Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах

 

Исходное средневековое мировоззрение не располага­ло к свободному философскому и научному осмыслению природы. В трактовке познания фи­лософы и богословы исходили из того, что истина уже открыта в Свя­щенном Писании и что человек не нуждается в ее познании, т.к. он создан по образу и подобию Б-га и по собственной природе причастен и истине.

Эта эпоха — наследница античной в том, что касается идеи неоплатонизма, аристотелевской логики, его «физики» (учение о лестнице существ). Унаследовали культуру мысли, арсенал знаний. Их риторика по-своему совершенна, а стиль изложения возвышенно-патетический. Склонность к рефлексии, способность углубленного самопо­знания – Б-гопознание.

Средневековье — альтернатива языческой Греции. Утверждение христианства. Идеологическая нетер­пимость, борьба с любыми проявлениями язычества. Духовный стержень — Слово Б-жье. Духовные пастыри коммен­тируют, пропагандируют, разъясняют тексты Священного Писания.

Важнейшая задача — комментирование библейских текстов, встреча смыслов откровения и человече­ского понимания. Доминирующий метод познания — герменевтика, искус­ство толкования текстов Священного Писания. От­сюда — интерес к проблеме понимания, отношения смысла и Слова, а вместе с ним — знака и значения.

Впервые попытка анализа знака и значения, знания и понимания, вещи «самой по себе» и вещи, постижение которой позволяет прикос­нуться к божественному в ней, содержится в трудах Аврелия Августина (354—430 гг.). Назначение человека - причаще­ние Б-гу, т. е. истинному бытию. Но нужно понять, что это такое. Обычный опыт человека обращен к вещам. Но существуют вещи, которые имеют двойственное назначение: знак, обозначение чего-либо и при этом выступают в собственной функции вещи как таковой. А есть вещи, которые ни­чего не обозначают. Но поскольку все вещи сотворены Б-гом, то в них заложен Его Промысел, и, значит, не существует вещей, не имеющих значения и не являющихся знаками. Познание - обнаружение значения вещи. Доступно всем людям, поскольку значение зависит не столько от вещи, сколько от взаим­ного согласия людей. Вторым и самым важным этапом познания вещи является понимание, т. е. постижение смысла вещи. Смысл — это во­площенное Слово, а понимание — непосредственное прикосновение к самой вещи, это мысль, причастившаяся незначимой Истине, т. е. Б-гу.

Дискуссия о природе общих понятий (универсалий) в связи с попытками комментиро­вания аристотелевских категорий, а также в связи с тем, что в обыден­ном опыте человек сталкивается с индивидуальными вещами, которые классифицируются в соответствии с их принадлежно­стью к родовидовым сущностям. Существует ли общее в вещах? Или это только имя? Или общее существует и внутри, и вне индивидуальных вещей? Реализм как философская концепция, одержавшая победу над иными вариантами решения: общее существует до вещей (в уме Б-га), в вещах как реализация задачи Творца и после вещей. Номинализм, напротив, утверждает: общее существует в уме людей как имя, и после ве­щей, но никак не в самих вещах, которые индивидуально неповтори­мы. Концептуализм связывает общее (род) с сущностью вещи, которая выражается в Слове.

Трактовка человека. Образ и подобие Б-га. Б-г — Творец мира, человек — творец. Б-г даровал человеку свободу, человек способен на поступок. Поступок - всегда действие, но результат действия - синтез Провидения и судьбы. («Человек предполагает, Б-г располагает»). Идея вочеловечения Б-га определяет путь причащения — самопознание, которое призвано открыть человеку Б-га в себе самом. Самопознание возможно в акте исповеди, чтобы раскрыть душу, покаяться, очистить ее и принять искупление. Исповедь призвана поставить под контроль сознание лич­ности все помыслы. Институт Исповеди оказал влияние на человека, побуждал рефлектировать, осмысливать действия, соизмерять с христианской моралью. В истории культуры исповедь и особый литературный жанр (Аврелия Августина, Жан Жака Руссо, Л. Н. Толстого). Европейская культу­ра в высшей степени психологична - влияние исповеди.

Наука в условиях средневековых университетов. Воз­никновении особого типа учености, а процесс институализации хри­стианской церкви, монастырей, религиозных орденов, церковной власти завершился образованием средневековых университетов как учреждений образования и науки. В течение XII—XIII веков возникли Болонский и Парижский, Оксфордский и Кембриджский, Падуанский и Неапольский университеты. Схоластика — результат возникновения университетской науки, формировавшейся и развивавшейся в атмосфе­ре диспутов, а также научных трудов, содержащих суммы истин (Фома Аквинский «Сумма теологии»).

Дискуссия о природе общих понятий связывается с проблемой сущности и существования, проблемой познаваемости мира, с обсуждением возможностей естественного, т. е. человеческого познания природы, с определением методов научного познания, про­блемой связи и соотношения веры и истины, т.е. философии и бо­гословия.

Проблема соотно­шение сущности и существования. Существование предшествует сущ­ности, но сущность как Промысел Б-га предшествует существованию. Например, чело­век соединяет божественное и животное начало, он сам форми­рует свою сущность, значит, существование предшествует сущности, но т.к. в человеке проявляется и божественное, и животное на­чало, существование может противоречить сущности. Ф. Аквинский предложил вариант ра­ционального обоснования бытия Б-га: Б-г создал мир для человека, что послужило основанием для научного изучения природы. Непостижимая божественная сущность может быть по­стигнута не только через откровение, но и посредством познания Его творений.

Проблема связи и соотношения философии и богосло­вия, ученые и богословы не ограничивались определением места фило­софии как служанки богословия. Вы­двинута учеными и богословами Парижского университета идея «двух истин», т.е. истины философии, нуждающиеся в доказательстве, и ис­тины веры, основывающиеся на Откровении. Это положило начало по­степенному обособлению философии от богословия. Как относительно самостоятельные дисциплины оформляются логика, теология, этика.

Для постижения Б-га нужно определение возможностей и путей познания. В этом различие между восточным и западным христианством. Восточное считает, что Б-г познаваем, по­скольку является верующим в момент молитвы. Западное – Б-г не является человеку, божественная сущность постижима только через постижение его творений. Отсюда — установка на исследование природы.

В Новое время идея экспериментального исследования полагает субъекта в качестве активного начала, противостоящего при­родной материи, изменяющего вещи и подчиняющего их себе. Но идея экспериментальной науки возникает раньше, вы­зревает в средневековых университетах, где ученые-монахи создавали экспериментальную науку. Но понятие опыта (эксперимента) ассоциировалось с «пыткой» (опыт) природы, посредством которой ис­следователь должен был вы ведать у природы ее сокровенные тайны.

Среди виднейших представителей средневековой философской и научной мысли можно выделить Дунса Скотта, Роджера Бэкона, Уильяма Оккама. Духовная атмосфера была сложной: с одной стороны - религиозный догматизм и идеологическая не­терпимость, но, с другой - оживленные дискуссии по пробле­мам не только богословия, но и философии. Одна из них — дискуссия о природе общих понятий, которая имела прямое отношение к определению методов научного познания. Обращаясь к определению понятий бытия, сущности и существования, свойств формы и материи, философы прокладывали путь к экспериментальной на­уке. Особая заслуга в обосновании экспериментального метода в науке принадлежит Р. Бэкону (1214— 1294). Он считал, что Аристотеля надо чи­тать в подлиннике, а не по комментариям Авиценны; что современная европейская культура далеко уступает языческой древности в красоте нравственных добродетелей, отстала от арабской культуры в изучении природы, погрязла в бесполезном многословии проповедников. База познания - математика, Большинство его научных работ посвящено оптике. Он утверждал, что все человеческое познание направляет и применяет экспериментальная наука - овладение силами природы. Он противопоставляет магии нау­ку, которая призвана превзойти магию в чудотворстве, полагаясь не на волшебство, а на искусство и исследование бесчисленного множества вещей, свойства которых остаются нам неведомыми единственно из-за нашей лени и небрежности в изысканиях.

Дунс Скот строит свои рассуждения, исходи из определения поня­тия бытия: «Первый объект разума есть сущее». Сущее - предельно широкое понятие по объему, а реально существующее сущее содержит в себе все существующее. Как соотносятся по­нятия единичного и общего? Реальность универсального и единичного как различных ре­альностей одной вещи. Отталкиваясь от индивидуального, познание приходит к постижению универсального - результат познания, но оно открывается позна­нием в самих вещах.

У. Оккам (1285—1349) — последовательный номиналист. Устранение универсалий как онтологически аналогов в абстрактных общих понятий автоматически приведет к устранению из мира необхо­димости, помимо той, что полагалась свободным волеизъявлением Б-га. Знание о мире можно построить не апеллируя к по­добного рода сущностям. Поэтому сущности не следует умножать без необходимости, и то, что может быть сделано на основе меньшего числа предположений, не сле­дует делать, исходя из большего их числа. Без необходимости не следует предполагать и многообразие. Отрицает существование универ­салий как в Б-ге, так и в мире. Если интеллект спосо­бен постигать объект, непосредственно взаимодействуя с ним, то ему не нужен никакой посредник. Прямой контакт с объектом достигается в акте интуитивного познания. Значит, опыт составляет важнейшее условие познавательного процесса.

Эти предпосылки позволяют ис­пользовать имеющиеся знания в качестве строительного материала нау­ки. Выработка умений, навыков практической деятельности позволила накопить значительный массив знаний и рецептур деятельности. Одна­ко эти знания еще не отпочковались от религиозно-мифических представлений, которые сложились исторически.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: