сразу отве­тить на замечания игроков, то луч­ше перенести такую дискуссию либо на перемену, либо после уроков (для желающих), а может даже получше под­готовиться и провести эту дискуссию во время другой встре­чи с данными школьниками.

Если педагог или психолог не понял смысла данной иг­ровой процедуры, если он что-то понял, но не согласен с некоторыми идеями этой непростой игры/то лучше пока ее не проводить. А если психолог все-таки решит (решится) провести эту мето­дику, то особое внимание следует уделить именно этапу обсуждения и комментариям к схеме.

 

А вот и я!

Упражнение в шутливой форме позволяет смоделиро­вать некоторые элементы со­беседования при приеме на ра­боту и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к по­добным собеседованиям.

Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Ко­личество участников - от 6-8 до 15-20 человек. Время проведения - от 30 до 40-50 минут. Методика может быть проведена в разных вариан­тах. Игровая проце­дура по первому варианту предполагает следующие этапы:

1. Участникам игры объясняется её общий смысл - про­верить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоуст­рой­стве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По усло­вию игры предполагается, что итоги собеседования являют­ся решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу.

2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена прием­ной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претен­дента. На это отводится примерно 5-7 ми­нут.

3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руково­дителя заведения.

4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.

5. Другой игрок - претендент - сразу же уточняет, ка­кими основными характери­стиками и качествами обладает его герой, например, его возраст, образование, пол, жиз­ненный опыт и т.п.

6. Во время проигрывания остальные участники внима­тельно наблюдают за дейст­виями руководителя и претен­дента, отмечая для себя, насколько их действия соответ­ствуют выписанным на их листочках правилам по­ведения для руководителя и претен­дента.

7. После первого проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить ус­пешность действий отдельно для претендента и для ру­ково­дителя.

8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сна­чала они по очереди назы­вают свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотне­сти свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Жела­тельно завер­шить первое обсуждение за 5-7 минут. При наличии боль­шего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов набрали руководитель и претендент по оценкам ос­тальных игроков.

9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего разви­тия) основные правила для че­ловека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

Например, чтобы понравиться другим людям можно ори­ентироваться на следую­щие известные правила, выделен­ные Д.Карнеги:

— искренне интересуйтесь другими людьми;

— улыбайтесь;

— помните, что имя человека - это самый сладо­стный и самый важный для него звук на любом языке;

— будьте хорошим слушателем, поощряйте других го­ворить о самих себе;

— говорите о том, что интересует Вашего собеседника;

— внушайте Вашему собеседнику сознание его значи­тельности и делайте это ис­кренне.

 

Для руководителей можно порекомендовать следую­щее:

— не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качест­ва).

— не переоценивать «красноречие» претендента, ко­торое далеко не всегда свиде­тельствует об организаторских способностях;

— не переоценивать различные дипломы «с отличи­ем» (они вполне могли быть «купленными» или полученны­ми без особого труда);

— при первой встрече следует поменьше говорить са­мому руководителю (расска­зывать об организации) и по­больше слушать претендента;

— даже если претендент поначалу и не произвел впе­чатления, не следует ему от­казывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней сек­рета­рю;

— руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обла­дать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретной специ­альности).

10. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль — пре­тендента, беседующего с целой Приемной комис­сией.

11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специаль­ность) он собирается оформить­ся, а также кратко называет основные характеристики сво­его «героя».

12. Роль руководителей, а точнее - членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры все делятся на две ко­манды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две При­емные комиссии на конкурсной основе... Каждая комис­сия располагается за отдельным столом.

13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отве­чать. Примерно через 5-7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к за­числению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) про­водится небольшое обсуждение и быстро под­считывается средний балл готовности претендента (по бал­лам, проставленным в листочках).

14. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется не­большая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разрабо­танные и уточненные правила по­ведения для претендента и для руководителя (члена При­емной комиссии).

Возможны и другие варианты проведения данного игро­вого упражнения. Напри­мер, после разыгрывания ситуа­ции собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию, и какой по своим качествам человек собирается посту­пать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играю­щих (а может даже, и из числа приглашенных специали­стов) специальное жюри, которое и будет простав­лять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего доброволь­ца-претендента и разыграть его беседу с членами Прием­ных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.

Главное для упражнений такого типа - постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, ка­кие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заве­дения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.

 

«Звездный час»

Цель игрового упражнения - помочь участникам луч­ше осознать основные лично­стные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотне­сти эти смыслы со своим собственным представлением о сча­стье.

Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может за­нять около 20-40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потре­буется больше.

В самом общем плане участники игры пытаются выде­лить и обсудить различные «радости» жизни и работы, на­иболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

Возможны различные варианты проведения упражне­ния. Во-первых, можно рас­смотреть «звездные часы» для типичных профессиональных стереотипов (для типич­ного ученого, типичного продавца типичного таксиста...), а можно рассмотреть и сте­реотипы более широкого плана (типичного «нового русского», типичной «шикарной жен­щины», типичного «супермена», типичного «пьяницы», ти­пичного «простого че­ловека» и т.п.). Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и про­цедуре.

1 вариант (основные этапы проведения):

1. Участники рассаживаются в круг и совместно опреде­ляют, какой профессиональ­ный стереотип (или социаль­ный стереотип) они будут обсуждать. Например, все со­шлись на профессиональном стереотипе типичного «бар­мена».

2. Далее ведущий дает участникам следующее задание:

«Сейчас каждый из вас попробует представить, какие самые приятные, радостные ми­нуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представ­ление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои пред­положения, после чего обсудим, чьи же представления ока­зались наиболее реалистичны, т.е. в наиболь­шей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...».

3. Участники по очереди говорят о своих представлениях, о «звездном часе» бар­мена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. В подрост­ковых (а часто и во взрослых) аудиториях вполне возможны шутки и некоторая иро­ния по отношению к «счастью» стереоти­пов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помо­щью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях... Высказы­вания участников могут повторяться, хотя было бы интереснее называть раз­нообраз­ные проявления радости для данного профессиона­ла, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естественно, ведущий не должен допускать перерастания шутки в откровенную грубость и «зубоскальство».

4. Далее организуется обсуждение, чьи же представле­ния о самом большом счастье для бармена оказались наиболее характерными и правдивыми. Поскольку такие пред­ставления носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к пол­ной «объективности» обсужде­ния. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения - не столько в том, чтобы познакомить участников с «прав­дой», сколько в том, чтобы актуализировать их представле­ния о «радостях» того или иного труда и, лишь по возможности, в тактич­ной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.

2 вариант:

1. Участники разбиваются на группы по 3-5 человек (микрокоманды).

2. Определяются наиболее интересные для всех профес­сиональные (или социаль­ные) стереотипы по числу игро­вых микрокоманд.

3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социаль­ной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно, выписать все это на лис­точке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему при­шла микрогруппа.

4. Далее по очереди представители микрогрупп выступа­ют (зачитывают свои вари­анты профессионального сча­стья) и после каждого выступления организуется не­большое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопро­сы, кто-то высказывает свое мнение. Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противопо­ложными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить опре­делить что-то наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое.

Разновидностью 2-го варианта упражнения является та­кая его организация, когда микрокоманды обсуждают толь­ко один профессиональной (или социальный) стерео­тип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного сте­реотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микрогруппах некоторые представления сильно совпадают.

3 вариант:

1. Участники разбиваются на микрогруппы. В каждой микрогруппе сами участники определяют (загадывают) на­иболее интересный для себя профессиональный или соци­альный стереотип, но так, чтобы никто пока об этомне знал (случайно не услышал...).

2. Задание каждой микрогруппе: «В течение 10 минут Совместными усилиями не­обходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессио­нальной деятельности) загаданного стереотипа, которая от­ражала бы самые прекрас­ные мгновения его существования».

3. По очереди микрокоманды проигрывают счастливые мгновения из жизни стерео­типов (время на одно проигры­вание - не более 5-7 минут). А остальные пытаются угадать, о каком стереотипе идет речь. Отгадывание происходит в небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и, как правило, с интересом наблюдают за высказываниями своих товарищей. Ведущий выписывает на доске наи­более «прозвучавшие» (принятые многими) варианты отгадок. Можно даже ограни­чить число таких вариантов, например, двумя-тремя.

4. После этого называется загаданный стереотип, и дис­куссия может вновь возобно­виться, например, кто-то мо­жет не согласиться с тем, как представила данный стерео­тип микрокоманда.

4 вариант - «Хвастуны»:

1. Каждому игроку дается задание: «Придумать наиболее интересный для себя про­фессиональный или жизнен­ный стереотип. На отдельном листочке в течение 5-7 ми­нут написать название этого стереотипа и выписать 2-3 наиболее характерных счаст­ливых мгновений из жизни этого, стереотипа (это своеобразная разминка перед основ­ным упражнением). Предлагается каждому представить себя на месте этого стерео­типа с тем, чтобы в игровой ситуа­ции рассказать кому-то о том, как у Него все пре­красно, т.е. похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здо­рово...». Важно поду­мать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее предста­вить загаданный стереотип.

2. Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгры­вают небольшую сценку в течение 5-10 минут, в которой по очереди, а может даже и, мешая, друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобраз­ном соревнова­нии необходимо сыграть более счастливого человека.

3. После этого каждый пытается с двух попыток назвать (угадать) тот стереотип, ко­торый изображался его напар­ником, а дальше организуется небольшое общее обсужде­ние того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. При этом важно учесть не только слова и факты, подтверждающие «сча­стье» данного стереотипа, но и саму манеру разговора, интонации и прочие характер­ные для разных стереотипов проявления (если ведущий напомнит и об этом, то обсу­ждение получит­ся намного полезнее и интереснее).

Нам представляется, что разыгрывание и обсуждение (попытка понять) различные профессиональные и жизнен­ные стереотипы являются очень важной частью работы профконсультанта. Ведь во многих случаях консультант реально выходит на про­блемы не столько чистой профориентации (помощи в выборе конкретной профессии, места учебы или работы), сколько на проблемы нахождения смыс­ла своей жизни, свя­занного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не обязательно является только про­фессиональной. Нередко человек реально выбирает не столько профессию, сколько образ (или стиль) жизни, тот или иной социальный стереотип, ту или иную социальную роль. Например, кто-то выбирает профессию не потому, что его привле­кает сам характер данного труда, а потому, что позволяет иногда пройтись в норковой шубе по улице (только ради этого многие живут или мечтают жить!), или ради того, чтобы непременно прославиться (неважно как, лишь бы все о тебе знали), или чтобы очень-очень много зарабатывать (вчера - партийный работник со льготами, сегодня - высокопоставленный чиновник-взяточник) или чтобы непременно «бывать за гра­ницей» и т.п. Естественно, можно привести немало и приятных примеров, когда чело­веку удается даже во внешне непривлекательной (не престижной на данный момент) профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и реализовы­вать лучшие свои возможности. Это касается не только изна­чально «благородных» видов труда (учителей, социальных работников, врачей...), но даже таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе ситуа­цию, что кто-то, как раньше, захочет «быть там, где труд­нее всего» и специально изберет для себя наибо­лее трудные («соблазнительные») в этом плане профессии (как своеоб­разные «испы­тания» своей совести) и только таким образом сумеет возвысить свой дух...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: