Вопрос Аксиология Вебера Аксиология

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Аксиология М. Вебера: Решает проблему ценностей на фоне различения естественных и гуманитарных наук в рамках проблемы «свободы науки от ценностей».

Предметом гуманитарных дисциплин является не любая индивидуальность, а культурно значимая индивидуальная действительность. Познать же явления в их культурном значении можно только соотнеся их с ценностями.

Ценность является таковой не в историческом смысле, а вообще, с точки зрения исследователя. Иными словами: Вебер рассматривает ценности с точки зрения их присущности к науке. Без ценностей в науке нельзя à Есть два вида ценностей: Культурные ценности и чисто научные (истина, принципы, методы достижения истины). Если Риккерт отрицал в гуманитарных науках особые общие методы, то Вебер говорил, что в гуманитарных науках есть «идеальный тип» (ненужные люди), но соотносится со свободой.

35Вопрос. Аксиология Риккерта

Риккерт отделил ценности от действительности.

Ценность – имеет объективный характер

Вкус – объективное свойство, определяющееся историей, осаждается в культуре.

Отнесение к ценности становится средством гуманитарного познания. Историку важно оценить факт для последующего познания.

Аксиология Г. Риккерта: Исходит из того, что «ценности» – самостоятельное царство Соответственно, мир состоит не из субъектов и объектов, но из действительности и ценностей. Признание самостоятельного мира ценностей вызвано стремлением понять и утвердить объективную природу ценностей. Ценности – это феномены, сущность которых состоит в значимости, а не в фактичности.

История – это наука, изучающая процесс кристаллизации ценностей в культуре. Поэтому лишь изучая историю, философия может подойти к миру ценностей. Философия должна извлечь ценности из культуры, но это возможно при одновременном их истолковании. Есть три сферы: действительность, ценности и их смыслы. Соответственно они постигаются объяснением, пониманием, толкованием. Благодаря принципу ценности возможно отличить культурные процессы от явлений природы с точки зрения их научного рассмотрения. Риккерт противопоставляет метод отнесения к ценности обобщающему методу естествознания, устанавливающему закономерные связи, но игнорирующему культурные ценности и отнесение к ним своих объектов.

Вопрос. Хайдеггер о сущности техники

Техника – дополнение к природе Техника – реализация научных законов в механизмы Хайдеггер акцентирует внимание на том, что философия должна рассматривать не саму технику, а ее скрытую от нас сущность, которая заключается в понуждении природы. Этаустановка отличается от охранительного восприятия природы более ранних эпох. Сущность техники, таким образом, связана с особым ценностным отношением человека к природе, поэтому разрешить проблемы технического развития при помощи самой же техники невозможно, необходимо изменить мировоззрение человека.

Понятие закон

Закон - одно из ключевых понятий теоретического мышления. В диалектической философии оно относится к числу категорий, или предельно общих понятий, выражающих содержание как бытия, так и мышления.
Категория "закон" рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.
1. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.
2. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом.
Таким образом, закон это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и обществ

38 Вопрос. Мифологическое и рациональное мышление

Рациональность – способ мышления, благодаря исходным научным знаниям можно получать конечный результат.

Мышление – разговор человека с самим собой (безмолвная речь).

Мифологическое мышление (от греч. — речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) — архаическая форма осмысления действительности, в которой соединялись первобытные верования, образное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний. М.м. слито с созерцанием, облечено в образную форму, обобщение представлено в виде единично-типического, абстрагирующая способность развита слабо.

В М.м. отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не различаются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности. Устройство первобытного общества переносится на природу, природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой общине путем олицетворения. И наоборот — человек, родовые связи описываются в образах природы. Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять их за классами вещей развита слабо,т.к. еще не сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Объяснение сущности вещи сводится к ее происхождению. Переход от мифологического мышления к рациональному исторически обусловлен постоянным возрастанием свободы творчества человеком своей судьбы через поиск им смысла жизни и составление жизненных планов и программ. Но рациональное мышление оправдывает себя только в условиях стабильного социального порядка, позволяющего предвидеть события с большой степенью вероятности. При любых нарушениях этого порядка человек и общество ввергаются в состояние неопределенности, для преодоления которого годятся любые средства. А поскольку рациональные формы мышления не работают при хаосе, то возрастает роль мистики, уводящей сознание людей в мир вымысла и грез, отучающей их рационально мыслить, воспитывающей у них пассивность и апатию. Это зачастую расценивается только в негативном ключе, как крах окончательный культуры, а не как этап в ее развитии

39 Вопрос. Понятие техники

Смысл и сущность понятия техники, техническое сознание или технический взгляд на мир. Техника является частью культуры. Существует каноническая и проектная культуры. Проектная западная (Шумерско-аккадское царство) - изменение ландшафта. На Дальнем Востоке техника приспосабливалась к природе – каноническая. (природа считалась живым существом). Голова – рассвет, глаз – Солнце. Техника – деятельность по конструированию, использованию, утилизации + артефакты. Этапы развития техники. 1 этап – создавались по разным отраслям, опирающиеся на опыт ремесленников. 2 этап – немецкий учёный Бекман, попытался обобщить все знания ремесленников, производилось в виде систематизации. 3 этап – обобщение на научных принципах, т.е. обучение инженеров. Принцип приблизительности. Система исследований, внедрения, реализация в жизни, совершенствование. Основной принцип – разработка руководства всеми этими процессами. Соотношение науки и техники. Наука разрабатывает принципы, а техника применяет их. Техника и наука развиваются независимо друг от друга. До 20 века техника не пользовалась научными достижениями. Технический образ сознания – осознание себя, как имеющего отношение к технике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: