Конфуций. Учение о человеке и обществе

551-479г до рх. Отправная точка – китайское Пятикнижие

«и цзин» - книга перемен; «ши цзин» - книга песен; «шу цзин» - книга истории; «лу цзин» - книга порядка; «чунь ци» - книга весны и осени.

Задача Конфуция – собрать эту мудрость и представить в более сжатом виде, извлечь суть.

«ДАО – путь добродетельной высокоморальной жизни»

Правила добродетели:

1. Мудрость («знаю многое, выбираю лучшее и следую ему»)

2. Гуманноть («неделай другому того, чего не желаешь чтобы сделали тебе»)

3. Верность (слову и господину)

4. Почитание старших

5. Мужество (стойкое перенесение всех тягот и лишений жизни)

Те люди, которые знают и соблюдают эти принципы – «идеальные мужи». Смысл жизни – стать идеальным мужем. Антипод ид. Мужа – малый человек. Исправление имен – операция в результате которой все люди станут такими ид. Мужами.

Как этого добиться? Суть – моральное совершенствование. Мы изначально нейтральны. Человек подобен бурлящему потоку, т.е. из него можно влепить что угодно.

Общество: управляющие и управляемые.

· Управляющие должны самосовершенствоваться и стать ид. Мужами

· Благотворный пример – управляемые начнут исправляться.

Государство должно основываться не на юридическом законе, а на моральных принципах.

 

Лао цзы. Философский даосизм.

604 до рх. Пункты учения:

· Смысл жизни человека заключается в том, чтобы траектория его жизни совпала с траекторией ДАО.

· ДОА – безличный и самооснованный закон мироздания («человек зависит от земли, земля от неба, небо от ДАО а ДАО от самого себя»). Дао – абсолют.

Фаталистическая картина мира:

· Все возникает из небытия и туда же возвращается

· Траектория жизни каждого предмета предопределена

Что значит совпадение с траекторией ДАО? Мы двойственные существа (тело – эгоист, душа – стремление слиться с миром Дао, хотим блага другим)

Смысл: не делать то, что требует тело, а делать то, что делает душа (чтобы она всегда оставалась спокойной и безмятежной)

Правила жизни:

1. Вписаться органично в природу

2. Принимать то, что происходит с тобой и вокруг тебя как нечто естественное и не пытаться внести что-то новое.

3. Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним

4. Нельзя себя хвалить

5. Нужно говорить всегда правду

6. Нужно быть всем довольным

7. Пацифизм (миролюбие)

8. Необходимо заботиться о своем собственном теле

9. На добро отвечать добром, а на зло отвечать тем же (добром)

Далее даосизм превратился в религию.

 

 

Досократическая философия о первоначале мира

Черты:

· Космоцентризм

· Законы космоса и законы общества человека тождественны

· Природа – независимый от богов саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей.

· Опирание на факты и логику, а не на фантазию и мистику.

Милетская школа. 7 мудрецов, основатель – Фалес 625-547 до рх

Основа мира – вода (жидкая текучая субстанция, причина самой себя). В космосе господствует космический закон – мера.

Анаксимандр – ученик Фалеса 610-540 до рх

В основе мира – нечто неопределимое и колличетво его – бесконечное. Опейрон - субстанция, из которой произошли все вещи в результате его вращения. Мир безграничен. Живое возникло из неживого

Анаксимен 2 пол 6в-нач 5в до рх.

Субстанция – воздух. Живые существа не могут жить без воздуха. Воздух безграничен.

Земля ←вода←воздух→огонь→эфир

Гераклит Эфесский 520-460 до рх

Субстанция – огонь. Огонь испытал метаморфозы под влиянием космического закона – логос. Мир цикличен. огонь→воздух→вода→земля. Применительно к человеку логос означает четко выраженную артикулированную и ориентированную во вне речь. Человек двусоставен: душа, тело. Душа двусоставна: низшая (чувства, влажная), высшая (разумная, сухая).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: