Эмпиризм Д.Локка и субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма

Английский философ Джон Локк утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

• мир материалистичен;• в основе познания может лежать только опыт • сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом • источником опыта выступает внешний мир;• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей

Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души». Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей.

Вслед за Беркли выступил Давид Юм.Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Юм отрицает рациональную основу познания. Таким образом, в теории познания Юм – агностик. Страсти господствуют над человеком, чувство страха – основа возникновения религии.

Монадология Г.Лейбница и монизм Б. Спинозы

Философия Г. Лейбница

Стоял на позициях утверждения внеприродности божественного существования. Мир состоит из мельчайших элементов, именуемых монадами. Они созданы Богом, лишены пространственно-временных форм, не похожи друг на друга в своей индивидуальности. В них заключены прообразы всего существующего, имеющие в своей природе материальное и духовное начала бытия одновременно. Главным атрибутом монад является сила. Монады обладают отрицательными и положительными качествами.

Материалистический монизм Спинозы

Выдвигает положение о существовании лишь одной субстанции - природы или бога в его терминологии. Она есть причина самой себя и поэтому не нуждается для своего существования ни в какой другой субстанции. Она вечна и бесконечна. Она и причина и следствие, и сущность и существование. Хотя в человеке протяжение и мышление объединяются, (он есть единство души и тела). Значит, считает Спиноза, учение о человеке должно выводится из природы. Многообразие душевной жизни человека, согласно Спинозе, можно свести к двум: страстям или аффектам и разуму или воле. Субстанция вечна, непрерывна, она порождает изменчивые единичные вещи. Эти конкретные вещи, мыслимые высшим родом знания в качестве порождений единой и единственной субстанции, становятся модусами, единичными ее проявлениями, которые претерпевают определенное ограничение в пространстве и времени.

Кант и кантианство

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант:

• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");• выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия; • сформулировал моральный закон ("категорический императив");• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Кантиа́нство — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.Кантианство охватывает разнообразные философские учения, которые разделяют стремление Канта исследовать природу и границы человеческого познания в надежде поднять философию до уровня науки. В 1790-х гг. в Германии появились так называемые полу-кантианцы, пересматривавшие те элементы кантовской системы, которые они считали неадекватными, неясными или даже ошибочными; к полу-кантианцам относились:Фридрих Шиллер,Фридрих Бутервек,Якоб Фридрих Фриз

Г.Фихте,Ф.М.Шеллинг

ФИХТЕ Иоганн Готлиб — нем. философ, второй по времени после Канта деятель нем. классического идеализма.

Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке — “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Ф. (1794) лежит теория субъективного идеализма. Фихтевское исходное “Я” - нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного “Я” Ф. выводит отдельное “Я”, под к-рым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое “Я”, к-рому противостоит — тоже эмпирическая — природа. Отсюда Наряду с осн. для Ф. учением субъективного идеализма в его философии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усилившееся в последние годы его жизни. В этике центральным вопросом для Ф. стал вопрос о свободе, интерес к к-рому был обострен событиями фр. буржуазной революции

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Иозеф — нем. философ, видный представитель нем. классического идеализма. внес в понимание природы идею развития через противоречия. Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Ш. видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил — в философии природы — исследование, для которого первичным является объективное. Ш. распространил “интеллектуальную интуицию” на все ступени размышления (“рефлексии”) сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Ш. примкнул к сторонникам романтической школы, для к-рой интуиция — удел только немногих избранных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: