Философское осмысление архитектуры как культурного явления

Культура - материализованное воплощение творческих способностей и ценностей человечества. Художественные творения, к которым относятся и архитектура, - единство, в котором они выступают как разные стороны одного и того же явления: с гносеологической точки зрения художественный образ рассматривается как знание, жизненная правда, истина; с аксиологической - как идея; с семиотической - как знак; с технологической - как материальная конструкция. Абсолютизация любого из этих качеств обедняет искусство. Примером этому может служить современное жилищно-массовое строительство в городах России.

Художественная культура отражает соотношение материального и духовного начал в художественно-творческой деятельности. Архитектура- материально-художественная культура. Архитектурная культура на стадии первичной художественной деятельности предстает в качестве проектных (идеальных) моделей, и только после этого она воплощается в физически осуществленные строительством объекты. Архитектура - это первичное художественное творчество (идеальное), а строительство - это вторичное (исполнительское) искусство.

Архитектурная культура современности отвергает технологический детерминизм, согласно которому техника определяет культуру и искусство архитектуры. Необходимо не приспособление искусства архитектуры к технической среде, а приспособление технического развития к культурной и человеческой среде.

Тем самым искусство архитектуры способствует сохранению культурных гуманистических традиций социума в их историческом преемственном развитии, не допуская качественных мутаций культурных архетипов в процессе постоянной модернизации строительной индустрии.

 

6. «Веды» и индийские философские школы.

Веды – письменный памятник: самшиты (гимны в честь богов), брахманы (изложение мифов и комментарии к самшитам), параньяки (комментарии к бразманам), упанишады – философская часть («сидящие около»)

В начале всего – человек-вселенная, Пуруша. Он был всегда. Брахман мировая душа (миросоздатель). Брахманы – жрецы (из уст пуруши, белый). Кшатрии – воины (из рук, красный). Вайшйи – земледельцы, ремесленники (из бедер, желтый). Шудры – рабы и слуги (из ступней, черный)

Атман – душа каждого человека (частичка Бразмена) она вечна. Проходя через лестницу шудры-брахманы душа возвращается к брахману (вечное блаженство).

Ранние Веды (1500 до РХ). Самскара – переселение души. Связи между оболочкой нет. Душа сама выбирает.

Поздние Веды (~1000 до рх). Карма – закон возмездия. Душа должна выбрать ту оболочку, которая соответствует ее действиям в старой. Бокша – учение о спасении души. Самскара.

На обломках вед возникли другие канонические философии:

Буддизм, джайнизм (отрицали авторитет вед)

Йоги, веданты, миманса, чарваны

 

Буддизм и индуизм как мировоззренческие установки. Их культурное значение.

Буддизм.

Будда – титул (просветленный). Сидхотха Гаутама 563-483 до рх. Проповедует средний путь. Не бедствовать но и не быть богатым.

4 благородные истины:

1) Жизнь есть страдания

2) У страдания есть причины: жажда жизни, погоня за удовольствиями.

3) Страданий можно избежать. Если причина – желание, то нет желаний – нет страданий.

4) Восьмеричный путь буддизма.

1. Правильная истина (из уст Будды)

2. Правильная решимость (оставить семью, пост, богатства)

3. Правильная речь (примирительная, дружелюбная, без ругательств, лжи…)

4. Правильное поведение (5 не):

a. Не лишать жизни ни одного живого существа

b. Не лгать

c. Не воровать

d. Не употреблять опьяняющих и одурман. Напитков

e. Не нарушать предписаний о взаимоотношении полов

5. Правилный образ жизни (зарабатывать на жизнь честным трудом, который не вредит ни прямым ни косвенным путем живым существам)

6. Правильное усилие (искоренять вредные привычки и не допускать новых)

7. Правильное направление мысли (не желать ничего приобрести, заниматься самоуничтожением, отбращением к себе)

8. Правильное сосредоточение (радость по поводу освобождения, размышление о пройденном пути, потеря сознания освобождения и впадение в нервану)

Джайнизм.

Религиозно философское учение. «Победа» над законом кармы. Макавира – один из 24 учителей 6в до рх.

Пункты:

1. Жизнь есть страдание

2. Причина страданий: наша душа, будучи самоабсолютной, при входе в тело загрязняется и начинает нуждаться.

3. Смысл жизни: освободиться от нужды, вернуть душе свойство абсолюта

Шаги:

1. Правильное познание

a. Такое сознание, под надзором учителя «тиртхана»

b. Должно складываться по принципу от простого к слоному

c. Лишено всякой тени сомнения

2. Правильная вера (основывается на знание, а не на слепой вере авторитету)

3. Правильное поведение

a. Умение прощать

b. Честность

c. Воздержание от чувственных проявлений

d. Строгость к себе

e. Жертвенность

f. Невозмутимость

После смерти макавира – раскол:

Дигамбары – «одетые светом», «одетые пристранством». Добиться освобождения могут лишь мужчины-монахи. 3 степени монашества: анцврата, махаврата, нирвана.

Гиветамбары - «одетые в белое». Добиться могут как и мужчины так и женщины. Цель – довольствоваться имеющимся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: