Философская мысль византии (Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама). Ее значение для русской философии и культуры

Византия избежала варварского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую грань между античностью и Средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока сохранялись в Византии, не прерываясь.В согласии с античной традицией все собственно науки объединились под именем философии. 6 определений, Ф это.: 1) знание природы сущего; 2) знание божественных и человеческих дел(т. е. всего видимого и невидимого); 3)упражнение в смерти;4) уподобление Богу с помощью мудрости, беспристрастия в суждении и благочестия;5)начало всех искусств и наук; 6)любовь к мудрости; поскольку же истинная мудрость — это Бог, то любовь к Богу и есть подлинная философия.

Дионисий Ареопагит (5 в.) изложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма. Сочинения Дионисия легли в основу дальнейшего развития мистического направления в богословии и философии Византии и Запада.

Иоанн Дамаскин (ок.645-749 гг) теоретик иконописи, поэт, богослов. Перв.календарь дней памяти христианских святых и подвижников принадлежат перв.церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих". Фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: "Диалектика"(излаг.философские идеи Аристотеля), "Книга о ересях"(перечисл.и анализир. учения, противор.христианству), "Точное изложение православной веры" (систематизир.правосл. вероуч.)
Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в мире. Он рассмотрел и обобщил естественнонаучные представления древних, догматы своих предшественников-богословов. Основным методом работы Дамаскина была компиляция на основе аристотелевской логики. Благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было приведено в более-менее стройную систему. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения на православных и католических богословов.Противник "иконоборчества", создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи. Согласно его теории: 1. Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде. 2. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). 3. Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. 4. Изображения святых необходимы. Икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны. 5. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Григорий Палама (1296-1359 гг) архиепископ Солунcкий, защитник православного учения о Божественном свете, исихаст. Учение о Фаворском свете. Сущность непознаваема вообще. Божественная сущность есть Бог, но Бог пресуществен, Его сущность непознаваема даже как категория сущности (в отличие от схоластики, где сущность Бога является таким же категориальным понятием как и остальные сущности, только с трансцендентными характеристиками).Всякая сущность познается в своем проявлении, в своих энергиях. Энергии есть свойства, движения естества, проявленные вовне

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: