Исторические типы мировоззрения.
Составляющие: миропонимание (картина мира, интеллектуальная сторона), мировосприятие (отношение к миру, эмоциональная сторона), мироотношение (как я должен действовать, относиться к миру)
Формы:
1) Миф. Эмоционально образная картина. Есть потребность объяснить а знаний нет. Все одушевлено: реки, леса (парапсихизм).
2) Религия. Иррациональная картина. Обращение к небесному менеджеру (богу), а не непосредственно к предмету как в мифах.
3) Философия. Рационально-теоретическая форма мировоззрения. Логическое докозательство.
Философия. Ее предмет, функции и структура.
Структура философии:
Онтология – учение о бытие. Построение картины мира.
Гносеология – учение о познании мира. Насколько моя картина мира соответствует миру (что есть истина, ложь; познаваем мир или нет; как нам жить вместе людям с разными картинами мира)
Аксиология – учение о ценностях: этические (учение о морали. Добро зло), эстетические (красота)
Функции философии.
|
|
Онтологическая: дает картину миру, обеспечивает нас рационально теоретической картиной мира
Гносеологическая: дает истину, вооружает знанием о мире
Аксиологическая: дает представление оценностях
Отличие философии от науки:
Наука изучает мир вне всязи с человеком (обьективна), философия: я и мир (субъективна)
Наука проверяема, философия не всегда. Научные знания по степени общности ниже (интересуются миром только с какой-то стороны, фрагменты: физика, химия, биология); философия рассматривает мир в целом
Способы философствования
Диалектика - один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению 2х противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
Метафизика - в новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель.
Связь философии с другими формами духовной культуры.
|
|
В философии идет речь о целостности бытия, о таких сторонах и глубинах человеческого сознания, которые не могут быть предметом научного познания. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам человеческого бытия, загадкам сознания и души человека философия сближается с религией и искусством.
Так же, как искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования.
Так же, как и религия, и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека. Философия - это учение о спасении, о том, как жить человеку, чтобы оставаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед лицом неизбежности смерти.
В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире.
Конечно, отношение философии к религии и искусству сложнее любой схемы: мыслитель может принадлежать к той или иной религии и отстаивать ее ценности; нередко философы выражали свои воззрения в художественной форме. Философия представляет собой достаточно поздний продукт культуры. Для возникновения в той или иной национальной культуре собственной философии требуется высокое развитие литературы и искусства, религиозной и политической мысли, образования и науки. Помимо этого подлинное философствование неотделимо от свободы.