Характерные черты классической науки и формирующейся на ее основе модели научного познания

 

Для классической философии и науки (17-19 вв.) характерно представление о человеке как родовом существе. Остается в сторо­не анализ понятия идеального человека, определяемого в абстрактном понятии «человечность», поскольку он находится за пределами эмпи­рически наблюдаемой реальности. В центре вни­мания абстракция человека, раскрытие его всеоб­щих черт, коррелируемых с развитием науки, техники, стандартизацией производства и потребления. Теория Дарвина не предполагала рассмотрение социальных качеств человека, абстра­гировалась от его индивидуальных особенностей, а со­циальная мысль оперировала естественными закономерностями, где человеку не оставалось места. Доминировал идеал, согласно которому объяснение и описание должно включать только характеристики объекта. Ссылки на ценностно-целевые структуры познания, на особенности средств и операций деятельности не было. Процедура объяснения была адаптирована к представлениям об объектах как простых системах. Каузальное объяснение интерпретировалось с позиций лапласовского детерминизма как поиск причин жестко и однозначно порождающих следствия. Вероятностные процессы истолковывались как результат действия скрытых детерминант. В качестве главных требований обоснования теории выдвигалось два принципа: подтверждение теории опытом и очевидность (наглядность) ее фундаментальных постулатов. Идеалом было построение абсолютно истинной картины мира и теорий, точно и однозначно соответствующих объекту. Основным методом построения теории полагалось обобщение опытных фактов.

Новое время - эпоха буржуазных революций, великих гео­графических открытий, становления принципиально новой государ­ственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практике. Рационализация многих сторон общественной жизни: экономики, науки и культуры. Дальнейшее обособле­ние философии от религии, главная задача - определение методологии научного познания. Основ­ные проблемы — теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социаль­ные теории (учение о государстве и праве).

Предпосылки и основания опытной науки. Философские системы и научные идеи античной Греции, культу­ра и университетская ученость Средневековья, научные достижения эпохи Возрождения создали предпосылки. Возникновение науки в собственном смысле этого слова: профессионализация ученых и их подготовка в университетах; институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практическо­го применения достижений науки и социальный престиж ученого.

Дискуссия о природе общих понятий получила свое продолжение в формировании представлений о природе как единстве индивидуальных вещей, которые могут иметь общие родовые признаки и существовать в соответствии с присущими им законами. Открытия в астрономии подрывали средневековые представления о «потусто­роннем» и «посюстороннем» пространстве и времени. Пространство и время трактуются как объективная реальность, одинаковая в физи­ческом смысле. Вывод, что все пространственные и временные точки должны быть в физическом смысле одинаковы.

Представление о природе и человеке как совокупности однородных явлений, существующих на основе общих закономерностей. Наука формируется на эмпирическом базисе, путем наблюдения и эксперимента.

Человеке - творец, деятельность аналогич­на творчеству Б-га. Труд - источник богатства.

Наука - ценность цивилизации: объясняет мир, способствует его пе­реустройству путем создания и внедрения в произ­водство своих результатов в виде новой техники. Возникает особый тип социального развития — научно-технический прогресс. Между естественнонаучными дисциплинами и производством возникает посредник - научно-теоретические иссле­дования технических наук. Возникновение технических наук продик­товано внутренними потребности науки, нуждающейся в опытно-экспериментальной базе (лаборатории), так и практической необходимостью создания новой тех­ники. Но созданные предметы и процессы возможны лишь, когда они соответствуют законам приро­ды.

Технический прогресс обусловливает возникновение инженер­ной деятельности с присущей ей специализацией. Формируются технические науки со своим экспериментальным эмпирическим базисом и своими теоретическими разработками (теории ма­шин и механизмов).

Становление дисциплинарно организованной науки. В XVIII веке наука - система дисциплин, охватыва­ющая все основные сферы мироздания: природу, общество, человека, его сознание. Началось углубление специализации. Развитие естественнонаучного, технического, социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. Возникла потребность в классификации и систематизации знания. Ф. Бэкон - классификация наук по тремя способностям разума человека: память в основе истории, воображе­ние формирует поэзию, рассудок - источник философии. Наличное знание - в форме энциклопедии, как набор разнообразных знаний - наука на стадии накопления и описания научных фак­тов, доминирует установка на разложение сложных вещей на простые и сводить вещей и процессов к элементарным фор­мам. Первая попытка систематизации «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро.

Специали­зация ученых, научных исследований. Потребность в объединении специалистов и создании нового типа коммуникации. Возникают объединения ученых с общими научными интересами. Одно из первых - общество немецких химиков. Коммуникация на национальном языке. Публикации для обмена научной информацией и подтверждения приоритета ученого в его открытии. Возникает собственный язык различных наук. Сообщества функциони­руют в соответствии со своими уставами и регламентом работы. Освобождаются от диктатуры религии и церкви и концентриру­ют свою деятельность преимущественно на решении текущих проблем, возникавших в науке. Новые научные и учебные заведения. Количество научной информации за единицу некоторого време­ни удваивается.

Окончательное размежевание филосо­фии и науки и богословия. Наука и фи­лософия нечто единое до конца 19 — начала 20 веков. Авторитет Священного Писания непререкаем в делах веры. Наука (и филосо­фия) должна быть автономной. Бэкон: философия должна зависеть только от разума. Нанес сокрушительный удар по схола­стике, он считает возможным подвергнуть веру испытанию разумом.

Декарт различает научные знания и религиоз­ные представления. Есть предметы только веры (Троица); есть вещи, которые хотя и подлежат вере, но могут быть ис­следованы естественным разумом (различие между душой и телом), и есть вещи, которые изучаются только разумом.

Наука сосредоточивается преимуще­ственно на познании природы, служит жизни, практике, увеличивает власть человека над природой, она средство: «знание — сила». Бэкон разделяет учение о природе на исследование причин (теоре­тическая часть) и получение результатов (практическая часть). Первая исследует недра природы, вторая переделывает ее. Но природу побеждают, только повинуясь ее законам, познание законов природы — важнейшая задача науки.

Бэкон был одним из первых, кто предпринял критику познаватель­ных способностей человека, которые могут быть источником заблуж­дений. На пути познания заблуждений — 4 вида «идолов»: рода - ограниченность чел ума, органов чувств. Показания чувств должны проверять; пещеры — индивидуальное заблуж­дение; рынка — ложные понятия, порожде­ны употреблением неправильных слов; театра — на основе некритического усвоения различных философских взглядов и систем.

Декарта - раз­ум как духовная субстанция имеет в себе врожденные, вложенные Б-гом, идеи: идея Б-га, материальной и духовной субстанции, чисел, фигур, геометрических аксиом. Особое место - идея Б-га как совершеннейшего существа. Сомнение в существовании внешнего мира утрачивается до­казательством существования Б-га. Если есть другие идеи — идеи внешнего мира, то это означает, что Б-г вложил способность понимания природы и ее законов. Разум - высшая познавательная инстанция, основание по­знания - рационализ­ма. Врожденные идеи не может изменить жизненный опыт, только подтвердить их истинность. Поэтому человек не нуждается в чувственном опыте. Ошибка считать, что идеи по­добны внешним вещам. У человека склонность верить своему опыту, но она может быть направлена и к ложному.

Бэкон дал научное обоснование индуктивного метода познания, который освобождает от идолов - движение мысли от фактов, накопленных в на­блюдениях и экспериментах, к теоретическим обобщениям (законам науки, аксиомам, теориям и т. п.). В науке глав­нейшим методом является эмпирический (наблюдение и эксперимент). Исследование природы - либо от экспериментов к экспериментам, либо от экспериментов к аксиомам, которые указывают на новые экспе­рименты. Поэтому в науке различаются такие разделы, как научный опыт и истолкование природы. Вторая часть науки - Новый Органон, рассмотрение всех форм перехода от экспериментов к аксиомам или от аксиом к экспериментам. Доказательство с помощью дедуктивных умозаключений создает неразбериху. Но видел уязвимость и индуктивного ме­тода. Во-первых, индукция дает проблематичное вероятностное умо­заключение, в то время как дедуктивный метод приводит к выводам, которые следуют с необходимостью, Во-вторых, существуют три вида индукции — полная, неполная и ис­тинная. Полная индукция - перечисление призна­ков всех предметов некоторого класса. Ее вывод вполне достоверен. Разновидность неполной индукции через перечисление признаков даст шаткие заключения, вынося решение большей части на основании меньшего, чем следует, количества фактов, и притом только тех, которые имеются налицо.

Декарт - дедуктивный метод. Познание вещей двумя путями - эмпирическим или дедукции. Опытные данные о вещах часто бывают обманчивыми, дедукция всегда верна. Но строить дедуктивные умозаключения необходимо, опираясь на некоторые самоочевидные, ясные и не требующие доказательства ак­сиомы. Истинное знание не дастся ни с помощью органов чувств, ни с помощью рассуждений. Необходимо начинать с критической проверки имеющегося знания. Все сомнительное ложно. Принцип методическою сомнения. Един­ственным достоверным источником истины является разум: «Я мыслю, следовательно, я существую». Требование объективности по­знания. 4 правила рационалистического познания: ясности и отчетливости познания (включать в суждения только то, в чем нет повода подвергать сомнению); делить исследуемое затруднений на столько частей, сколько это возможно, для лучшего их преодоления; начинать познание с более простых предметов, потом к сложным; не упускать ничего существенного (составлять полные и общие перечни).

Бэкон - основатель опытной науки («Новый Органон, Новая Атлантида), материалистические взгляды на природу, обоснование индуктивному методу и его роли в позна­нии. Задача познания - завоевание природы и совершенствование чел жизни. Знание — сила, если опирается на исследование явлений природы, повинуется природе и руководствуется позна­нием ее законов.

Правильное познание - господство людей над природой. Естествознание — мать всех наук. Теория«двойственности ис­тины»: у теологии объект Б-г, у науки — приро­да. Нужно разгр-ть сферы их компетен­ции. Б-а творец мира и человека, он объект веры. Знание независимо от веры. Но истины религии и истины науки в итоге совпадают. Критик схоластической философии, кот явл-ся главным препятствием для природы, т.к. слишком абстрактностна. Источник знания чувст­венный опыт. Верный путь - от единичных явлений и простей­ших умозаключений к самым общим положениям. Пер­вое условие - усовершенствование методов обобщения, образования понятий - индукция. Создание нового метода познания: 1) наблюдение фактов, 2) их систем-ия и классиф-ия, 3) отсечение ненужных, 4) разложение явления на составные части, 5) проверка фактов на опыте и 6) обобщение. Про­тивопоставил индукцию дедукции. Но рас­крытие внутренних причинно-следственных связей и законов природы возможно только путем обработки данных органов чувств и опыта теоретическим мышлением, разумом.Сис­тема классиф-и наук: Память в основе естественной и гражданской исто­рии, воображение —поэзии, рассудок - математика, естествознание и философия.Главная цель познания — открытие причин предметов. При­чины бывают действующими и конечными, целевыми. Физика изучает действующие причины, а метафизика рассматривает цели, или конечные причины. Главная задача естествознания — изучение действующих причин. В этой области познания наука физика занимает центральное место. В ней Бэкон усматривает суть естествознания. Механику он рассматривает лишь как при­менение знаний о действующих причинах, математику как вспо­могательное средство для естествознания, не имеющее своей соб­ственной цели.

Дуалистическая Ф Декарта («Рассуждения о методе», «Начала философии»). Мир творение Б-га, отрицает его ед-во, он состоит из 2 самост независ-х субстанций: дух-ой и матер-ой. Атрибут матер-ой - протяжен­ность, атрибут дух-ой — мышление. Чел – механ-ое соед-е души и тела. Движения зависят от тела, а мысли связаны с душой. Субстанция - вещь, кот в своем сущ-нии нужд-ся только в самой себе. Соверш-ая субст Б-г, он причина «самого себя». Мир разделен на два рода самост субст-й, не связ-х друг с другом.

В Ф исходно мышление - идеализм. В физике и физиологии – материя, т.е. все, что имеет объем, занимает пространство, она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, кот отлич-ся величиной, фигурой и направлением мех-го дв-ия. Движение материи – перемещ-е частиц в пространстве. Есть источник движения, первоначало – Б-га, сотворивший материю вместе с движением и покоем. Запах, цвет, теплота и т.п., не качествами, а только чел ощущения.Нет кач-го различия между неорга­н-ми и орган-ми явл-ми. Животные - как машины.Чел – своеобр-й механизм, но в нем две субстанции и имеются врожденные идеи.

Лейбниц. Теор познания – рационалист. Врож­денные идеи — не готовые понятия ума, а зародыше­вые состояния интеллекта, не осознанны и посте­пенно развиваются до полного осознания. Чувственные данные необходи­мы для познания, но они не в состоянии раскрыть необходимость и всеобщность истины, только умом. 2 вида истин: необходимые (истины разума) и случай­ные (истины факта). Истины разума — вечные истины: понятия субстанции, бытия, принци­пы логики и математики и т.п., не мб опровергнуты. Содержание истин факта (законы природы) достигается разумом из показаний органов чувств - нуждаются в оправдании опытом. Заслу­га Лейбница состоит в том, что он впервые сформулировал.и обосновал закон достаточного основания как закон логики.

Основные философские принципы возможно обосновать правилами логики. Рассуждения основываются на двух принципах: противоречия - считаем ложным то, что скрывает в себе противоречие, и истинным то, что противоположно, или проти­воречит ложному; достаточного основания - усма­триваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или дей­ствительным, ни одно утверждение справедливым без достаточно­го основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны. Достаточное осно­вание должно быть также и в истинах истинах фак­та. Истины разума имеют всеобщий характер и достаточное основание, так как в них от­ражается необходимость. Истины факта по причине своей случайной природы имеют вероятностный характер.

Движение познания - переход от перцеп­ции (неосознаваемых восприятий) к цельному восприятию, и от него — к рефлексивным актам. Люди, ограни­чивающие познание только восприятиями, действуют как неразумные животные.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: