Наука и вненаучные формы познания

 

Мифология. Миф (слово, имя, наименование). Цель — объяснение тех природных явлений и человеческого бытия, которые че­ловек не может понять. Миф повествует: о смерти и бессмертии, возникновении мира, о героических деяниях, достижениях культуры и т. п. Человек объясняет мир из самого себя, видит мир таким же одухотво­ренным и разумным, как и он сам (антропоморф­ность).

Специфика мифа — в неразличении вещи и образа, тела и свойства. Сходство и последовательность событий миф интерпретирует как причинно-следственную связь. Формы мифа — эпос, легенды,сказки, предания. Опирается на историческое предание.

Вся мифология делится на «первичную» (архаические мифы, воз­никшие в глубокой древности) и «вторичную» (мифы, возникшие в рамках развитых религий и тесно связанные с догматическими и док­тринальными положениями).

Своеобразная парадигма человеческого пове­дения. Обрядность основана на традиции, и миф - один из факторов поддержания и сохранения традиции.

Двойственность мифа: а) он относится к реальному миру природы и культуры, объясняя происхождение его многообразия; б) он относится к сакральному, поскольку описывает творческую деятельность сверхъестественных существ.

Язык мифа - это язык символов. Однако образ мифа обретает смысл для человека, если человек живет в мифе, в мифической реаль­ности. В противном случае он воспринимается как сказочный.

Миф - не­устранимый элемент культуры.Сегодня миф — сознательный полуобман, используемый для манипулирования сознанием и поведе­нием человека массы. Человек погуржен в царство мифов, весьма далеких от реальности. Мифо­логическое начало — неустранимый элемент культуры и психической жизни современного человека, поэтому ориентация в обществе и в понимании мотивов поведения людей обусловлена необходимостью учитывать возможности и предпосылки влияния этого начала.

Религия (благочестие, набожность, святыня). Это совокупность идей, представлений, мировоззренческих устано­вок, обосновывающих существование сверхъестественного начала, существующего независимо от природы и порождающего ее. Вера в сверхъестественное — важнейший признак религиозного сознания. В религии понятие сверхъестественного ассоциировалось со сверх­ъестественными свойствами материальных объектов (фетишизм), сверхъестественными отношениями между материальными объекта­ми или между вещами и человеком (магия), со сверхъестественными живыми существами (анимизм, тотемизм), со сверхъестественными личными существами (теизм). Религия наполнена мифами, многие из которых комментарии, разъяснение ритуалов, иллюстрации культа как некоей знаковой системы. Религия тесно связана с искус­ством. Все предметы религиозного культа художественно оформлены. Свое видение жизни религия воплощает в текстах Свя­щенного Писания, а также в процедуре и предметах религиозного культа.

Религия — одна из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания. Основное назначение религии — опреде­ление смысла жизни человека, бытия природы и общества. Способствует по­ниманию единства мира и человечества. Содержит системы истин.

Опирается на механизмы веры, убеждений, знаний (житейский опыт). Религиозная вера поддерживается рефлек­сией, возникает и укрепляется через осмысление трагического опыта индивида. Познание через откровение и медитацию.

Обыденное познание. Предпосылки обыденного сознания (и инди­видуального, и общественного) коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами, коллективными действами, нравственными и иными предписаниями и запретами. Они служат средствами приобщения людей к коллективному социальному и культурному опыту, регулируют отношения людей к природе и друг к другу, выступают в роли предпосылочного знания, на основе которо­го получают новое знание. Общественное (групповое, семейное, этническое и т. п.) обыденное сознание предшествует индивидуальному, дела­ет вообще возможным сознание индивида. Это то, что определяется И. Кантом как а priori, т. е. познание, возникающее из предшествую­щего опыта, полученного многими поколениями людей, и откристал­лизовавшегося в культуре дашюго этноса. Однако индивидуальное сознание несводимо к общественному, поскольку оно связано с эмо­циональным переживанием и осмыслением неповторимого жизнен­ного опыта личности. Человек узнает о мире не столько в процесс его научного исследования, сколько при его жизненно-практическом освоении.

Обыденное познание — это стихийно складывающийся образ мира, порожденный эмпирическими условиями жизни людей и выражаю­щий их потребности и нужды. Это житейское познание, складывающе­еся под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической и т. д. Его результатом является особый вид живого практического знания, которое формируется в процессе повседневной жизнедеятельности и общения людей. Важнейшим способом обобщения повседнев­ного чувственного опыта является здравый смысл, а средством его фиксации — естественный язык (в отличие от искусственного языка науки). Обыденное знание характеризует и то, что в сознании людей мир предстает как нечто тождественное их чувственному опыту, что внешний мир таков, каким мы его воспринимаем. «Наивный реализм».

Неоднородно: включает опыт и реко­мендации к трудовой деятельности, организации быта, медицинские познания, фольклор и т. д. Объектом обыденного познания является повседневность. Консервативность, при­сущую всем аспектам обыденного сознания. Присущарутинизация деятельности. Без обыденного знания наука была бы невозможна.

Донаучное знание - «палеомышление», или «этно- наука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содер­жанию и включает в себя такие, например, достижения, как солнечный и лунный календари, медицинские и другие знания, передаваемые устной традицией, ритуалами и практическими действиями.Достояние избранных лиц (жре­цов, философов, врачевателей).Сейчас делаются по­пытки научного объяснения феноменов донаучного знания (лечения иглоукалыванием).

Результаты обыденного опыта, передаваясь из поколения в поко­ление, составили содержание так называемой этнонауки. Практически у всех народов донаучное знание существовало и использовалось в практике медицины, море­плавания, земледелия, ремесел и т. д.

Наука возникает из потребностей практики. Степин: познание свойств и отношений в практической деятельности впоследствии по­зволяет формировать некий идеальный объект этих вещей, а также их свойств и отношений, и оперировать с ним, как если бы он был реаль­ным объектом. Следующий шаг — использование уже имеющихся знаний и формирование на их основе нового зна­ния.

Художественное познание. Особая форма рефлексии. Опредмечивание в языке искусства мыслей и переживаний о мире. Это самовыражение. Механизм восприятия искусства – эмпатия, отождествление себя с образом. Это познание в единстве с самопознанием. Это источник духовного обогащения. Слиты субъект и объект, индивид осознает свою причастность.

Философское познание. Главная задача – духовная ориентация человека в мире. Формирует общие представления о мире, о его началах, взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. Создает целостный образ мира, соотносит его с человеком. Выступает как самосознание общества, теоретическое выражение его культуры. Обращена к миру в целом, к человеку, как к субъекту культуры. Ориентируется на рациональное объяснение мира. Теоре­тическое рассмотрение и лог-й анализ. Унаследовало от миф-и и религ совокуп-ть вопросов, но это логически упорядоченность знаний, характ-ся стремл-ем теорет-ки обосновать свои по­ложения и принципы.

Концепции взаимоотношения философии и науки

Трансценденталистская: «Философия – царица наук», Позитивистская: «Наука – сама себе философия», Антиинтеракционистская: «Философу – филосово, а ученому – науково», Диалектическая: Философские основания науки.

Научное познание. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании, включающая в себя все условия этого производства. Наука вырабатывает специфические методы исследования и правила научного этоса, развивается в рамках парадигмальных научных программ, принимает особые институцио­нальные формы (лаборатории, институты, университеты, академии), формирует научные сообщества.

Наука и познавательная деятельность, и выраженный в трудах результат в виде совокупности знаний, образующих научную картину мира. Выражается в письменной или устной форме, в спец, искуственных знаках и знаковых системах. Методы: а) эмпирического (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение), б) теоретического: анализ, абстрагирование, обощение, индукция, дедукция, аналогияб);частные (тестирование); общенаучные.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: