Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания

 

В философии объект - то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъ­екта. Объект так или иначе противостоит субъекту, не сливаясь с ним, даже если объект сам субъект. В данном понимании объекты - природа и человек, предметы культуры и явления со­знания. В отличие от объекта предмет - явление бытия, рассматри­ваемое вне контекста его отношения к субъекту. Объектом может выступать лишь то, что фактом своего существования либо наличием определенных свойств инициирует активность субъекта. В этом смысле без объекта нет субъекта. Источник активности субъекта - его внутреннее состояние, потребно­сти, побуждающие к деятельности, мотивирующие. Поэтому вне субъекта нет объекта.

Ключевая проблема научного познания - установление соотно­шения знаний и мира. Одной из причин кри­зиса физики 19-20 веков было рассогласование между теоретическими конструктами и здравым смыслом, с формировани­ем понятий, никак не сопрягающихся с чувственным опытом. В поисках ответа ученые отказались от философских понятий, которые были традиционными (вещь и материя). Их место за­няли концепции, опирающиеся на понятие реальности как того, что реально существует, но природа его неизвестна, и ученый не обязан отвечать на этот философский вопрос. В понимании специфики объекта актуализирует­ся понятие общества как реальности особого типа. Возни­кают затруднения, т.к. неоднозначно определение реальности в целом, специфики социальной реальности и проблемы ее существования.

Встает проблема реальности того общего, что отражено в мысли и сформулировано в слове. И реа­лизм, и номинализм признают независимое от сознания существование объекта познания. Противоположность номинализма и реализма в их понимании онтологического статуса общих понятий, а также теоретических конструктов, которые по преимуще­ству и составляют понятийный аппарат науки. Реализм признает на­личие объективного содержания в общих понятиях: оно существует в единичных вещах. Номинализм: реальна лишь единичная вещь, а общее понятие лишь имя, языковая конструкция, основанная на реальном сходстве предметов. Абстрактные объекты, которые в чувственном опыте не даны, не обладают действительным существованием, только в язы­ке материально воплощаются. Номинализм получает свое историческое оправдание в связи с тем, что он явился философской основой возникающей эмпириче­ской науки: вне чувственного опыта как непосредственного контакта с объектом познания нет никакой реальности. Реализм же уводил науку в схоластическое теоретизирование, далекое от жизни человека и природы.

В современной философии общество - совокуп­ность всех форм взаимодействия и объединения людей, обусловливающая их всеобщую взаимозависимость. Познание общества предполагает использование те­оретических объектов, описание которых невозможно без абстракций. Реализм: в общих понятиях выражаются реально существующие со­циальные процессы. Поппер: реализм не замечает, что социальные целостности (группы, нации, классы, сооб­щества, цивилизации и т. п.) являются не эмпирическими объектами, а в очень большой степени конструктами распространенных социальных теорий. Они относятся к некоторым идеальным объектам, существование которых зависит от теоретических допущений.

Реализм — универсальный принцип социальной философии (Платон, Аристотель, Августин, Гоббс, Кант, Гегель, Маркс, Конт, Спенсер). Но его обоснование вызывает трудности. Во-первых, логическое следстви­е реализма - отрицание роли личности в истории. Удел личности - смириться с объективным ходом исторического процесса. Во-вторых, реализм обосновывает приоритет коллектива, общества, государства и других социальных институтов над личностью. В-третьих, из социологии устраняется понятие личности, подменяемое понятиями «массы», «толпы», «исторического типа личности» и т. п. Игнорируется реаль­ный вклад реального индивида в исторический процесс. 19-20 века - поворот к номинализму. Обоснование номинализма в «двусмысленности» и «неод­нозначности» понятия «общества». Отрицает реальное существование общих понятий, идеальных теоретических объектов (идеальный газ). Это распространяет­ся и на понятие общества, его структур и социальных свойств. Ведь общество - принципиально не наблюдаемый объект. Эмпирически на­блюдаемыми являются продукты объективации человеческой деятель­ности - мосты, здания, книги, действия и поведение конкретных индивидов. Таким об­разом, последовательное проведение концепции номинализма таит угрозу утраты предмета социально-гуманитарных наук.

Человека как предпосылки и субъекта социально-историческою процесса. Философская антропология — уче­ния о человеке, исследующее своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня и каким он может стать в будущем, каковы истори­ческие судьбы человечества. Человек — это сложнейший мир, объеди­няющий природные и духовные качества. Подходы к пониманию природы и сущности человека. Биологизаторский подход абсолютизирует биологическую сущность, обнаруживает свою несостоятель­ность, когда мы пытаемся определить отличие людей от высоко­организованных животных. Передача программы поведения у животных через ДНК, у людей - язык, членораздельная речь, показ и пример. Место генетического кода у че­ловека занимают нормы, место наследственности - преемственность и традиция. Это культура. Культура отличительный признак человека сообщества. Гипертрофирование социальной стороны порождает педагогические, медицинскик и социальные проблемы (недооценка био­логической природы – малый МРОТ). Природа человека - един­ство биологического и социального.

Человек создает символы. Язык пре­ломляет значения мира вещей. Чем богаче язык, тем сложнее внутренний мир. Есть общение — есть социальные отношения, и наоборот. Человек — существо деятельное. Виды человеческой деятельности формируют и его способности к ним. Деятельность сознательно­волевая. Человек — существо общественное. Но социальность не исключает индивидуализации. Человек — существо, созидающее самого себя. Может и разрушать самого себя. Человек — существо аксиологическое. Оценивает природные и со­циальные явления, руководствуется системой ценностей. Субъект моральной ответственности перед самим собой. Человек - уникальное существо, ибо он создает себе среду обитания и живет в ней. Человек - существо историческое: он сам сознательно творит свою историю, предвидит будущее, а не являет­ся подобно животному только объектом истории. Человек — философ­ствующее существо.

Ключевая проблема гуманитарных наук — это проблема понимания.
- непосредственные объекты – индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям;
- его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого;
- сложный очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники;
- для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существующих исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что характерно для естествознания – номотетический метод – это главное различие двух типов знания);
- объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;
- абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь – вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании;
-в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном знании – понятием «культура».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: