Субъект социально-гуманитарного познания

В современной философии индивидуальный субъект - единичный, конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий собственную биографию, находящийся в коммуникативных отношениях между людьми. Как индивид субъект осознает себя в ка­честве «Я» и, вступая во взаимоотношения с другими людьми, осозна­ет их в качестве «Другого». Вне контекста «Я» и «Другой» социальный индивид не существует. Субъект неотделим от объекта, т. е. от всей ре­альности, независимо от того, на что на­правлена его активность - на внешний мир или на самого себя. Объект не сливается с ним, нетождественность является предпосылкой успеш­ности предметно-практической и духовной деятельности.

Понятие индивидуального субъекта раскрывается в философии че­рез категории «Я» и через понятие личностного знания. «Я» - непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни: «Я» воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания. «Я» — это единство моей ин­дивидуальной биографии, это то, что гарантирует мою самоидентич­ность. «Я» - это то, что управляет моим телом, это инстан­ция, обеспечивающая свободное принятие моих решений и несущая ответственность за их осуществление и последствия».

В истории философии проблемой было единство уникальности и всеобщности человеческой природы, слитое в отдельном индивиде. Эта проблема решалась рассмотре­нием соотношения трансцендентального и эмпирического «Я». Трансцендентальный субъект — субъект вообще, идеальный субъект, наделяется абсолютными свойствами, наблюдающее сознание вообще, не ошибаю­щееся, не заблуждающееся, мыслящее всегда правильно, это непси­хологический, идеально мыслящий феномен, которого нет в природе. Это субъект, который предпола­гается в строго научном познании, т. е. естественно-математическом, внеэмпирическом. Проблема соотношения трансцендентального и эмпирического субъекта. Реальный процесс по­знания осуществляет конкретный эмпирический субъект, телесный, действительный, существующий во времени и в контексте определен­ной культуры и социума. Он представляет целостность мышления, деятельности, чувства, соответствует психологическому субъекту, хотя и не тождественен ему, имеет индивидуальную и коллективную со­ставляющую. Это человек познающий - волящий, чувствующий, оценивающий, заблуждающийся, живой человек. Именно такой эм­пирический субъект является реальным носителем и производителем знания.

Анализ трансцендентального, осуществленный Кантом, показал зависимость моего «Я» от языка и культуры, т. е. от той понятийной сетки, которой мы все пользуемся в процессе познания и которая, как полагал Кант, делает мой опыт достоверным и значимым для всех участников позна­вательного процесса. Неклассическая эпистемология выделяет такие особенности «Я», как телесная воплощенность, неполная самоочевид­ность (многое в «Я» скрыто и от нас, и от наблюдателей) и «Я» как продукт коммуникации. Коммуникация осуществляется в пространстве и во времени посредством объективных средств средства (язык, действия, вся система знаков культуры), которые обладают свойствами интерсубъективности, т. е. общезна­чимости. Объективные значения знаков языка предполагают субъективно-личностные смыслы, благодаря которым коммуникация «Я» и «Другого» наполняется взаимо­пониманием. Бахтин: «Точные науки - это монологичная форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит безгласная вещь. Лю­бой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и по­знан как вещь. Но субъект не может изучаться как вещь, т.к. оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим».

Полани: принципиальная неустранимость субъекта, это необходимый элемент знания. Выделяет два типа дополняющих друг друга знания - явное и неявное, отда­ет предпочтение второму как необходимому основанию логических форм познания. В чувственном познании неосознанные ощущения составляют эмпири­ческий базис, благодаря чему информация, получаемая через органы чувств, значительно богаче той, что проходит через сознание: «человек знает больше, чем может сказать». Но, несмотря на личностный характер познания, субъект способен формировать адекватную картину мира. Приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить так, как это следует из рекомендаций научной элиты, авторитет которой в сознании субъекта непререкаем.

Специфика социально-гуманитарного познания увеличивает личностное участие субъекта познания, который выражает свое особое отношение к процессам в обществе, обосновывает свою оценку фактов общественной истории. Субъект социально-гуманитарного познания живой человек, в познавательный процесс включены не только рациональность, разум и рассудок, но и эмоции и чувства, иррациональные, смутные образы, интуиции (искусство). Субъект ищет закономерности общественных процессов, экстраполирует тенденции сегодняшнего дня на будущее, выражает стремление к лучшему и стремится определить пути реализации своих социально-политических и гуманитарных идеалов.

Субъект гуманитарного познания наделен талантом психолога, он широко образован, особенно в области мировой и отечественной истории, начитан, владеет огромной массой фактического материала, всесторонне информирован о происходящих в своей стране и мире процессах, Он сравнивает, обобщает, анализирует и оценивает факты с позиций гуманистических идеалов. По призванию – эксперт, научно оценивающий социальные проекты, политические действие власти и партий, он - совесть народа. В реальность же ученый не свободен от власти, работодателя и заказчика, от предрассудков общественного мнении, от сложившихся традиций и т. д. Вся его жизнь и деятельность компромиссы.

Одного из вариантов доказательства познавательных возможностей субъекта - принцип презумпции доверия позна­ющему субъекту, доверии ему как ответственно поступающему в получении истинного знания и в преодолении его заблуждений. Устремленность субъекта по­знания к истине - это своего рода «презумпция».

Коллективный субъект. Постановка вопроса о субъекте познания предпола­гает выявление роли надличностного предпосылочного знания (предшествующее знани­е, опираясь на которое, человек обеспечивает приращение и развитие знания), создателем которого является коллективный субъект, т. е. все человечество. В наиболее развернутой форме идея надличностного знания, абсолютного духа в философии Гегеля, где абсолютный дух объективируется в действи­тельности, в обществе, религии, философии, искусстве. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни, субъективный дух - сферу индивидуального сознания, абсолютный дух реализуется в ис­кусстве, религии, философии. Объективный дух понимается Гегелем как сверхиндивидуальная духовная целостность, возвышающаяся над единичными волями. Хотя Гегель и формулирует идею некого внеличностного духа, являющегося субъектом самопознания, он не тождественен современному пониманию коллективного субъекта.

Коллективный субъект - носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, формируемый в межесубъектной коммуникации и реализующий общепринятые нормы познания, разделяющий общие теоретические установки, объединен и общими исследовательскими задачами. Возможны аналогии с индивидуальным субъектом: целеустремленность поисковой деятельности, коллективное решение познавательных задач, коллективное мышление по пи «мозгового штурма», коллективной памяти, традиций, образцов, р работка методов научного исследования, коррекция работы по результатам анализа проделанной работы и устранение ошибок и т. д. Иногда говорят об эмоциональной составляющей - коллективные настроения, общие переживания и т. п. Но чувства существуют только внутриличностно, и можно говорить лишь о кол­лективной опосредованности чувств индивидов. Особенность коллективного субъекта - хотя он состоит из индивидуальных субъектов, изменение коллектива относительно независимо от входящих в него индивидов.

Научное сообщество — самый многочисленный. Это объединение ученых, работающих в одном направле­нии, разделяющих общие теоретико-методологические установки, его формирование осуществляется в системе образования и научной коммуникации. Социально-гуманитарное познание формирует дисциплинарно структурированное науч­ное сообщество. Можно говорить об ангажиро­ванности научных исследований. Интересы и творческие поиски науч­ного сообщества, как правило, выполняют определенный социальный заказ и в то же время не могут абстрагироваться от состояний обще­ственного сознания, от состояния общества в конкретный момент его истории.

Научные школы создаются, как правило, выдающимися учеными. Возникают стихийно, состав образуют ученики и последователи.

Исследовательские группы - создаются для выработки рекомендаций в локально огра­ниченной сфере общественной жизни (проблемы транспорта, торговли и т. п.)


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: