Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). Их влияние на европейскую философскую мысль

В основных чертах арабская философия сходна со схоластикой в Западной Европе. Но ее расцвет в хронологич. отнош. предшествует европейской схоластике, что позв. рассм. арабскую философию как связующее звено между античной философией и последующей ступенью европейской философии - схоластикой.

Арабско-греческая философия - звено, посредством кот.осущ. передача европейской средневековой культуре наследия древнегреч.науки и философии. Их вклад в науку и философию предварил тот исторический переворот в мировоззрении человечества, которым ознаменовалась в Европе эпоха становления буржуазных отношений. Жизнерадостное мировоззрение, перешедшее от арабов и питавшееся вновь открытой греческой философией, подготовило материализм XVII -XVIII вв.

Ибн-Сина 980-1037

Идея дуализма. Аллах – творец мира. Развитие мира уже по своим законам (созданных Аллахом). Абсолютным бытием обладает Аллах, а остальные бытием возможным. Мир вне временных координат, т.к является эмоннацией Бога. Народ имеет право на социальный протест, если султан перегибает палку.

Ибн-Рушд 1126-1198

Идея двойственности истины (разума и веры), религия рациональная и аллегоричная

. материю Аллах не творил, она совечна миру.

 

Духовный мир Средневековья и архитектура. Символика культовой архитектуры.

Расцвет архитектурного творчества в эпоху средневековья был вызван тем, что архитектура, непосредственно связанная со всем общественным укладом, была относительно свободна от спиритуалистических сторон средневекового сознания. Идейное содержание В монументальной архитектуре средневековья не только воплотилась религиозная, фантастическая сторона сознания, но ярко и сильно олицетворилась творческая воля человека. Архитектура средневековья, активно обращаясь ко всем сословиям, стремилась захватить, убедить людей, подчинить себе их чувства и помыслы. Синтез пространственных искусств, эмоциональная многогранность образов, чувство динамики архитектурных форм являются крупнейшим завоеванием средневекового зодчества. Огромным достижением архитекторов был также их смелый шаг в разработке эстетической выразительности интерьера. Культовые здания средневековой эпохи вмещали большие толпы народа, властно подчиняли их чувство и мысли своему образному строю, звали людей к моральному единению. В архитектуре наиболее ярко воплотились прогрессивные черты средневековой культуры, с ней связаны наивысшие достижения искусства средних веков.

В 13 - 14 вв средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема. Огромные готические соборы, праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города - крупного торгово-ремесленного центра.

Возраст.значение светск.арх., она станов. разнообразнее по назначению, богаче по формам. Кроме ратуш, больших помещений для купеческих гильдий строились каменные дома для богатых горожан, складывался тип городского многоэтажного дома. Совершенствовалось строительство городских укреплений, крепостей и замков.

Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: