Сферы жизни общества: духовная, материально-производственная, социальная, политическая. Общественный прогресс. Пути общественного развития

Билет№26

Философские представления Киевской Руси (XI-XIII вв.). Становление русской средневековой философии в XIV-XVII веках. Философские направления русской философии XVIII века: «философия разума» (М. Ломоносов, А. Кантемир, В. Татищев); «философия веры» (русское масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев).

Основные отличительные признаки русской философии

Конечно, Россия ориентировалась на западную культуру, поэтому приняла христианство, но христианство было принято ею в восточном варианте. Таким образом проявляется стремление сохранить дистанцию в отношении культурной и религиозной традиции, характерной для Западной Европы. Позднее введение христианства на Руси и сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание явилось не столько незыблемой основой жизни, сколько проблемой, от решения которой зависел смысл жизни отдельного человека и всей нации. Но это проблема не может быть решена окончательно. Итак, первая черта русской философии – искание скрытого смысла христианских идей.

Вторая черта – выдвижение на первый план двух тесно взаимосвязанных проблем: а) проблемы сущности и смысла человеческого бытия;б) проблемы смысла и закономерностей истории.

Третья черта – дуализм в понимании мира, человека и истории.

Человек:с одной стороны, укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с богом;

с другой стороны, принадлежит материальному, временному бытию.

Западная философия пришла к целостному представлению о человеке, снимающего противоречия двух начал его бытия. В русской философии акцентировалось внимание на глубине и радикальности этого противоречия, которое снимается только в эсхатологической перспективе развития мира и человеческого общества. Все это вело к усилению этической проблематики и сближением этики с онтологией и философией истории.

Таким образом, западная диалектика отличается от русской. В западной философии диалектика – рационалистична, в ней главное – закономерное взаимодействие противоположностей, разрешающееся в их синтезе. В русской философии диалектика – иррационалистична, в ней противоречия воспринимаются как абсолютные, не способные к гармоничному синтезу. Поэтому выявление противоречий не приводит к их сглаживанию, а более остро обозначает трагизм человеческого существования.

Период Киевской Руси (Х1 — Х111вв.).

К числу наиболее значительных произведений иучений периода Киевской Руси относятся «Слово'озаконе иблагодати» митрополита Иллариона (XIв.), которое поднимает вопросы философии истории, и «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XIIв.)-первый трактат на Руси, посвященный проблемам гносеологии.

Петровские преобразования конца XVII—начала ХЧШ в. привели
к тому, что вXVIIIв. произошло значительное сближение русской
культуры сзападноевропейской. Вчастности, это нашло свое выраже-
ние в развитии идей просветителей на русской почве. К числу видней-
ших русских просветителей могут быть отнесены М.В. Ломоносов,
Н.И. Новиков иА.Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) -крупнейший
русский ученый-естествоиспытатель 18в. По своим философским воззрениям Ломоносов был деистомньюто-
новского типа, азначит, допуская сотворение мира Богом, считал, что
Бог более не вмешивается вдела природы, поэтому Ломоносов был
склонен к материалистическому объяснению природы. Все природные тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл не корпуску-
лами, как Ньютон, акак Лейбниц —монадамиили иногда атомами. Но
вотличие от Лейбница эти монады он считал материальными'. Ломо-
носов развил свой вариант учения опервичных и вторичных каче-
ствах', обосновал закон сохранения вещества идвижения.

Татищев, Васиний Никитич (1686-1750)Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью. Татищев был сознательным утилитаристом. Мировоззрение его изложено в его «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Основной идеей этого мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.

Радищев Александр Ни-
колаевич
(1749 —1802) —видный русский писатель,
философ, политический мыслитель. еревод книги Мабли«Размышления огрече-
ской истории ипричинах благоденствия инещастиягреков» (1773);
ода «Вольность» (начало 1880-х); «Житие Ф.В. Ушакова» (1789);
«Письма к другу, жительствующемувТобольске» (1782); «Путеше-
ствие из Петербурга вМоскву» (1790); «О человеке, его смертности
ибессмертии» (написана в1791 —1797, опубликована в1809); ода
«Осм-надцатое столетие» (написана в1790-е гг.); Философские воззрения. По философским воззрениям Радищева
можно отнести кдеистам. Важнейшее его философское сочинение-
это написанная им вссылке книга «О человеке, его смертности ибес-
смертии». Вдухе рационализма Просвещения он вэтой работе рас-
сматривал различные аргументы впользу смертности (в первой поло-
вине книги) ибессмертия (во второй половине) человеческой души.
Читателю предлагается самому выбрать ту точку зрения, которая ему
представляется более убедительной. Однако овыборе самого Радище-
ва можно вопределенной степени судить по концовке книги спризы-
вом верить вто, что «вечность не есть мечта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: